-
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и Примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ
Т. А. Копцевой по УМК «Гармония». Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
— Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357;
— учебного плана МОУ СОШ с. Большой Мелик на 2013/2014 учебный год;
-Примерной государственной программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ Т. А. Копцевой по УМК «Гармония». Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011 г.
Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.
По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально-логическое мышление, изобразительное искусство направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры.
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования будут реализованы следующие задачи:
– развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть» – культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;
– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой художественной культуры;
– развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель, цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.
Общая характеристика учебного предмета
Программа по изобразительному искусству «Природа и художник» рассчитана на четыре года обучения. Система художественно-творческих занятий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности:
1 класс – «Художник и природа родного края».
2 класс – «Художник и природа Земли в прошлом, настоящем и будущем».
3 класс – «Художник и природа разных стран мира».
4 класс – «Художник, природа и Я».
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.
В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:
Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.
Ученик начальной школы способен создать образовательный продукт и получить образовательное приращение, если он овладел основами творческой, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому педагог не только предоставляет детям свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием, знакомит с азбукой и языком изобразительно искусства. Чем большую степень включения ребёнка в конструирование собственного образования обеспечивает педагог, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация школьника.
Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой, – допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учащихся. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению участников образовательного процесса к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения цели. Кроме того, одновременная презентация школьниками разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряженность, побуждающую присутствующих к личному самодвижению и эвристичеcкому поиску решений. Способствует постепенному переходу от обучения к самообразованию.
Выстраиванию личной траектории развития каждого ученика способствуют:
– его самостоятельная работа на занятии изобразительным искусством под руководством педагога и дома (работа по собственному замыслу);
– работа в паре, в группе или выполнение коллективных работ (например, коллективного панно «Весна» или др.);
– участие в организации и проведении интегративных занятий (например, «Театр», «Танец» и др.) и праздников искусств, участие в проектной интегративной деятельности (например, «Театр кукол» и др.);
– участие в организации и проведении выставки результатов изобразительного творчества (групповая или персональная, передвижная или стационарная, одной картины или тематическая и т.п.);
– участие в реализации серии художественных проектов (например, «Подарок»: «Школьник – школе», «Школьник – детскому саду», «Школьник – студенту» и т.п.). Такая работа может включать оформление альбомов, книг, открыток, создание коллективного панно, тематических выставок, а в 3–4 классе – выполнение презентаций (например, «Портрет», «Автопортрет», «Образ мамы», «Будущая профессия», «Пассажирский транспорт», «Древо жизни» и т.п.); участвуя в проекте «Украсим стены школы», учащиеся при поддержке взрослых придумывают и реализуют планы оформления своего образовательного учреждения (например, создают серии коллективных панно: «Времена года», «Культуры мира», «День-ночь» или др.).
Все эти формы организации художественно-творческой деятельности учеников начальных классов способствуют взаимопроникновению содержания урочной и внеурочной деятельности, общего и дополнительного образования, укрепляют связи между семьёй и школой, дошкольными и школьными учреждениями, обогащают межшкольные связи, помогают самоопределению и самореализации личности, обеспечивают преемственность и перспективность обучения.
Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.
Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки, возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях индивидуального развития ребёнка.
Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей.
Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности.
Любое положительное проявление творчества юного художника (автора) находит поддержку и сопровождение педагога. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученику. Педагог внимательно анализирует его возможности и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения им своей образовательной траектории.
Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства, эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.
Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др.
Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я–художник», «я–зритель», «я–слушатель», «я–эксперт», «я–экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру. М. Бахтин писал, что для художника «нет «безгласных вещей», мир художника это всегда «выразительное и говорящее бытие». Создание ситуации творческого общения, созерцания и созидания «говорящего бытия» важнейшие условия урока, организованного на принципе диалогичности. Создание атмосферы «неравнодушного» заинтересованного освоения искусства, через искусство, в формах искусства и средствами искусства – это «формула» положительного эмоционального фона обучения.
