Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г.о. Орехово-Зуево
Московской области
Сценарий
классного часа
«20-летие Конституции
Российской Федерации»
Составила учитель начальных классов
Корниенко Ирина Борисовна
Сентябрь 2013 год
ЦЕЛЬ:
-
познакомить детей с Основным Законом страны – Конституцией Российской Федерации.
ЗАДАЧИ:
-
повторить и закрепить знания учащихся о своей стране, полученные на внеурочных занятиях;
-
повторить и закрепить основные понятия: государственная символика России (герб, гимн, флаг). Закон, Конституция, статья, выборы, президент;
-
формировать чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
-
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности;
-
дальнейшее формирование правовой культуры учащихся.
Оборудование: плакаты с Днём Знаний, мультимедийное оборудование, уголок символики, карточки с понятиями «Права и обязанности школьника», разрезная картинка к игре «Кто быстрей соберёт картинку!», карточка с зашифрованным словом Конституция, тест по теме «Я – гражданин России».
Ход классного часа
1.Организационный момент.
Учитель предлагает ребятам разбиться на команды, чтобы принять участие в конкурсной программе. Дети выбирают капитана команды и ответственного за подсчёт баллов.
2.Введение в тему.
Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Вот и начался новый 2013 – 2014 учебный год.
И снова наша любимая школа в 99 раз распахнула для вас свои двери в страну Знаний. Слайд 2.
Звенит звонок всё громче, всё быстрей.
Какая трель по миру разливается!
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются!
Учитель. Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется главный документ, по которому живёт каждое образовательное учреждение? (Устав школы)
Учитель рассказывает вкратце о том, какие положения входят в Устав школы.
— Мы с вами обязательно выучим эти положения и будем их соблюдать.
— Вы теперь ученики третьего класса. Вы стали взрослее и умнее. Давайте вспомним, как надо вести себя в школе, что вам можно делать, а чего нельзя. Вспомним правила поведения. Слайд 3.
Учитель. Вопросы поведения волновали людей и много веков назад. И если
бы каждый делал только то, что ему хочется, в стране никогда бы не было
порядка. И люди договорились жить по правилам. Самые главные правила,
которые установили для себя граждане нашей страны, записаны в
Конституции Российской Федерации. В этом году мы празднуем её день
рождения. 12 декабря ей уже будет 20 лет.
Много, много лет назад, И с тех пор за годом год
Как нам люди говорят, Его чествует народ,
Был придуман Он – За мораль и за порядок,
Конституции Закон. И не страшен нам упадок.
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
2. Сообщение темы классного часа.
Задание 1. Расшифруйте слово.
На столах у ребят карточки [HUKJFONCHCDSТИQWEТУXAЦFDИRЯ].
Выигрывает команда, которая первая отгадала слово Конституция (команда встаёт).
Учитель. Сегодня наш классный час посвящен Конституции – Основному Закону государства. Но прежде чем получить новые знания, давайте вспомним то, что мы уже знаем. Слайд 4.
Задание 2. Учитель задаёт по очереди вопросы каждой команде.
1.Как называется планета, на которой мы живём? (Земля)
2. Как называется наша Родина? (Россия)
3. Как называют людей, живущих в России? (россиянами)
4.Что мы знаем о Москве? (Москва – это столица нашей Родины, главный город)
5. Какой язык является государственным? (русский язык)
6. Кто является главой Российской Федерации? (президент, В.В.Путин)
— Конституция, по которой мы сейчас живём, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. — Так что же такое Конституция? Слайд 5.
Задание 3. Игра «Кто быстрей соберёт картинку!» (картинка прилагается)
Дети получают разрезную картинку и собирают целую.
Учитель. В России раньше вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Октябрьской революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик, — вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже в России, была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
Задание 4. Учитель на доске открывает запись: 1924, 1918, 1993, 1977, 1936 – и предлагает восстановить хронологию принятия Конституции.
Учитель. Дети, а вы знаете, с чего начинается Конституция? Слайд 6.
Далее учитель знакомит учащихся с понятием «статья».
— На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях нашей Родины. А как нужно слушать гимны? (Стоя)
Дети встают и поют гимн страны.
Задание 5. Расскажите, что вы знаете о флаге и гербе РФ? (Ответы учащихся)
Учитель дополняет ответы детей.
— Белый цвет – Отечество, синий – Верность, красный — Отвага.
— Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы и мудрости.
Задание 6. Вспомнить небольшие стихи, которые учили на внеурочных занятиях, посвящённых символике России.
Дети тянут карточки с названием стихотворений: «Москва», «Флаг», «Герб».
-
Москва – это Красная площадь.
Москва – это стены Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
-
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска – утренний рассвет.
-
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
3. Музыкальная пауза.
Учитель предлагает детям исполнить песню « У моей России длинные косички…».
Учитель. В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование … ».
— Какие же права и обязанности есть у школьников? Слайд 7, 8, 9.
Задание 7. Игра «Мои права и обязанности».
