Работа по изобразительному искусству учителя изо, черчения, МХК МОУ школы – интерната №1 г. Сарова

Дьяковой Татьяны Яковлевны.

Программа: «Изобразительное искусство» (коллектив авторов. научный руководитель В.С.Кузин) Учебник для общеобразовательных учебных заведений: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина «Изобразительное искусство» (изд. «Дрофа» Москва 1997г; 2003г. с изменениями или 2004 год изд.).

Тема урока в 6кл.: «Интерьер крестьянской избы». (рассчитана на 2 часа работы: 1урок — карандашный набросок, 2 урок – работа в цвете)… Место темы в системе уроков: это предпоследний урок в разделе «Русский быт в прошлые века»

Тип урока: комбинированный (смешанный) урок (по Кузину).

Вид занятия: рисование по представлению, по памяти, с натуры (предметов, присутствующих в интерьере избы)

Интеграция предметов гуманитарного цикла (межпредметные связи): изобр. искусство, история Отечества, литература

Исходный уровень состояния знаний, умений и навыков учащихся, необходимый для усвоения данной темы:

Учащиеся знают:

Первоначальные сведения о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.д.)

  • Простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые в сюжетном рисунке;

  • Простейшие закономерности перспективы; светотени, элементы цветоведения

  • Исторические сведения из прошлого нашего народа, в т.ч. особенности труда и быта крестьян, их одежды, жилища, предметов быта, рукоделий, орнаментов и символов.

Учащиеся умеют:

  • Проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных жанров

  • Отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

  • Рисовать с натуры, по памяти, по представлению отдельные предметы и группы из 2-3 предметов

  • Доступными графическими и живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения

  • Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемыми предметами, с образцом и исправлять замеченные ошибки

  • Использовать цвет как средство выразительности, теплый и холодный колорит

  • Соблюдать последовательность графического и живописного изображения

Цель: выполнить законченную композицию в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

Образовательные:

  • Закрепить способы изображения интерьера

  • Познакомить с его особенностями в крестьянском жилище

  • Учить работать над изображением интерьера, в зависимости от точки зрения (используя схемы)

  • Учить изображать в интерьере предметы труда и быта крестьян (учитывая строение и перспективные изменения предметов).

Развивающие:

  • Активизировать познавательный интерес к искусству и истории;

развивать память, внимание учащихся;

  • развивать кругозор детей;

  • развивать мышление, умение анализировать, обобщать.

  • Развивать графические умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций

  • Развивать воображение и фантазию

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся интерес к историческому прошлому Родины

  • Воспитывать эстетический и художественный вкус в процессе восприятия учебного материала

  • Воспитывать бережное отношение к традициям народа и народному творчеству.

К концу урока дети должны знать: особенности работы в жанре интерьера с изображением

исторических особенностей крестьянского быта;

уметь: выполнять законченную композицию, используя полученные знания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы: репродуктивный, информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный), частично-поисковый.

Оборудование, необходимое для уроков:

Для учителя: Магнитофон и звукозаписи с народным фольклором.

Плакаты со схемами изображения интерьера и предметами крестьянского быта. Репродукции и образцы работ. Предметы труда и быта крестьян.

Для учащихся: Альбом или лист А4, карандаш граф., ластик, краски, кисти, ведерко с водой, палитра, карточки с заданиями

Структура, которую предполагает урок данного типа:

  1. Орг.момент.

  2. Основная часть:

-Постановка цели.

-Проверка дом. задания.

-Подготовка к активной умственной деятельности. (актуализация полученных ранее знаний)

-Изучение нового материала.

-Первичное освоение новых знаний: инд.работа по карточке

-Физ.минутка.

— Закрепление новых знаний в процессе самостоятельной работы

-Обобщение и систематизация. Контроль и самопроверка.

-домашнее задание и инструктаж по его выполнению

3. Подведение итогов.

Проект урока.

Этап урока

Время

Содержание.

Обоснование.

учитель

ученики

I.Организационный момент 1-2 мин

Взаимное приветствие.

Выявление отсутствующих.

Проверка готовности класса к уроку, наличие необходимых принадлежностей.

Организация внимания.

Занимают свои места.

