Тема урока: Гармония цвета
«Гармония цветовых сочетаний должна помогать человеку
уставшему, изнуренному сложным потоком мыслей».
Анри Матисс
Цель: развивать эмоционально-чувственное восприятие учеников через общение с шедеврами мирового искусства;
Задачи : — дальнейшее формирование умений смешивать краски, владеть кистью, подбирать колорит в своих работах согласно замыслу;
— учиться анализировать произведения художников и свои работы, на доступном уровне , высказывать свои чувства и впечатления;
— воспитывать гармонично развитую личность, человека способного любоваться природой, умеющего видеть и ценить прекрасное в окружающей жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Детям: бумага, краски, кисти, баночки для воды, палитра, салфетка;
-
На классной доске – эпиграф, слова-опоры;
-
ТСО: мультимедийная установка , компьютер, экран;
-
Музыкальное сопровождение урока : Клод Дебюсси́ ;
-
Зрительный ряд: презентация, демонстрирующая произведения художников-импрессионистов (по выбору учителя).
План урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация.
-
Новый материал.
-
Подготовка к выполнению задания.
-
Выполнение задания.
-
Подведение итога урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
Учитель читает эпиграф.
— Так что же такое «гармония цветовых сочетаний», Чем же она может помочь человеку «изнуренному», «уставшему»? И почему так велика ее роль в живописи?
Тема урока — «Гармония цвета».
Актуализация.
Что мы уже знаем о цвете, цветовых сочетаниях?
Как вы понимаете слово – ГАРМОНИЯ?
Дети отвечают.
Глубже проникнуть в суть понятия «гармония цветовых сочетаний», нам поможет знакомство с творчеством художников – импрессионистов, а расскажут о них ваши одноклассники.
Выходят к доске две ученицы. Учитель в это время включает презентацию по теме. Девочки по очереди рассказывают о картинах импрессионистов и задают вопросы своим одноклассникам.
Сообщение учащихся:
Импрессионизм – направление в искусстве, конца 19, начала 20 века. Художники стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир, в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Клод Моне, основоположник направления, написал картину: «Впечатление, Восход солнца». Слово «импрессионизм» в переводе с французского, означает «впечатление».
Особых высот художники-импрессионисты достигли в передаче света и цвета.
Блики света оживляют изображение, приводят его в движение.
Сочетание цветов в картинах, их колорит, создают неповторимую гармонию, определенное настроение.
Учитель перелистывает презентацию, также беседует с детьми о чувствах, которые они испытывают, глядя на закат, солнечные блики на воде, цветущие поля, картины художников. Вспоминают свои наиболее яркие впечатления. Пытаются определить цветовую гамму картин художников-импрессионистов, их настроение. Одновременно в процессе выступления учащихся, на доске появляются слова-опоры: Цвет, гармония, освещение, колорит, настроение.
Вопросы для учащихся:
-
Какие цвета преобладают на картине?
-
Что они передают? (ЦВЕТ)
-
Какое настроение передал художник? Как он этого добился? (НАСТРОЕНИЕ)
-
Гармонично ли сочетаются цвета? (ГАРМОНИЯ),(КОЛОРИТ).
-
Какое впечатление вызывает картина, почему? (ВПЕЧАТЛЕНИЕ)
-
Передал ли художник освещение? Что использовал для этого? (ОСВЕЩЕНИЕ)
-
Сочетания каких цветов передают радость, нежность, грусть, тревогу?
-
Как можно показать одиночество на картине?
Вопросы корректируются в ходе беседы, в зависимости от реакции учеников на зрительный ряд и могут быть заданы в другом порядке.
Следующий этап – выступившие учащеники делают вывод , заканчивая обсуждение картин.
Вывод:
— 1 ученик: Готовясь к выступлению, просматривая картины художников, мы поняли, что импрессионисты пытались запечатлеть «Мимолетное виденье» от ускользающего мира.
— 2 ученик: Поэтому в картинах художников – импрессионистов «колорит» преобладает над формой. Так они добивались передачи настроения, впечатления.
Учитель — А теперь пора и нам приниматься за работу!
Какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке? Что мы будем изображать?
Дети отвечают: Задача – в своем рисунке подобрать колорит, освещение, цветом выразить свое настроение, наиболее яркое впечатление. Предлагают написать пейзаж.
Следующий этап – выполнение практического творческого задания : пейзаж — настроение. Включается музыкальное сопровождение.
Во время выполнения практического задания учитель оказывает индивидуальную помощь по мере необходимости.
В конце урока подводятся итоги –
Учитель: вернемся к началу урока – почему Анри Матисс сказал:
«Гармония цветовых сочетаний должна помогать человеку
уставшему, изнуренному сложным потоком мыслей». Дети отвечают.
Обсуждают работы одноклассников, выставляют друг другу оценки.
Повторяются ключевые слова и их значения. Помогли ли им картины художников-импрессионистов выполнить творческое задание Учитель интересуется мнением детей об уроке. Зачем эти художники, да и другие выставляли и выставляют свои картины на выставки?
Дети отвечают.
Домашнее задание.
Учитель: Да, вы правы, очень часто бывает, что люди даже не замечают – как прекрасен мир вокруг них.
Остановитесь, всмотритесь, и вы увидите то, что никто до вас не видел, поделитесь этим впечатлением с другими!
Материал скачан с сайта http://pedsovet.su/ — Интернет-сообщества учителей