ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека
I четверть: Древние корни народного искусства
Цель: познакомить с особенностями образного языка декоративно-прикладного искусства.
Темы уроков | Практическая часть | Материалы
| Кол-во Часов | |
1 | Дом-космос. Единство конструкции и декора | Погружение в тему четверти Триединство мира | Беседа
| 1
|
2 | Солярные знаки | Символы солнца и плодородия | Красный и чёрный фломастеры | 1 |
3 | Древние корни в народном искусстве | Изображение древних образов в эскизе оформления окна | Цветная бумага, ножницы, клей | 1 |
4 | Декор русской избы | Эскиз оформления избы: причелины, наличники, ставни, полотенце | Акварель, чёрный фломастер или цветные карандаши | 1 |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта | Украшение любого предмета крестьянского быта (прялка) | Гуашь, кисти, альбомный лист | 1 |
6 | Внутренний мир русской избы | Интерьер избы во фронтальной перспективе | Карандаш, материал по выбору | 1
|
7 | Образы и мотивы в орнаментах русской неродной вышивке | Составление эскиза вышивки для полотенца | Красный и чёрный фломастеры | 1 |
8 | Народный праздничный костюм | Эскиз народного праздничного костюма | Ткань, бумага, ножницы, клей | 1 |
9 | Обобщение темы четверти | Коллективные панно | Подготовить лист ватмана с подмалёвком | 1 |
|
|
| Итого: | 9 |
II четверть: Связь времён в искусстве
Цель: расширить понятие о народных художественных промыслах России, уметь различать их и научиться создавать нарядные узоры и росписи по мотивам народных промыслов.
Темы уроков | Практическая часть | Материалы
| Кол-во часов | |
1 | Древние образы в современных народных игрушках. Дымка | Сетчатый узор | Пластилин, стеки, доска | 1 |
2 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Узор в полосе, симметрия | Гуашь, кисти, альбом | 1
|
3 | Золотая Хохлома | Узор в полосе, чередование элементов | Тонированная бумага, гуашь | 1 |
4 | Искусство Жостово | Узор в круге, овале | Гуашь, кисти, альбом | 1 |
5,6 | Лубок | Составление иллюстрации к пословице | Акварель, кисти, чёрный фломастер | 2
|
7 | Искусство Гжели | Оформление «посуды» в свободной манере | Синяя акварель, кисти, формы посуды из бумаги | 1 |
8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | Урок – обобщение См. кроссворд | Выставка работ | 1 |
|
|
| Итого: | 8 |
III четверть: Декор – человек, общество, время
Цель: формирование понимания роли декоративных искусств в жизни общества и каждого человека в отдельности.
Тема урока | Практическая часть | Материалы
| Кол-во часов | |
1 | Зачем людям украшения | Беседа | Примеры ДПИ разных времён и народов | 1
|
2 3 | Декор и положение человека в обществе | Эскиз одного из украшений в стиле древнеегипетского искусства | Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти | 1
|
Эскиз рельефа с изображением фараона | Фольга, стержень использованный | 1 | ||
4 5 6 7 | Одежда «говорит» о человеке
| Создание коллективного панно «Бал в интерьере дворца»: композиция, стиль в одежде, предметы интерьера | Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти, лоскутки ткани | 4
|
8 | О чём рассказывают гербы | Эскиз герба своей семьи | Бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти | 1 1 |
9 | О чём рассказывают эмблемы. | Эскиз эмблемы класса, школы и т.д. | ||
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Урок – обобщение. Викторина | Работы учащихся |
|
|
|
| Итого: | 9 |
IV четверть: Декоративное искусство в современном мире
Цель: познакомить с разнообразием современного декоративно-прикладного искусства.
Тема урока | Практическая часть | Материалы
| Кол-во часов | |
1 | Современное выставочное искусство | Беседа или экскурсия | Наглядные пособия | 1
|
2 3 | Древние образы в современном декоративно — прикладном искусстве | Эскиз образа — «Птица Сирин» | Тонированная бумага, гуашь, кисти | 1
|
Лепка из теста рельефа «Птица Сирин» | Мука, соль, вода, подставка для работы | 1 | ||
| Ты сам – мастер декоративно — | прикладного искусства | Технология работы с выбранным материалом |
|
4 | Декоративные игрушки из мочала | Изготовление лошадки Работа парами | Мочало, бечёвка | 1 |
5 6 | Витраж в оформлении интерьера | Эскиз витража | Акварель или гуашь, кисти, альбом | 1 |
Выполнение работы в материале | Прозрачная цветная плёнка/ бумага и чёрная бумага, ножницы, клей | 1 | ||
7 8 | Нарядные декоративные вазы | Изготовление формы вазы | Стеклянная банка 200 г, картон, клей | 1 |
Обмотка шпагатом или бечёвкой сосуда; декоративное оформление | Шпагат или бечёвка; кусочки кожи, холста, мешковины; клей | 1 | ||
9 | Декоративное искусство в нашей жизни | Викторина. Обобщение темы года | Работы учащихся | 1 |
|
|
| Итого: | 9 |