Суворова Любовь Николаевна
МБОУ «Новошешминская начальная школа-детский сад»Новошешминского муниципального района РТ
учитель начальных классов
Конспект урока
литературного чтения
в технологии критического мышления
Дж. Родари
«Приезжает дядюшка Белый Медведь»
Предмет: литературное чтение 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»
Цель: способствовать развитию навыков ориентироваться в тексте и находить в нем нужный фрагмент, определять мотив поведения героев произведения, формировать умение высказывать свое мнение, учить вдумчивому чтению.
Задачи: формировать способность сравнивать мир материальных вещей и того, что связано с дружбой.
Формировать интерес к предмету, уважение к иному мнению,
совершенствовать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
-
формирование умения работать с информацией;
-
формирование умения использовать различные способы поиска информации;
-
развитие операции мышления;
-
формирование основ грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.
Регулятивные УУД:
-
овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
-
формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
-
формирование умения слушать и слышать;
-
формирование умения ясно, четко излагать свою точку зрения и доказывать ее;
-
формирование умения работать в паре, группе;
-
формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор;
-
формирование умения связанно выражать свои мысли, готовить полные высказывания.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-
формирование способности к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;
-
развитие навыков правильного, выразительного, осознанного чтения; критического и визуального мышления;
-
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Организация пространства:
Классно-урочная деятельность с использованием структур Сингапурской системы обучения ( «ТИМ ЧИР»,
«ТЭЙК ОФ — ТАЧ ДАУН», «МИКС-ФРИЗ-ГРУП», «РАУНД ТЭЙБЛ»).
Используемые виды оценивания:
Билетик на выход.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, группах, индивидуальная.
Демонстрационный материал: презентация, билетик на выход, мэнэджмэт (инструмент управления классом).
Ход урока
I .Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты)
— Здравствуйте ребята!
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Начинается урок (дети – хором)
— Возьмёмся за руки, посмотрим в глаза друг другу. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните.
— Закрыли глаза. Повторяем: « Я на уроке. Я спокоен. Я хорошо думаю. Я уверен в себе. Мне уютно и тепло в нашем классе»
— Я желаю вам хорошего настроения и успехов на уроке.
Мы сегодня работаем в группах. Поприветствуем партнёра по правому плечу, поприветствуем партнера по лицу.
Тим Чир – кричалка девиз
В кругу друзей
Лучше читать,
Легче думать,
И побеждать! ( жест победы)
2.Речевая разминка
— А сейчас мы потренируемся четко проговаривать и правильно произносить слова, для развития нашей речи.
Слайд 1 (На слайде скороговорка)
— Посмотрите на доску и прочитайте скороговорку сначала медленно, а затем наращивая темп. (Чтение скороговорки учителем).
Прорычал медведь в берлоге,
Прорычал, прорычал, замолчал.
( сначала медленно читают 4 человека, затем быстро еще 4 человека, прочитать с удивлением, с грустью)
— Молодцы, спасибо!
— А теперь хором: медленно … и быстро …
— Молодцы, мы с вами подготовились четко и правильно произносить слова!
II этап: Актуализация знаний.
Формулировка темы урока.
Секреты Барсука опять
Сегодня будем раскрывать.
— С каким последним произведением познакомились в данном разделе? Кто автор произведения? Назовите его родину.
Слайд 2(Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»)
— Могу ли я предположить, что о герое нашей скороговорки мы продолжим говорить сегодня на уроке?( Мы познакомились с 1 и 2 частью сказки, не знаем 3 часть)
-Кому интересно узнать, чем закончилась данная сказка? Хлопните в ладоши.
А что вам поможет?
Давайте определим тему нашего урока. (Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»)
— Сегодня мы продолжаем читать сказку, откройте стр.138 учебника.
III.Постановка проблемы
Слайд 3 (зима)
— К сожалению, Белый Медведь в сказке столкнулся с проблемой. В чем она заключается?
— Я считаю, что снег настоящее богатство, поэтому Белый Медведь решил подарить подарок из снега? Кто со мной согласен? Встаньте.
— Вспомним нашу летучую мышь, чему она нас учит, изучая каждое произведение данного раздела? ( Отличать настоящее богатство от ненастоящего)
Скажите, какие цели вы поставите перед собой?( Продолжить учиться определять настоящее и ненастоящее богатство)
— Урок не возможен без проверки усвоения 1 и 2 части сказки.
IV. Первичное закрепление.
Совместное исследование проблемы.
Проверка домашнего задания
ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН — «встать-сесть»
1.Я утверждаю, что Бурые Медведи важно ходили перед встречей с родственником Белым Медведем, т.к. гордились им.