Чтобы организовать творческую деятельность младших школьников, учитель использует диалог, как образовательную ситуацию, цель которой – вызвать мотивацию и обеспечить деятельность юных художников в направлении познания образовательных объектов и решении связанных с ними проблем. Роль учителя в учебном диалоге – организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение школьником созданного образовательного затруднения.
Эффективна образовательная ситуация, когда юному художнику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими подобными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность – «диалог культур», в которой ребенок-зритель-исследователь входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, что помогает выработать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.
Место учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 часу в неделю: 33 часа – в 1 классе и 34 часа – во 2–4 классах.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» способствует развитию художественно-образного восприятия мира, пониманию его ценности для эмоционального, эстетического развития человека, развитию способности средствами искусства понять собственное видение окружающего мира, творчески осмыслить его и передать в творческой продуктивной деятельности. Критериями эффективности учебной работы являются требования к результатам освоения программы по изобразительному искусству, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.
Ценностные ориентиры начального общего образования в области изобразительного искусства
Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привели к необходимости отказа от признания знаний, умений и навыков основными итогами образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определенных действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я-автор», «я-зритель», «я-ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.
Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки системы начального образования в области изобразительного искусства:
– формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважения истории и искусства каждого народа; анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процесс образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т.п., таким образом, он обогащает душу опытом чувствований так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;
– развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;
– развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности: созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты свой деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;
– развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несет творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т.п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально-значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремленность и настойчивость в достижении цели.
Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся в разных видах художественно-творческой деятельности.
-
Содержание разделов и тем учебного курса
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования — «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» — компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
– скульптурными материалами: пластилин или глина;
– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
– Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
– Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
– Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
– Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
– Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
– Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
– Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста. Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира — мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий — низкий», «большой — маленький», «далекий — близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе «Художник и мир искусства» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, — вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.
-
Учебно-тематический план
Количество часов | |
Художник и мир природы | 8 часов |
Художник и мир животных | 9 уроков |
Художник и мир человека | 11 часов |
Художник и мир искусств | 6 уроков |
Итого: | 34 часа |
|
|
-
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
-
Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность
-
Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы
-
Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация
-
Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ
-
Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла
-
Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств
-
Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы
-
Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)
Формы контроля уровня обученности:
-
Викторины
-
Кроссворды
-
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
-
Тестирование
5.Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся применительно к различным формам контроля знаний.
Оценка «5»
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4»
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка «3»
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «2»
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока.
Оценка «1»
Отменяется оценка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2».
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
УЧЕБНИКИ: Копцева Т. А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
-
Копцева Т. А.Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
-
Копцева Т. А. Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Для учащихся:
-
Копцева Т. А .Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013 г.
Тема урока | Средства наглядности | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Формирование УУД | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||||||||
I
1 | Художник и мир природы
Творческая папка художника |
| 8ч
1 | УИПЗЗ | Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка). Художественные материалы. Рисунок на свободную тему отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования — визитная карточка художника.
| Уметь выполнить рисунок по собственному замыслу. Знать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий. Коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
|
| 5.09 |
|
2 | Лучезарное солнце |
| 1 | УИТ | Знакомство с произведениями изобразительного искусства, в которых образ солнца представлен оригинально.
| Уметь выполнить рисунок по собственному замыслу, использовать композицию рисунка в выразительных целях | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать оригинальный замысел предстоящей работы Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
| Принести на урок упавшие литья дуба | 12.09 |
|
3 | Деревья- долгожители | ЭОР | 1 | КУ | Деревья-долгожители планеты: дуб и баобаб и др., поражающие своими размерами.
