Тема урока: Гармония цвета

«Гармония цветовых сочетаний должна помогать человеку

уставшему, изнуренному сложным потоком мыслей».

Анри Матисс

Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие учеников через общение с шедеврами мирового искусства;

Задачи : — дальнейшее формирование умений смешивать краски, владеть кистью, подбирать колорит в своих работах согласно замыслу;

— учиться анализировать произведения художников и свои работы, на доступном уровне , высказывать свои чувства и впечатления;

— воспитывать гармонично развитую личность, человека способного любоваться природой, умеющего видеть и ценить прекрасное в окружающей жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Детям: бумага, краски, кисти, баночки для воды, палитра, салфетка;

  2. На классной доске – эпиграф, слова-опоры;

  3. ТСО: мультимедийная установка , компьютер, экран;

  4. Музыкальное сопровождение урока : Клод Дебюсси́ ;

  5. Зрительный ряд: презентация, демонстрирующая произведения художников-импрессионистов (по выбору учителя).

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация.

  3. Новый материал.

  4. Подготовка к выполнению задания.

  5. Выполнение задания.

  6. Подведение итога урока.

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

Учитель читает эпиграф.

— Так что же такое «гармония цветовых сочетаний», Чем же она может помочь человеку «изнуренному», «уставшему»? И почему так велика ее роль в живописи?

Тема урока — «Гармония цвета».

Актуализация.

Что мы уже знаем о цвете, цветовых сочетаниях?

Как вы понимаете слово – ГАРМОНИЯ?

Дети отвечают.

Глубже проникнуть в суть понятия «гармония цветовых сочетаний», нам поможет знакомство с творчеством художников – импрессионистов, а расскажут о них ваши одноклассники.

Выходят к доске две ученицы. Учитель в это время включает презентацию по теме. Девочки по очереди рассказывают о картинах импрессионистов и задают вопросы своим одноклассникам.

Сообщение учащихся:

Импрессионизм – направление в искусстве, конца 19, начала 20 века. Художники стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир, в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Клод Моне, основоположник направления, написал картину: «Впечатление, Восход солнца». Слово «импрессионизм» в переводе с французского, означает «впечатление».

Особых высот художники-импрессионисты достигли в передаче света и цвета.

Блики света оживляют изображение, приводят его в движение.

Сочетание цветов в картинах, их колорит, создают неповторимую гармонию, определенное настроение.

Учитель перелистывает презентацию, также беседует с детьми о чувствах, которые они испытывают, глядя на закат, солнечные блики на воде, цветущие поля, картины художников. Вспоминают свои наиболее яркие впечатления. Пытаются определить цветовую гамму картин художников-импрессионистов, их настроение. Одновременно в процессе выступления учащихся, на доске появляются слова-опоры: Цвет, гармония, освещение, колорит, настроение.

Вопросы для учащихся:

  1. Какие цвета преобладают на картине?

  2. Что они передают? (ЦВЕТ)

  3. Какое настроение передал художник? Как он этого добился? (НАСТРОЕНИЕ)

  4. Гармонично ли сочетаются цвета? (ГАРМОНИЯ),(КОЛОРИТ).

  5. Какое впечатление вызывает картина, почему? (ВПЕЧАТЛЕНИЕ)

  6. Передал ли художник освещение? Что использовал для этого? (ОСВЕЩЕНИЕ)

  7. Сочетания каких цветов передают радость, нежность, грусть, тревогу?

  8. Как можно показать одиночество на картине?

Вопросы корректируются в ходе беседы, в зависимости от реакции учеников на зрительный ряд и могут быть заданы в другом порядке.

Следующий этап – выступившие учащеники делают вывод , заканчивая обсуждение картин.

Вывод:

— 1 ученик: Готовясь к выступлению, просматривая картины художников, мы поняли, что импрессионисты пытались запечатлеть «Мимолетное виденье» от ускользающего мира.

— 2 ученик: Поэтому в картинах художников – импрессионистов «колорит» преобладает над формой. Так они добивались передачи настроения, впечатления.

Учитель — А теперь пора и нам приниматься за работу!

Какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке? Что мы будем изображать?

Дети отвечают: Задача – в своем рисунке подобрать колорит, освещение, цветом выразить свое настроение, наиболее яркое впечатление. Предлагают написать пейзаж.

Следующий этап – выполнение практического творческого задания : пейзаж — настроение. Включается музыкальное сопровождение.

Во время выполнения практического задания учитель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.

В конце урока подводятся итоги

Учитель: вернемся к началу урока – почему Анри Матисс сказал:

«Гармония цветовых сочетаний должна помогать человеку

уставшему, изнуренному сложным потоком мыслей». Дети отвечают.

Обсуждают работы одноклассников, выставляют друг другу оценки.

Повторяются ключевые слова и их значения. Помогли ли им картины художников-импрессионистов выполнить творческое задание Учитель интересуется мнением детей об уроке. Зачем эти художники, да и другие выставляли и выставляют свои картины на выставки?

Дети отвечают.

Домашнее задание.

Учитель: Да, вы правы, очень часто бывает, что люди даже не замечают – как прекрасен мир вокруг них.

Остановитесь, всмотритесь, и вы увидите то, что никто до вас не видел, поделитесь этим впечатлением с другими!

Материал скачан с сайта http://pedsovet.su/ — Интернет-сообщества учителей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here