2. Я хорошо помню, что Дядюшка Белый Медведь приехал Северного полюса.
3. Я уверена, что дядюшка Белый Медведь приехал осенью к Бурым Медведям?
4. Я утверждаю, что родственник Белого Медведя – это синьор Бурый медведь.
5.Я уверена, что фургон на котором приехал Белый Медведь был окрашен в красный цвет с голубой полосой посередине?
2 часть.
1.Пересказ
— Встреча гостей — очень важное событие. Давайте вспомним как жители села, встретили Белого медведя.
2.МЭНЭДЖ МЭТ
— Данная часть интересна тем, что желтым и синим цветами выделены высказывания героев сказки. Определите высказывания по заданиям в конверте и прочитайте с правильной интонацией. ( 30 сек)
Выборочное чтение (партнёр по плечу, по лицу)
Начинает партнёр А
( задание по группам)
1.группа
1.Определить высказывание Белого Медведя – восхищение подарком.
2.Прочитайте слова Белого Медведя. Интонацией передайте его настроение. (жёлтый фон)
(стр.140-141)
2 группа
1.Определить высказывание Бурой Медведицы — недовольство подарком.
2.Прочитайте слова Бурой Медведицы. Интонацией передайте её настроение.
3 группа
1.Определите высказывание жителей посёлка – недовольство подарком.
2.Прочитайте высказывания жителей. Интонацией передайте настроение.
4 группа
Обсудите в группе вопрос на стр.142.
-Зачитайте вопрос. Дайте ответ
(Причина – в подарке, то есть в снеге. Никто не оценил его стараний, его не понимают: ведь он хотел сделать для всех праздник)
Микс-фриз-груп (физкультминутка)
(дети двигаются под музыку, музыка останавливается, учитель задаёт вопрос, ответом на этот вопрос, дети находят себе партнёров в зависимости от ответа)
-Число слов в названии места проживания Белого медведя (2 -Северный полюс)
-Вопрос: Какой подарок мечтали получить Бурые Медведи? ( время 15 секунд на каждого партнера)
V.Включение в систему знаний и повторение.
3 часть.
Чтение по цепочке остановками
1 группа
Дети читают по цепочке с остановками (желтая полоса стр.142)
— Как вы думаете, что хотел спросить зайчишка?
2 группа
Дети читают по цепочке с остановками
— Проверим наше предположение. (Продолжение чтения желтой полосы)
3 группа
Чтение парами (А, Б)
— Как вы думаете, как поступит Белый Медведь? (Продолжение чтения голубой полосы)
4 группа
Чтение парами (А, Б)
— Кто из вас догадается, в какую игру стали играть герои сказки? (Продолжение чтения голубой полосы)
-Почему всем героям произведения стало весело? (Игра в снежки)
Тим Чир – кричалка девиз
« Снежок»
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Лепим, лепим
Мы снежок.
Раз, бросок!
Два бросок!
Жужжащее чтение ( желтая полоса)
РАУНД ТЭЙБЛ ( выполнить рисунок по кругу на одном листе бумаги)
Задание
Изобразить настроение Бурого медведя, Белого медведя.
-Какое настроение у вашего героя? Почему?
IV. Обобщение.
— Учитель читает интригу:
Подарок дядюшки Белого Медведя – это настоящее богатство,- сказал Барсук
Что же такое настоящее богатство? Любой предмет сам по себе не является богатством, но может им стать.
Сам по себе снег – это богатство? Нет. Но если этот снег сгребают лапами, набивают им фургон, везут его за много километров, чтобы порадовать близких,- значит тем самым делают из него богатство.
Богатством все эти предметы делает сам человек, своим отношением, любованием, любовью
Вы должны понимать, что важнее сделать для всех праздник, чем подарить дорогие вещи. Это оказалось важным не только для малышей, но и для семьи Белых Медведей, а также для жителей селения.
V.Итог
Вот и кончился урок.
Подведем теперь итог.
Вспомните, какие цели вы ставили. Что нам помогло?
-Продолжи выражения
было интересно
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
меня удивило…
Ваш билетик на выход
1.Что тебе известно о богатстве?
2.Подарок дядюшки Белого Медведя можно назвать настоящим богатством, потому что…
А) снега было очень много
Б)снег стоит очень дорого
В) получился праздник для всех
3.Какой дорогой подарок ты сможешь подарить другу.
V. Домашнее задание: страницы 138-144 пересказ сказки, подготовить подарок другу.
Слайд 4
Спасибо за урок. Молодцы!