Образ дуба в творчестве разных художников: живописцев, графиков и в детском изобразительном творчестве. Приёмы изображения дерева-великана углём (сангиной, соусами или пастелью): торцом, плашмя, растирка.
| Уметь использовать иллюстрацию для выразительных возможностей художественных материалов. Знать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
| Выполнить наброски деревьев с натуры | 19.09 |
|
4 | Необычные цветы | ЭОР | 1 | УИТ | Разнообразие растительных форм в природе. Цветы-гиганты: «тёплый цветок», «красная чаша» или др. Сравнение размера гигантских цветов с человеческим ростом.
| Уметь передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Знать, что сравнение используется , как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
|
| 26.09 |
|
5 | Камни- самоцветы |
| 1 | УЖ | Природная красота уральских самоцветов. Иллюстрации к сказке П.Бажова «Каменный цветок». Многообразие зелёных оттенков малахитового камня: светлые и темные, тёплые и холодные.
| Уметь передавать природную красоту уральских самоцветов Знать приёмы получения малахитовых переливов цвета: в технике акварели по-сырому или в результате смешения разноцветных жгутиков пластилина. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
| Выполнить декоративную вазу используя стеклянную или пластмассовую баночку и пластилин | 3.10 |
|
6 | Бусы из ягод и гир- лянды цве- тов |
| 1 | УИТ | Ритмическое чередование природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке. Ритм – выразительное средство декоративной композиции. Ювелир – художник, который создаёт декоративные украшения: бусы, серьги, кольца, браслеты. Выразительность цветового оформления ювелирного украшения: тёплая и холодная цветовая гамма. Бусы, выполненные на основе цветового круга.
| Уметь передавать ритмическое чередование природных форм: ягоды, листья или цветы на ветке.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
|
| 10.10 |
|
7 | День и ночь |
| 1 | УОСЗ | Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Выразительность ночных пейзажей. Стихи о ночи, звёздах и луне. Контраст белого и чёрного цвета. Выразительность графических техник: тушь с пером, палочкой на белой бумаге; белыми, серебряными, золотыми гелевыми ручками на чёрном листе бумаги (чёрным — по белому, белым – по чёрному).
| Уметь передавать выразительность ночных пейзажей. Знать о контрасте белого и чёрного цвета.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Изобразить образ вечера или утра | 17.10 |
|
8 | Мир при- роды дарит нам материа- лы для твор- чества | Презентация | 1 | УИТ | Богатства Земли: камень, земля, глина, дерево – природные экологические строительные материалы. Животные – искусные строители (соты, муравейник, гнездо, берлога и др.). Традиционные жилища жителей разных широт: из снега – иглу, из глины – хата, из бревна – изба.
| Уметь рисовать на тему «Дом». Знать традиционные жилища жителей разных широт: из снега – иглу, из глины – хата, из бревна – изба.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
|
| 24.10 |
|
II
9 | Художник и мир животных
Тайны подводного мира |
Презентация | 9 ч
1 |
УИПЗЗ | Богатство природных форм подводного мира: кораллы, медузы, морские звёзды и др. Необычные формы раковин моллюсков: «Наутилус», «Рог тритона» и др. Загадки про обитателей подводного мира: краб, рак, улитка или др. Архитектурные постройки, напоминающие форму раковин, гротов, морских звёзд или др. Грот в усадьбе Кусково.
| Знать о богатстве природных форм подводного мира: кораллы, медузы, морские звёзды и др. Необычные формы раковин моллюсков: «Наутилус», «Рог тритона» и др. Загадки про обитателей подводного мира: краб, рак, улитка или др. Уметь выполнять иллюстрации, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Принести книги или рисунки про динозавров | 31.10 |
|
10 | Динозавры | ЭОР | 1 | КУ | Динозавры – вымершие пресмыкающиеся. Путешествие на машине времени в прошлое, к динозаврам. Сочинение сказки «Я в царстве динозавров». Хищные и травоядные динозавры. Самый большой динозавр – диплодок — был 30 метров в длину и 15 — в высоту. Палеонтологический музей хранит окаменелые останки динозавров и их гигантских яиц.
| Знать, что Динозавры – вымершие пресмыкающиеся. Уметь сочинять сказки «Я в царстве динозавров».