На столе вперемешку карточки, на которых записаны права и обязанности школьника. Дети берут карточку и вывешивают её в столбик «Права» или «Обязанности».
ПРАВА ОБЯЗАННОСТИ
1.Право на образование. 1. Выполнять Устав школы.
2. Право на перемены. 2.Уважать друг друга.
3. Право на каникулы. 3. Бережно относиться к имуществу
4. Право на занятия в кружках и секциях. школы. 4.Соблюдать культурно
гигиенические навыки.
5. Сохранять природу и
окружающую среду.
Учитель. Ребята, а кто из вас помнит, на каком государственном мероприятии мы с вами выступали перед жителями нашего города 4 марта 2012 года?
— На выборах президента России. Им стал Владимир Владимирович Путин. Слайд 10.
Президент России – это глава государства, который избирается народом на 6 лет. (Это новая поправка в законе о выборах.) Раньше президент избирался сроком на 4 года. Он руководит нашей страной, её политикой, ведёт международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил — Российской Федерации. Слово «президент» в переводе с латинского обозначает «сидящий впереди, во главе».
Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. В статье 81 говорится о том, что «президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».
— Статья 3 пункт 3 говорит о том, что « Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы».
Недавно 8 сентября 2013 годы мы выбирали губернатора Московской области. На выборах победил Андрей Юрьевич Воробьёв.
Учитель. Замечательный русский поэт 19 века Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
— Каждый гражданин нашей страны имеет главный документ, как вы думаете какой? (паспорт)
— В каком возрасте юноши и девушки получают паспорт? (в 14 лет)
— А какой ваш главный документ? (дневник) Сегодня каждый из вас получит в подарок дневник, берегите его – это ваше лицо.
Учитель. А кто такой гражданин? (ответы учащихся)
— «Отечества достойный сын!» Эти слова также принадлежат Николаю Алексеевичу Некрасову. Слайд 11.
Все мы являемся гражданами своей страны. Мы россияне. Слайд 12.
— Гражданин России – человек, владеющий своими правами. Слайд 13.
— У каждого гражданина России есть права и обязанности, но главное – это любовь к Родине, к своему родному краю.
— Ребята, что мы Родиной зовём? Слайд 14, 15, 16.
Задание 8. Игра « Продолжи стихотворение».
Дети, начиная с первой команды, читают друг за другом наизусть стихотворение
«Что мы Родиной зовём».
Учитель. Ребята, как вы думаете, а от вас зависит благополучие нашей страны? Что вы можете сделать сейчас на благо Родины? Слайд 17, 18.
Учитель. Читая произведения устного народного творчества, мы знакомимся с пословицами и поговорками о Родине.
— Какие пословицы вы знаете? Слайд 19.
Учитель. Сегодня вы получили новые знания о Конституции РФ. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь.
— Я уверена, что вы все сегодня были внимательны. Очень хорошо поработали вместе в команде. Я вам предлагаю выполнить последнее задание в виде теста.
Задание 9. Тест « Я – гражданин России» (прилагается).
Учитель. Так кто же такой сегодня гражданин России? Слайд 20.
— Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.
— В конце мероприятия подсчитываются баллы, и объявляется команда-победитель.
Победителям вручаются призы, а также все дети получают конфеты.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш первый урок Знаний. Дома обязательно поделитесь с родителями новыми знаниями. В добрый путь, ребята! Успехов вам в учёбе.
ТЕСТ
по теме « Я – гражданин России»
№
Вопрос
Ответ
1
Как называется наша планета?
2
Назовите страну, где вы живёте.
3
Государственный язык нашей страны
4
Запишите название столицы РФ
5
Перечислите государственные символы России
6
Перечислите народные символы России
7
Кто является главой государства?
8
На сколько лет избирается президент России: на 5, 4, 6, 10?
9
Как называется Основной Закон РФ?
10
Сколько лет исполняется Конституции РФ 12 декабря 2013 года: 10, 40, 20,100?
11
Как называется главная площадь страны?
12
Знаешь ли ты гимн своей страны?
13
Как называется край, в котором ты живёшь?
14
Запиши название своей малой родины
15
Дополни предложение: « Поэтом можешь ты не быть, а ————— быть обязан!
16
Нарисуй флаг России
Литература.
1.Конституция Российской Федерации.
2.Интернет-ресурсы.
3. Чутко Н.Я. Я – гражданин России (Я – моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. – 8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013. – 160 с.: ил.
4. Чутко Н.Я. Я – гражданин России ( Моё настоящее и далёкое прошлое ): Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. – 6-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2011. – 192 с.: ил.
5.Владимир Степанов. Мы живём в России — Москва: « ОНИКС», 2007.
6.Кудрявцева Т.А. Я живу в России – М.: Просвещение, 2003.
7.Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Изд-во «Вита-Пресс»,1996. – 64 с.
8.Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 160 с.
9.Шепелева Т.В. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн. – Волгоград: Учитель, 2005. – 70 с.