Муниципальное образовательное учреждение
Майская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
учителей нач. классов _________В.И.Абанина _______Т.В.Киселева
Протокол № 1 «____» сентября 2011 г. «___» сентября 2011 г.
от «____» сентября 2011 г.
Руководитель МО:
________Т.Д.Шмидт
Рабочая программа
по изобразительному искусству
4 класс
Учитель начальных классов
Хорева Вера Владимировна
2011 – 2012 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по ИЗО и программы по ИЗО для 4 класса (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина )
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения ИЗО на ступени начального общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по ИЗО.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина -изд.- Москва «Просвещение», 2008г) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 часа в неделю.
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.
Задачи:
1.овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка
2.формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации
3.развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного
-
воспитание интереса и любви к искусству
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать
— о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
— о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
— об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
— правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
— выражать отношение к произведению
— чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
— сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
— изображать форму, строение, цвет предметов
— соблюдать последовательное выполнение рисунка
— определять холодные и тёплые цвета
— выполнять эскизы декоративных узоров
— использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
— применять приёмы народной росписи
— расписывать готовые изделия по эскизу
— применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Рабочая программа ориентирована на использование пособий для учителя:
1.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3. В.В.Асеева. ИЗО. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4.Приложение к журналу «Начальная школа». Ребёнок и творчество.. 2010 г
5. Репродукции картин известных художников
6.Электронные учебные пособия:
Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г
и дополнительной литературы для учащихся:
1. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2009 г
Тематическое планирование
Дидактическая единица (раздел темы) | Кол-во часов | Тип урока | Контроль | Вид учебной деятельности | Планируемый результат | Дата | |||||
Красота в умелых руках 9 | |||||||||||
1 | Летние впечатления | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование по памяти и представлению | Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками |
| ||||
2 | Рисование листьев | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета осенних листьев; совершенствование графических умений в рисовании от общего к деталям |
| ||||
3 | Натюрморт из фруктов и овощей. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги Формирование графических и навыков работы сразу акварельными красками в изображении объёмных предметов простой формы |
| ||||
4 | Искусство натюрморта — предметы в группе. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать жанр натюрморта Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту |
| ||||
5 | Искусство натюрморта — предметы в группе, продолжение | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать жанр натюрморта Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту |
| ||||
6 | Узор в круге из растительных, природных форм. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с образца | Знать цветочные росписи Жостова, Городца, Гжели, Хохломы, последовательность работы над цветочной росписью Уметь рисовать растительный узор в круге |
| ||||
7 | Осень во дворе. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Знать виды пейзажного жанра Уметь передавать свои наблюдения |
| ||||
8 | Дерево. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры по памяти реальных объектов | Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении Уметь рисовать с натуры, по памяти деревьев |
| ||||
9 | Праздничный город (аппликация) | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Декоративно- прикладное творчество | Освоить особенности архитектуры Формирование навыков конструирования из бумаги, картона |
| ||||
10 | Рисование с натуры фигуры человека. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека |
| ||||
11 | Рисование с натуры фигуры человека, продолжение | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека |
| ||||
12 | Люди труда в изо. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование, рисование по памяти | Совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности Уметь изображать фигуру человека в движении |
| ||||
13 | Профессия человека (лепка) | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка по памяти и с натуры | Уметь работать с пластилином, уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме |
| ||||
14 | Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». | 1 | Урок- путешествие | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Эстетическое восприятие произведений изо на сказочные мотивы Формирование умения выделять главное в рисунке |
| ||||
15 | Народные игрушки (лепка) | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка по образцу, декоративная роспись | Знать виды декоративно-прикладного искусства(дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки) Уметь работать с пластилином, передавать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения |
| ||||
16 | Русский фигурный пряник (лепка) | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка , декоративно- прикладное творчество | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи |
| ||||
17 | Зима | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование по памяти и представлению | Уметь передавать свои наблюдения, впечатления, цветовую гамму зимней природы |
| ||||
18 | Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
| ||||
19 | Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», продолжение | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
| ||||
20 | Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению». | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование, аппликация | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации |
| ||||
21 | Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению», продолжение | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование, аппликация | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации |
| ||||
22 | Кухонная разделочная доска. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Декоративное рисование | Знать этапы росписи изделия Уметь сравнивать различные виды и жанры изо |
| ||||
23 | Современные машины. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры, по памяти реальных объектов | Выполнение линейного рисунка, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка Уметь рисовать машин по памяти |
| ||||
24 | В мирное время. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры и по памяти | Знать историю российской армии |
| ||||
25 | Эскиз открытки к празднику 8 Марта (конструирование) | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Декоративное конструирование | Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства, работать с бумагой и ножницами |
| ||||
26 | Рисование птицы. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры и по памяти | Знать жанр анималистики в изо Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисование с натуры |
| ||||
27 | Рисование животного. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с таблицы | Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти |
| ||||
28 | Иллюстрирование басни И.А.Крылова. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование по теме | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы , передавать формы, цвета, изображаемых объектов |
| ||||
29 | Рисование аквариума. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры, декоративное рисование | Знать особенности строения призматических форм Уметь рисовать коробку, ящик |
| ||||
30 | Круг в перспективе. | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа |
| Знать этапы рисования с натуры геометрических тел Уметь рисовать стакан(кружки, вёдра, бидон) |
| ||||
31 | Рисование гипсового шара | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать приём штриховки, передачи светотени «по форме» Уметь рисовать предметы несложной формы, использовать различную штриховку для выявления объёма |
| ||||
32 | Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать особенности строения призматической, цилиндрической, шаровой формы в натюрморте Уметь рисовать натюрморт из двух тел |
| ||||
33 | Антивоенный плакат | 1 | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка , декоративно- прикладное творчество | Знать термины «эмблема», «символ» Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение человека, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета |
| ||||
34 | Искусствоведческая викторина. | 1 | Обобщающий | Самостоятельная работа | Игровые формы, конкурсы, творческие задания | Знать известные центры народных художественных ремёсел России Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
|