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Выполнить любые рисунки или поделки на свободные темы | 14.11 |
|
11 | Черепахи | ЭОР | 1 | КУ | Черепахи – животные долгожители, живущие до 300 лет. Загадки, рассказы, сказки и мифы о черепахах. Три черепахи – символ единства семьи и крепости родственных связей трёх поколений: старшего, среднего и младшего. Выразительность графических и объёмных изображений черепах. Влияние разных размеров и форм листа на замысел рисунка.
| Знать о влиянии разных размеров и форм листа на замысел рисунка. Уметь передавать выразительность графических и объёмных изображений черепах.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в коллективных видах деятельности. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Выполнить рисунки на тему «Иллюстрация: сказочные лилипуты и великаны» | 21.11 |
|
12 | Насекомые-гиганты |
| 1 | КУ | Путешествие на машине времени в прошлое, к динозаврам. Сочинение сказки «Я в царстве динозавров». Меганевра – насекомое гигант, размах крыльев до 1 метра. Сравнение больших объектов с маленькими. Иллюстрации разных художников к произведению Д.Свифта «Путешествие Гулливера», к сказке Я.Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Использование формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.). Выразительные средства графики: линия, точка, штрих, пятно. Приёмы изображения ажурных крыльев стрекозы.
| Уметь сравнивать большие объекты с маленькими. Знать об использовании формата листа в выразительных целях (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и др.).
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Слепить из пластилина мамонта или семейство слонов | 28.11 |
|
13 | Мамонт | ЭОР | 1 | УИТ | Путешествие на машине времени в прошлое. Сочинение сказки «Я в царстве мамонтов». Мамонт – вымершее млекопитающее, покрытое длинной и плотной шерстью, достигающее 5 метров в высоту. Одна из версий исчезновения мамонта – охота на него человека. Наскальные рисунки со сценами охоты на мамонта. Останки мамонта хранятся в палеонтологическом музее. Ювелирные украшения из бивней мамонта. Иллюстрации разных художников, воспроизводящих образ мамонта.
| Знать о выразительных средствах графики: линия, точка, штрих, пятно. Уметь выполнять приёмы изображения мамонта | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Понаб людать карти ны природы | 5.12 |
|
14 | Следы на снегу |
| 1 | УИТ | Природные ритмы: смена времен года, дней, часов, минут, секунд. Ритм – чередование, повторение чего-либо. Следы на снегу – ритмические цепочки. Выразительность иллюстраций разных художников к стихотворению С.Маршака «Белая страница».
| Знать, что ритм – чередование, повторение чего-либо. Уметь передавать следы на снегу – ритмические цепочки.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять способность, участвовать в игровых ситуациях. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Нарисовать рисунок «Животные в зоопарке» | 12.12 |
|
15 | Животные в зоопарке | Презентация | 1 | КУ | Заповедники, национальные парки, зоопарки – места сохранения животных от вымирания. Красная книга. Наброски с натуры животных, выполненных В.Ватагиным. Иллюстрации разных художников к рассказу «Лев и собачка» Л.Н.Толстого. Выразительность детских иллюстраций о животных в зоопарке.
| Уметь делать наброски с натуры животных, выполненных В.Ватагиным. Знать об иллюстрациях разных художников к рассказу «Лев и собачка» Л.Н.Толстого.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Посмотреть детские книжки, в которых рассказывается о фантастических животных | 19.12 |
|
16 | Фантасти- ческие жи- вотные | ЭОР | 1 | УОСЗ | Образы дракона в творчестве разных художников: И.Билибин, В.Васнецов или др. Борьба Георгия Победоносца со змеем в иконографии. Дракон – символ тёмных сил зла. Образ дракона в китайской культуре. Дракон – символ счастья. Цвет как средство выражения: светлый-тёмный. Приёмы создания образа дракона из проволоки.
