Белякова
Римма Ахняфовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№52
Эссе
«Я – учитель»
Дитя не кувшин, чтобы его заполнить, а,
скорее, факел, который надо зажечь
Константин Ушинский
«Вот станешь учителем – и будешь проверять тетради!» — грозно заявила мне Галина Фёдоровна, когда обнаружила в прописях моих одноклассников отметки, робко выведенные мной.
Это случилось в непростом 1991 году, когда я поступила в первый класс в числе десяти учеников малокомплектной сельской школы в Свердловской области. Нашим первым учителем стала Федулова Галина Федоровна, молодая девушка, попавшая к нам по распределению. Она не просто работала, а творила, на каждом своём уроке внося в нашу жизнь что-то новое.
«Всё человечество проходит через первый класс», — так говорил Я.А. Коменский. У каждого человека был, есть и будет свой первый учитель. Галина Федоровна выполнила свою сложнейшую задачу – привила нам, малышам, интерес к школе, не дала разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, смогла разжечь искру познания.
Однажды, когда наш учитель задержался на урок, я решила проверить, как мои одноклассники выполнили домашнее задание, и почти все работы мною были «оценены». Вскоре Галина Федоровна вошла в класс и одной фразой и взглядом прервала мой «труд» и попросила передать ей тетради.
Эту историю я помню до сих пор, именно после неё Галина Федоровна ко мне всегда обращалась «учительница» и говорила: «Точно будешь учителем».
Теперь я понимаю, что произошло всё неслучайно, наверное, это была моя судьба – стать учителем, и с тех пор мысль об этой профессии меня не покидала.
И вот уже практически десять лет я работаю в школе и очень довольна своим выбором, считая его своим призванием. Наш труд — один из самых ответственных в современном мире, ведь от наших усилий зависит будущее отдельного человека и всего человечества в целом. Именно мы, учителя, своей жизнью, своими поступками, своими словами создаем в душах и мыслях ребят представление о добре и зле. Мы приходим в их маленький мир, чтобы первыми из взрослого «чужого» стать родным и близким. От того, какими мы будем, очень многое зависит, ведь порой одно верно сказанное или вовремя сделанное может оказать влияние на всю последующую жизнь человека. Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже, но я глубоко убеждена, что педагог не только учит, а ещё и воспитывает и развивает человека будущего, а это колоссальная ответственность и нелёгкий труд.
Не могу не согласиться со словами А.П. Чехова: «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в своё дело…». Думаю, что если не понимать тонкости этого удивительного творчества, филигранности профессии учителя, то невозможно работать. Мы взаимодействуем с детскими сердцами и душами – это очень волнительно и непредсказуемо, ведь порой одного взгляда, прикосновения достаточно, чтобы понять то, чего не выразишь словами. В своей работе я стараюсь не забывать о том, что моя миссия — показать ребятам, что мир вокруг удивительно многолик и непредсказуем.
Дети чувствуют и благодарно отвечают на всё: добрый взгляд, улыбку, вежливое обращение — особенно ценят то, чего им порой не хватает в семье. Они идут к нам, учителям, потому что мы им это дарим, уважаем их личность.
По-моему, педагог – это не только специалист, качественно дающий уроки, а человек, воспитывающий, открывающий, развивающий людей будущего, поэтому огромное значение имеет и внеклассная работа. Я часто приглашаю своих учеников на экскурсии, выставки, провожу познавательные мероприятия, знакомлю их с интересным и необычным.
Одна из моих учениц поступила в Уральский Федеральный Университет на специальность «преподаватель истории», где когда-то обучалась и я. Она подошла ко мне и сказала: «Хочу работать в школе и учить детей истории…»
Возможно, в этом наша главная задача – помочь ребятам пронять, что УЧИТЕЛЬ — величайшее из всех служений в мире.