Урок изобразительного искусства во 2 классе
Разработала:
Марчукова Людмила Станиславовна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №125
г. Волгограда
Тема: Рисование на тему « В гостях у осени»
Цель: выполнение осеннего пейзажа
Задачи:
— показать детям красоту осенней природы в живописи в произведениях известных русских художников;
— обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм окраски растений;
— развивать у детей образную память, эмоционально-эстетическую отзывчивость на красоту окружающей действительности, умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и главными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;
— формировать у школьников умение самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; последовательно вести рисунок на тему.
— воспитывать любовь к осенней природе;
Оборудование:
-изобразительный ряд: репродукция картин: И. Левитана « Золотая осень»; В. Серова « Октябрь. Домотканово»; образцы педагогического рисунка «Осенний пейзаж» ( акварель);
-Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.
Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года» — «Осень», «Октябрь» из альбома П. Чайковского « Времена года».
— краски;
— кисти и все необходимое для выполнения работы красками;
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока.
— Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится? (читает подготовленный ученик)
Осень-швея
Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор — любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картин
– Какие замечательные слова поэтесса подобрала для осени! Сегодня на уроке мы продолжим любоваться красотой осенней природы.
3. Вводная беседа.
— Сколько прекрасных картин и стихов создано поэтами и художниками! Многие картины и рисунки вы уже видели, учились описывать их, определять настроения и характер.
( ученик рассказывает стихотворение А. С. Пушкина « Унылая пора! очей очарованье!).
— Какие изменения произошли осенью в жизни растений?
-Чем деревья отличаются друг от друга?
— На экскурсии мы наблюдали за осенней природой. Какие впечатления у вас остались от экскурсии?
( дети делятся своими впечатлениями, описывают, какую окраску приобрела листва на кленах, березе, осинах и других деревьев; описывают, как меняется картина осени, когда тучи закрывают небо и ветер срывает листья с ветвей и гонит их по земле.)
– Каждый из нас воспринимает окружающий мир по- своему. В картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной предстает она перед нами в картине И. Левитана
( учитель показывает репродукцию картины И. Левитана « Золотая осень»
– Какие чувства у вас возникают, когда вы видите эту картину?
– Объясните, почему?
— Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
– Что изобразил художник?
(ученики рассматривают картину и обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота).
– А вот еще одна репродукция картины.
(учитель показывает репродукцию картины В.А .Серова « Октябрь. Домотканово»)
– Чем отличается работа В.А. Серова « Октябрь. Домотканово» от картины И.И. Левитана « Золотая осень»?
(ответы детей)
– Что изобразил автор на этой картине?
– Не только стихи и картины показывают нам всю красоту нашей природы, но и музыка пронизана любовью к родной природе.
( ученики просматривают видеоролик под музыку А.Вивальди « Времена года» — «Осень»).
– Какое настроение передает прослушанная вами музыка?
— О чем вам рассказала эта мелодия?
— С помощью каких красок художники смогли передать свое настроение в картинах видеоролика?
( ответы детей).
– Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали? Почему?
4. Устное рисование.
– А теперь придумайте картины осенней природы, в которых вы покажете красоту этого времени года.
( учащиеся работают по рядам)
— Какие картины вы придумали?
( ответы детей).
5. Изучение нового материала.
– Молодцы. Вы хорошо поработали в устных зарисовках. А сейчас мы будем передавать свое осеннее настроение на лист бумаги.
( учащиеся снова вспоминают свои наблюдения и стараются передать их в рисунке кистью и красками).
— Рисование на тему мы должны вести в определенной последовательности.
а) Если вы хотите изобразить на земле много предметов, то лист бумаги располагайте по горизонтали.
б) Сначала надо отделить небо от земли — провести линию горизонта.
в) Ближние деревья надо рисовать крупнее, а дальние меньше. Основания близких деревьев выполняем ниже, а удаленных располагаем выше. При этом те деревья, которые находятся впереди, могут закрывать дальние объекты.
6. Педагогический рисунок.
( учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах).
( учитель обращает внимание детей на то, чтобы учащиеся постоянно думали о соотношении холодных и теплых цветов и учились передавать эту разницу в своих рисунках).
— В изобразительном искусстве художественные образы, настроения передаются с помощью линий, красок.
( перед выполнением рисунка в цвете учитель показывает краски и называет главные из них — красную, желтую, синюю).
-Почему эти краски главные?
(учитель демонстрирует на листе бумаги, как от смешения красной и синей красок получается фиолетовый цвет, от смешения желтой и синей – зеленый и т.д.).
— Сравните эти цвета с цветом неба, воды, травы, деревьев, домов.
— Назовите ваш любимый цвет. Какие чувства он вызывает?
— Выполнение работы начинаем с заливки голубым цветом неба. Чем ближе к земле, тем оно будет светлее. Чтобы небо было равномерно закрашено, надо выполнять его горизонтальными мазками. Оставляйте незакрашенными стволы деревьев и самые толстые ветки. Нельзя оставлять белую полоску между небом и землей.
— А сейчас, посмотрите, как с помощью цвета мы будем обозначать землю. Для этого берем коричневую, желтую или зеленую краску.
-Для выполнения дальнего плана добавляю в зеленый цвет чуть синего цвета, получается холодный оттенок. Для окраски переднего плана добавляю в зеленую краску цвет охры, тогда за счет этого оттенка земля кажется к нам ближе.
( после просыхания фона учащиеся пишут деревья сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом).
(учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше).
— Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а к верху уже.
— Потом рисуем ветки так, чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.
— Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.
— Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один вид работы — метод примакивания кисти к бумаге.
— И, наконец, уточняем детали. Прописываем тонкой кистью мелкие детали. Рисунок закончен.
7. Самостоятельная работа учащихся.
( во время работы включается отрывок пьесы « Октябрь» из альбома П.Чайковского « Времена года»).
8. Итог урока.
-Ребята, посмотрите, какие рисунки у вас получились.
а) Выставка работ учащихся.
б) Обобщение материала, изученного на уроке.
– С какими замечательными произведениями вы сегодня познакомились?
— Что является главным в этих произведениях?
— Любовь к родной природе — главный источник вдохновения у русских художников. Сегодня мы немного прикоснулись к прекрасному.
— Что вам понравилось, запомнилось?
Список использованной литературы:
-
Ростовцев Н. Н. Методика преподования ИЗО в школе.М., 1983.
-
Кузин В.С.Методика преподования изобразительного искусства в 1-3 классах: пособие для учителей.М.,Просвещение, 1997.
-
Программно-методические материалы: изобразительное искусство в начальной школе/сост.В.С. Кузин В.И., Сиротин. М..Дрофа, 1999.
-
«Октябрь» — http://www.youtube.com/watch?v=mHaF2PD7yG8
-
http://www.youtube.com/watch?v=Ec6mhFqaqgU