| Знать о цвете как о средстве выражения: светлый-тёмный. Уметь применять приёмы создания образа дракона из проволоки. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Сделать новогоднюю игрушку открыт ку или подарок | 26.12 |
|
17 | Новогод- ний подарок | Презентация | 1 | КУ | Животные – символы Нового года по восточному и славянскому календарю. Выразительность праздничных упаковок для новогодних подарков. Этапы выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка. Приёмы украшения новогоднего подарка. | Знать этапы выполнения сумочки или упаковки для новогоднего подарка. Уметь выполнять приёмы украшения новогоднего подарка. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Нарисовать медали и украсить их | 9.01 |
|
III
18 | Художник и мир человека
Ты – ху- дожник |
| 11 ч
1 |
УИПЗЗ | Афиша – вывешиваемое объявление о выставке. Название рисунка на афише отражает основную идею выставки. Пригласительный билет. Персональная и коллективная выставка детского изобразительного творчества.
| Уметь различать рисунки на афише, отражающие основную идею выставки. Уметь оформить пригласительный билет | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Проявлять импатийную способность, участвовать в игровых ситуациях | Текущий контроль. Самостоятельная работа по образцу. Ответы на вопросы. Творческая коллективная или индивидуальная работа | Рассмотреть домашние фотографии семейных праздников | 16.01 |
|
19 | Семейный праздник |
| 1 | КУ | День рождения – важный семейный праздник. Именины. Рождество – государственный праздник. Образ Богоматери и младенца в изобразительном искусстве: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле» и др. Икона. Национальные праздники проводов зимы и встречи весны. Выделение в рисунке главного средствами композиции: ближе — больше, дальше – меньше, первый, второй план.
| Уметь выделять в рисунке главного средствами композиции: ближе — больше, дальше – меньше, первый, второй план. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Попробовать нарисовать свой автопортрет | 23.01 | 6.02 |
20 | Портрет |
| 1 | УЖ | Портер – жанр изобразительного искусства. Автопортрет. «Глаза – зеркало души». Фаюмский портрет. Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета. Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.
| Знать о портрете как жанре изобразительного искусства. Уметь выражать отношения к портретируемому через изображение крупных глаз, улыбку, красивую причёску и др. Знать выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих; приёмы изображения портрета.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: Принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Рассмотреть домашние фотоальбомы, в которых хранятся свадебные фотографии родителей | 30.01 | 13 |
21 | Парный портрет |
| 1 | УЖ | Образа жениха и невесты в изобразительном искусстве: А.Матвеев «Автопортрет с женой», Ю.Пименов «Свадьба на завтрашней улице» или др. Изображение человека во весь рост или погрудно в детских рисунках. Основные пропорции человеческой фигуры. Композиция фотокадра: ближе – больше, дальше – меньше. Выражение отношения к портретируемым через жесты, изображение крупных глаз, улыбку и др. Цвет как средство выражения в портрете.
| Уметь изображать человека во весь рост или погрудно в детских рисунках. Знать об основных пропорциях человеческой фигуры.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| По возможности принести фотографии своих бабушек и дедушек | 6.02 | 20 |
22 | Портрет пожилого человека |
| 1 | УЖ | Международный праздник – День пожилого человека. Психологический портрет. Портреты Рембрандта «Старик в красном», «Портрет старой женщины». Выражение отношения к портретируемому через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др. Цвет как средство выражения в портрете. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения портрета пожилого человека, лицо которого в морщинках. Основные пропорции фигуры человека.
| Уметь выражать отношение к портретируемому через композицию, выделение главного при помощи света, изображение крупных глаз, доброго или уставшего взгляда или др. Знать о цвете как средстве выражения в портрете.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
|
| 13.02 | 20 |
23 | Художник рисует высо- ких людей | ЭОР | 1 | УНТ | Иллюстрации к стихотворению С.Михалкова «Дядя Стёпа». Люди-великаны в сказках разных народов мира. Сравнение высокого человека с человеком среднего роста и предметным окружением в рисунках детей. Выражение отношения к поступкам человека через его добрые дела. Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих. Приёмы изображения человека во весь рост. Основные пропорции при изображении фигуры очень высокого человека.