Задается эмоционально положительный настрой на урок, психологическая мотивация на предстоящую работу, включение класса в деловой ритм.

II.Основной этап

1.Постановка цели

(1 мин.)

— Нам интересно уз­навать, как жили люди раньше, к чему стре­мились и что делали, чтобы мир вокруг был добрее и красивее.

Чем отличался в давние времена быт людей простых и знатных? Ка­кие у них были дома и что внутри? Как они работали, ели, проводили время?

Сегодня мы заглянем в дом крестьянина и попытаемся увидеть и нарисовать увиденное

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Формируется целенаправленный характер учебной деятельности. Формулируется цель работы.

2.Проверка домашнего задания

(4 мин.)

— Вам предлагалось дома нарисовать самим или подобрать иллюстрации с изображением отдельных предметов крестьянского быта.

Давайте сейчас назовем, чем же пользовались крестьяне в труде и в быту:

— как вы думаете, что из перечисленных предметов могло находиться в доме?

Поднимают и показывают выполненную на листе работу, поочередно

называют, что изображено, и как

и для чего использовалось:

— светец, прялка, веретено, ткацкий стан, туес, чугуны, горшки, кринки, ковши, ухват, кочерга, метелка, кадушка, ушат, рукомойник, сундук, решето, лапти и др.

установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, выявление пробелов и их коррекция

2.Актуализация знаний, полученных ранее и подготовка к активной умственной деятельности

Взгляните на доску:

(опорный ряд на доске – см. приложение) и давайте вспомним и повторим материал прошлых уроков:

Итак, начнем по порядку:

С одежды:

Далее проводится беседа-диалог

(повторение см. приложение)

Рассматривают опорный

ряд на доске

Отвечают на вопросы учителя.

Обратная связь

В процессе познавательной деятельности учащихся, идет подготовка их к усвоению нового материала, к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3.Введение новых знаний (изучение нового материала).

Вдоль стен крестьянской избы стояли лав­ки, такие широкие, что на них свободно можно было спать. В боярском доме были такие же лавки, но они покрывались бархат­ными и шелковыми тканями — полавочниками.

В переднем, «красном», обращенном на восток углу избы и боярского дома находи­лись иконы — «святые». Помните, как в «Сказке о мертвой царевне»: «Под святыми стол дубовый…» Столы в крестьянском до­ме, как правило, ставились под иконами.

Жилые покои осве­щались в старину восковыми свечами (а в домах победнее — лучиной) и, как водилось, в известный всем час (в 5 часов вечера зимой) во всех домах гасили огни и ложились спать, а в 4-5 часов утра уже кипе­ла работа.

Люди в старину — и простые, и знатные — любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Мебель у всех была деревянная, только разная по форме и узо­рам: совсем простая и очень нарядная.

У крестьян столы были простые, покрывались холщевой скатертью, а у бояр — украша­лись резьбой и скатертями узорными руч­ной вышивки

А какой посудой пользовались крестьяне?

Фамильные ценности, дорогую одежду, которая была солидным наследством, приданым для дочерей и сыновей, хранили в семейных сун­дуках. В боярских домах, конечно, сундуков было гораздо больше, чем в крестьянской избе, их обивали кованой медью.

Но, чу!.. Тихо открывается причудливый за­мок большого старинного сундука кованого, и мы осторожно, с волнением заглянем в не­го, смахнув пыль столетий. Большая крышка, скрипнув, открылась и… перед нами — див­ные реликвии прошлого: одежда наших предков, чудом сохранившая не только внешний вид, но и тепло мастеровитых рук… Многое забыто, а многого мы не знаем — не видели раньше, но все это живо и нужно нам всем сегодня!

Мы с вами на нашем уроке попробуем изобразить внутреннее помещение крестьянской избы со всем, что было в доме.

Как называется подобный жанр изобразительного искусства?

Интерьер художник не мо­жет изобразить все плоскости сразу: ведь к одной из них он обязательно окажется спиной.

В зависимости от точки зрения, ис­пользуются семь основных схем интерье­ра. Вот они: (см. схемы)

1.Стена — пол. 2.Две стены — пол. 3.Две стены — потолок. 4.Стена — потолок. 5.Три стены — потолок. 6.Три стены — пол. 7.Три стены — пол — потолок.

