МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»
Технологическая карта учебного занятия
по изобразительному искусству в 5 классе
Автор: Бурова Л.В., учитель I категории.
Тема: «Древние образы в современных народных игрушках»
Цель: приобретение опыта создания художественного образа дымковской, филимоновской и каргопольской игрушек через их роспись.
Задачи:
-
Реализация предметных результатов:
— продолжить знакомство с историей, формами игрушек;
— совершенствовать умения по передачи единства форм и декора;
-развивать умения по декорированию и росписи игрушек;
— познакомить с культурой своего народа и основами культурного наследия народов России и человечества.
2. Реализация метапредметных результатов:
— освоение межпредметных понятий (), необходимых на уроках литературы, истории, музыки;
— развитие навыков самоанализа, самоконтроля при планировании действий на уроке, формулировании темы и задач урока;
— осуществление учебной деятельности и учебного сотрудничества при организации работы в группах.
3. Реализация личностных результатов:
— усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
— развитие готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
— развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
— воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование: компьютер, экспозиционный экран, презентация «Древние образы в современных народных игрушках», опорные таблицы по народным промыслам, игрушки из глины (пластилина), аппликативный материал для рефлексии, лист оценивания.
Тип урока: урок развивающего контроля
Методы обучения:
• Информационно-коммуникативный
• Деятельностный
-
Проблемный
Изделие: роспись игрушек из глины (пластилина) в народном стиле (Дымково, Каргополь, Филимоново).
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. Организационный момент | 1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1. Приветствует 2. Проверяет рабочие места. 3. Организует внимание. | 1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. | Личностные УУД: организация деятельности Регулятивные УУД: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
2 Этап мотивации | 1 Формирование эмоционального настроя на учебную деятельность | Читает стихотворение. | Проявляют интерес | Личностные УУД: раскрытие личностного смысла процесса учения Познавательные УУД: обеспечение эмоционального благополучия детей.
|
3. Актуализация знаний учащихся | 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление. | 1. Вступительное слово о древних образах русского народа. 2. Задает мобилизующий вопрос к учащимся: «Какие традиционные древние образы в современных народных игрушках?» Как проходит связь с древними образами в народном искусстве? 3. Показывает презентацию (вспоминаем территориальную расположенность школ игрушек, их закономерности повторяем образы, ) 4. Подводит детей к выводу: в современных игрушках есть образы (конь, птица, баба). 5. Распределяет учащихся по группам и назначает экспертов в каждой группе.
| 1. Отвечают на вопросы теста-опроса. 2. Вспоминают, размышляют, рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки и её образах. | Познавательные УУД: формирование навыков работы с информацией Регулятивные УУД: выделение и осознание учебного материала предыдущего урока. Коммуникативные УУД: развитие умения вступать в диалог Личностные УУД: направленность на процесс познания |
4. Постановка учебных задач. | Сформулировать тему и учебную задачу урока | Организует деятельность по определению темы и задач урока. | Формулируют под руководством учителя цель, определяют учебные задачи на урок.
| Регулятивные УУД: понимание и принятие учебных задач. Личностные УУД: развитие учебно-познавательного интереса
|
5. Открытие нового знания. | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания.
| 1.Организует проблемное объяснение нового материала начинает с вопроса: «Какую закономерность вы увидели у каждой школы по изготовлению игрушек?». 2. Задает вопросы для сравнения формы, декора игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. 3. Ставит художественную задачу.
| 1. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. 2. Сравнивают и оценивают форму, декор игрушки из разных художественных промыслов с использованием опорных таблиц
| Личностные УУД: освоение культурного наследия народов России и человечества ,усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Регулятивные УУД: умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. |
6. Закрепление новых знаний и способов действий. | 1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы освоения материала, провести коррекцию. | 1. Предлагает самим выполнить роспись игрушки, используя традиции одного из промыслов (для каждой группы своя) 2. Обеспечивает контроль за выполнением задания . | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной формы игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, взаимопроверяют и оценивают результат. | ЛичностныеУУД: развитие интереса к новому способу действия по выполнению приёмов и способов в создании из глины (пластилина) своего образа игрушки и украшение её декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов (вариант: рисунок игрушки). Коммуникативные УУД: учатся формулировать собственное мнение и позицию. Регулятивные УУД: -умение организовать свою деятельность, -осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
|
7. Подведение итогов практической деятельности. | Сформировать умение анализировать учебные действия и результаты. | 1. Дает инструкцию по выполнению диагностической работы. 2. Предлагает рассказать, какие способы применили при декорировании. 3. Организует самоконтроль и взаимоконтроль . | 1. Проверяют, дают самооценку своей деятельности и её результатов. 2. Эксперты выставляют оценку в своей группе | Познавательные УУД: формирование умения сравнивать цель и результат Коммуникативные УУД: рефлексия своих действий. Регулятивные УУД: осуществление пошагового контроля по результату. |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | Дает дифференцированное ДЗ. Представление права выбора ДЗ. | Делают выбор ДЗ, задают вопросы. | Коммуникативные УУД: обсуждение вариантов ДЗ. Регулятивные УУД: осуществление выбора в выполнении ДЗ. |
6. Рефлексия | 1. Выявить уровень достижения учебных задач урока. 2. Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке?
| 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. 2. Убирают рабочее место.
| Коммуникативные УУД: — использование речи для регуляции своего действия Регулятивные УУД: — объективная самооценка результатов своей деятельности.
|