| Знать основные пропорции фигуры человека. Уметь применять выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в сюжетно- игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Найти и посмотреть книги о чудесах света Древне го и современного мира | 20.02 | 27 |
24 | Чудеса света | Презентаци | 1 | КУ | Семь чудес света древнего мира: Египетские пирамиды, Висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк, Мавзолей в Галикарнасе, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Колосс Родосский. Восьмое чудо света. Чудеса света разных стран мира. Самая длинная в мире железная дорога находится в России, она соединяет два континента Европу и Азию. Выделение главного в композиции: ближе больше, дальше–меньше, загораживание, первый и второй планы. Цвет – средство выражения. Тёплая и холодная гамма цветов.
| Уметь выделять главное в композиции: ближе больше, дальше–меньше, загораживание, первый и второй планы. Знать о цвете как средстве выражения, используя тёплую и холодную гамму цветов. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Принести пласти ковую или стеклянную баночку или деревянный цилинд рический брусок | 27.02 | 6 |
25 | Необычные скульпту ры |
| 1 | УЖ | Колосс Родосский, статуя – маяк, посвященная древнегреческому богу Солнца. Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др. Выразительные средства монументальной скульптуры: большой размер, величественная поза или жест и др. Ярило – бог Солнца в древней Руси. Приёмы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок. Основные пропорций фигуры человека.
| Знать о необычных скульптурах (Колосс Родосский, статуя – маяк, посвященная древнегреческому богу Солнца. Монументальная скульптура: «Родина-мать зовёт!» (Россия), «Родина-мать» (Украина), «Свобода» (США), «Статуя Христа» (Бразилия) и др.) Уметь использовать приемы создания каркаса памятника с использованием пластиковых коробок.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в сюжетно- игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Сочи-нить кросс-ворд с ключевым словом «башня» | 6.03 | 13 |
26 | Башня до небес | Презентация | 1 | КУ | Вавилонская башня. Эйфелева башня. Останкинская башня. Дубайский небоскрёб. Вертикальный вытянутый формат листа даёт возможность показать выразительность высокого здания.
| Знать о Вавилонской башне, Эйфелевой башне, Останкинской башне, Дубайских небоскрёбах. Уметь рисовать на вертикально вытянутом формате листа | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в сюжетно- игровых ситуациях, исполнять ту или иную роль. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
|
| 13.03 | 13 |
27 | Каждый народ – художник |
| 1 | КУ | Каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру. Местный краеведческий музей. Россия – многонациональное государство, в нём проживает 180 народов. Выразительность национального костюма.
| Знать о том, что каждый народ создаёт своё искусство, материальную и духовную культуру. Уметь передавать в рисунке выразительность национального костюма. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу.
Ответы на вопросы.
| Сочинить кроссворд с ключевым словом «Россия» или «Родина» | 20.03 | 20 |
28 | Красота вещей |
| 1 | УНТ | Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Жизнь вещей в натюрмортах художников В. Стожарова, М.Сарьяна, А.Головина и в детском изобразительном творчестве. Композиционное размещение предметов на листе. Создание оптимальной композиции. Цвет как средство выражения в натюрморте.
| Знать, что натюрморт – жанр изобразительного искусства. Уметь композиционно размещать предметы на листе, создавая оптимальную композицию.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, проявлять толерантность к традициям разных народов страны и мира. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа по образцу. Ответы на вопросы. Творческая коллективная или индивидуальная работа |
| 3.04 | 3 |
IV
29 | Художник и мир искусств
В мире книг |
| 6 ч
1 |
УИПЗЗ | Книга – источник информации. Книги-альбомы по искусству. Детские журналы «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др. Творческая папка или альбом для хранения рисунков. Слово-образ на обложке книги, раскрывающее замысел автора. Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов.