С их помощью можно нарисовать бес­конечное множество интерьеров. (примеры)

Слушают.

Работают по указанию учителя с опорным зрительным рядом на доске.

Отвечают на вопросы учителя.

индивидуальные сообщения учащихся:

интерьер

Рассматривают схемы изображения интерьера

Выбирают схему для своей работы

Учащимся дается конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах

(интерьере, способах его изображения с различных точек зрения, знакомят с особенностями интерьера в крестьянском жилище, размещая в нем предметы труда и быта крестьян).

В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые позднее для самостоятельной работы над композицией.

выбираются конкретные средства достижения цели.

4.Первичная проверка освоения новых знаний (работа по карточке)

Перед вами карточка с изображением интерьера, но комната на ней – пустая! См. приложение.

Расставьте, пожалуйста, предметы туда, где они должны быть (не забывайте, что могут быть лишние предметы!)

Передайте выполненную карточку соседу по парте (поменяйтесь друг с другом)

Давайте проверим насколько правильно вы выполнили задание: (показать образец примерного выполнения задания).

Молодцы! Ставим оценку:

«5» — , «4» -, «3» —

Дети работают по карточке, «расставляя» предметы.

(можно наклеить)

Передают карточку соседу по парте

Проверяют правильность выполнения по образцу.Оценивание

В процессе усвоения учащимися новых знаний педагог добивается воспроизведения изучаемого материала. Устанавливается правильность и осознанность усвоения нового материала.

В памяти учащихся закрепляются знания и умения, необходимые для самост-ной работы. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе.

Физкульт

минутка.

Мы устали и размяться, нам пора пришла!

Очень нужно постараться, отложить дела!

Не ленитесь, потянитесь, и назад теперь прогнитесь.

Вправо-влево повернитесь и за парты вы вернитесь.

Глубоко вдохнули разом — Два на выдох, тут же глазом

Влево — вправо, влево — вправо, Быстро-быстро поморгали.

И глаза прикрыли сразу – Черноту нарисовали

Дали мы себе вздохнуть – За работу! Дальше в путь!

Дети выполняют

движения вместе

с учителем или проводит дежурный ученик.

садятся за парты.

Эмоциональная и физическая разгрузка,

т.к. школьникам трудно долгое время находиться за партой. Снимается мышечное напряжение, поднимается эмоциональный тонус, восстанавливаются силы.

5.Закрепление новых знаний (в процессе

самостоятельной работы учащихся).

А теперь мы с вами, выбрав понравившуюся вам схему, попробуем выполнить каждый свою композицию и изобразить ваше представление об интерьере крестьянского дома…

Работают самостоятельно, рисуют

Происходит закрепление изученного материала на основе его творческого применения на практике.

В процессе самостоятельной работы повышается уровень осмысления изученного материала, глубина его понимания. Вырабатываются соответствующие навыки и умения: выполняется законченная композиция в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

6. Обобщение

О чем мы сегодня узнали? Кто оказался более внимательным? (Проверка набросков).

Что можно сказать об этапах работы над интерьером?

Какие предметы быта и утварь вы расставили в своих комнатах?

Отвечают, анализируют, отмечают наиболее удачные находки в работах

Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся

умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять и конкретизировать признаки ведущих понятий. формируется целостная система знаний по теме

Мотивирование дом.задания.

7.Д/З и инструктаж по его выполнению

— я предлагаю дома желающим выполнить задание по выбору: один из двух вариантов см. карточку с д/з

1.Рисунок интерьера по памяти.

2.Рисунок интерьера с помощью воображения.

Слушают, запоминают и записывают задание в дневники

Сообщение учащимся о домашнем задании, разъяснение методики его выполнения Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

III. Подведение итогов.

подводим итог занятия, сравниваем, кто что успел за отведенное время, оцениваем с детьми:

целостность композиции; выразительность исполнения

умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; декоративность композиции;

аккуратность исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами

Сравнивают, высказывают свое мнение по поводу работ, оценивают.

Рефлексия собственных действий. Подводится итог урока: что нового узнали учащиеся, как работал класс. Оценка учебной деятельности, дается анализ и оценка успешности достижения цели, Обратная связь. Похвала повышает интерес к дальнейшей работе. Намечается перспектива

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here