| Знать о книгах-альбомах по искусству, детских журналах «Весёлые картинки»», «Мурзилка» или др. Уметь определять образ на обложке книги, раскрывающий замысел автора. Уметь использовать в рисунке тёплые и холодные цвета, контраст светлых и тёмных цветов. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы.
| Нарисовать рисунок на свободную тему | 10.04 | 10 |
30 | В мире му- зыки |
| 1 | УНТ | Колыбельная – это песня с убаюкивающей и нежной интонацией. Картины художников, похожие на сладкий сон. Выразительность акварельных изображений в технике по- сырому. Приёмы получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит.
| Уметь использовать выразительность акварельных изображений в технике по- сырому. Знать о приёмах получения цветных «сонных», «туманных», «утренних» пятен: нюансный тёплый и холодный колорит. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выра- жать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы.
| Принести полиэтиленовые или бумажные пакеты, нитки, кусочки ваты или губку | 17.04 |
|
31 | Кукольный театр |
| 1 | УНТ | Театр – синтез слова, музыки и изображения. Кукольный театр Сергея Образцова в Москве. Местный кукольный театр, школьные театрализованные постановки с участием кукол. Перчаточные, тростевые и марионеточные куклы. Приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета.
| Знать о Кукольном театре Сергея Образцова в Москве, о перчаточных, тростевых и марионеточных куклах. Уметь применять приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы.
|
| 24.04 | 24 |
32 | Музей под открытым небом |
| 1 | КУ | Кижи. Музей деревянного зодчества во Владимире и других городах. Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Художники-реставраторы. Памятники архитектуры родного селения, края, страны. Приёмы работы в технике аппликации. Коллективные виды деятельности.
| Знать о Музеях деревянного зодчества во Владимире и других городах, о Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Уметь применять приёмы работы в технике аппликации.
| Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. Участвовать в индивидуальных и коллективных видах творческой деятельности. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы.
| Выпол нить рисунок на свободную тему | 8.05 | 8.05 |
33 | Санкт- Петербург – город-музей | Презентация | 1 | Урок — экскурсия | Санкт-Петербург – «северная столица», «Северная Венеция», город каналов — город музей. Мосты Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость. Иллюстрации литературных произведений, посвященных «северной столице». Выделение главного в композиции: ближе — больше, дальше — меньше.
| Знать о Санкт-Петербурге как о «северной столице», «Северной Венеции», городе каналов — городе музей. Уметь выделение главное в композиции: ближе — больше, дальше — меньше. | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы.
|
| 15.05 | 15.05 |
34 | Государст- венный Эрмитаж | Презентация | 1 | УЖ | Государственный Эрмитаж – крупнейший музей мира, памятник культуры, дворцовый комплекс. Зимний дворец архитектора Растрелли. Интерьеры дворцов Эрмитажа. Выдающиеся произведения живописи, графики и скульптуры, хранящиеся в Эрмитаже: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», Рембрандт «Возвращение блудного сына» и др.
| Знать о Государственном Эрмитаже как о крупнейшем музее мира, памятнике культуры, дворцовом комплеке. Уметь изображать интерьер сказочного дворца «Зал для бала Золушки», «Золотой зал», «Зал Снежной Королевы» или др | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям.
| Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
Ответы на вопросы. Творческая коллективная или индивидуальная работа |
| 22.05 |
|
35 | Выставка детского изобразительного творчества. |
| 1 | УОСЗ | Обсуждение содержания детских рисунков, созданных за год. Оформление выставки детского рисунка. | Уметь представлять свои работы для выставки, оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников | Познавательные: проявлять учебно-познавательный интерес к проблеме урока: как создать оригинальную творческую работу, высказывать свои пути решения проблемы. Регулятивные: принимать учебную задачу, понимать план действий, придумывать и воплощать оригинальный замысел предстоящей работы. Коммуникативные: участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. | Викторина |
| 29.05 |
|
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
· Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ· Урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ· Комбинированный урок – КУ· Урок народного творчества – УНТ· Урок изобразительного творчества – УИТ· Урок живописи — УЖ