Формирование навыков самостоятельной деятельности

учащихся на уроках математики

на основе деятельностного подхода

Особенности деятельностного подхода заключается в следующем:

— знания добываются, создаются учеником в процессе личной работы (под руководством учителя), а не сообщаются ему в готовом виде;

— учебный процесс выстраивается на постепенном усложнении содержания, способа и характера деятельности учащихся, на систематическом включении разных творческих заданий, необходимых для формирования личности ученика, его качеств и умений;

— учитываются индивидуальные особенности учащихся и их субъективный опыт;

— ведется обучение умениям работать с алгоритмами.

Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования можно рассматривать с разных точек зрения: методологической, дидактической, психологической и методической.

С точки зрения дидактической основу деятельностного подхода составляет самостоятельная работа учащихся, направленная на творческий поиск и постоянное созидание нового.

Виды самостоятельной деятельности

учащихся на уроках математики

  1. Работа с учебником.

  2. Выполнение упражнений.

  3. Письменные самостоятельные работы.

  1. Дидактические условия организации работы с учебником:

  • работу тщательно планировать, подбирать удачные темы для самостоятельного чтения;

  • действиями учеников четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие упражнения выполнять после чтения;

  • работа с учебником не должна занимать весь урок, она должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы;

  • широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы;

  • обобщать и систематизировать материал.

Тема урока «Десятичная запись дробных чисел» (5 класс)

Диктант

1. Замените частное дробью № 2. Выразите в дециметрах

или смешанным числом:

  1. 5 : 11 6) 3м 2дм

  2. 8 : 100 7) 10м 3дм

  3. 17 : 10 8) 2дм

  4. 24 : 100 9) 10см

  5. 3 : 1000 10) 14дм 5см

Проверяя ответы, предлагаю отгадать зашифрованное слово:

8

24

2

32

5

103

1

7

14

5

3

1

100

100

10

11

10

10

1000

Е

Я

Н

И

Д

Ч

С

Ы

Т

Е

Выпишем отдельно дроби со знаменателями 10, 100, 1000

2

24

10

100

1

7

8

10

100

14

5

3

10

1000

Записываем обыкновенные дроби в виде десятичных.

Особое внимание следует обратить на формирование умений читать в учебниках образцы решения задач. Для целенаправленного формирования умения решать задачу по образцу даю следующий алгоритм:

  1. Прочитать в книге пример решения задачи и составить план решения подобных задач.

  2. Проверить, можно ли с его помощью решить другую задачу данного типа.

  3. Решить ряд задач нового типа, пользуясь своим планом и корректируя его в случае необходимости.

Вывод формулы суммы углов выпуклого n-угольника

Проведите диагонали из отмеченной вершины

Укажите число сторон

Укажите число вершин, углов

Из скольких треугольников состоит фигура

Чему равна сумма внутренних углов

При закреплении темы «Линейное уравнение с одной переменной» предлагаю расшифровать пословицу.

5Х=-60 10Х= — 8 -3Х=36

-10Х= 8 -1,5Х= 6 5Х — 15Х=8

6Х = -60 13Х = 65 -7Х = 70

-4Х = 8 1/3 Х =12 -1/6У= 1/3

-9 Х= 3 2/3 У= 9 5У =25

А

Г

Д

Е

З

К

Л

О

Р

У

5

— 2

— 12

2,4

-1/3

— 4

36

13,5

— 0,8

— 10

Выполнив задания, расшифруйте слово.

Номер задания

К

Т

И

Я

С

Ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

59,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

  1. 35,85 + 4,971

  2. 125,19 – 78,5

  3. x – 0,07 = 1,5

  4. 9 – y = 1,5

  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?

  6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч. Найдите скорость против течения реки.

Д

С

О

Т

П

У

задания

1

15

1

1

1

1

 

11

1

2

2

 

16

15

2

18

3

2

3

6

8

4

1

1

11

5

9

9

5

8

18

3

7

1

5

3

6

2

6

1

6

6

3

3

5

3

21

23

4

8

6

12

9

10

18

5

1

6

2

1

1

1

1

2

 

5

11

7

7

7

6

2

11

4

19

11

1

9

9

9

11

6

3

20

20

16

16

16

4

1. Выполните действие:

5

*

6

18

2. Выполните умножение:

12

*

26

13

27

3. Вычислите

2

2

*

3

1

21

2

4.Найдите значение выражения:

3

5

*

2

5

*

1

11

7

8

13

5. Решите уравнение:

У

:

1

5

1

1

7

4

6. Найдите площадь прямоугольника, длина которого дм, а ширина на дм меньше длины.

Проведите диагонали из отмеченной вершины

Укажите число сторон

Укажите число вершин, углов

Из скольких треугольников состоит фигура

Чему равна сумма внутренних углов

4

4

2

180° ∙ 2 = 360°

5

5

3

180° ∙ 3 = 540°

6

6

4

180° ∙ 4 = 720°

Сумма углов выпуклого n-угольника равна 180°(n — 2)

При закреплении темы «Линейное уравнение с одной переменной» предлагаю расшифровать пословицу.

5Х=-60 10Х= — 8 -3Х=36

-10Х= 8 -1,5Х= 6 5Х — 15Х=8

6Х = -60 13Х = 65 -7Х = 70

-4Х = 8 1/3 Х =12 -1/6У= 1/3

-9 Х= 3 2/3 У= 9 5У =25

А

Г

Д

Е

З

К

Л

О

Р

У

5

— 2

— 12

2,4

-1/3

— 4

36

13,5

— 0,8

— 10

Выполнив задания, расшифруйте слово.

Номер задания

К

Т

И

Я

С

Ч

1

38,21

31,489

49,5

85,56

59,12

40,821

2

50,12

9,217

46,69

67,5

127,34

133,04

3

2,2

1,43

0,8

2,15

1,57

0,97

4

8,25

7,5

9,27

10,5

8,2

9,15

5

209,9

210,7

219,8

221,5

220

205

6

1,4

3,38

0,52

5

1,2

3,02

  1. 35,85 + 4,971

  2. 125,19 – 78,5

  3. x – 0,07 = 1,5

  4. 9 – y = 1,5

  5. Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?

  6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч. Найдите скорость против течения реки.

Признаки самостоятельной работы

Под самостоятельной работой учащихся понимается такая работа, которая выполняется по заданию учителя без непосредственной его помощи (но под его руководством) в специально отведенное для этого время.

Признаки самостоятельной работы:

  • наличие цели работы;

  • наличие конкретного задания;

  • четкое определение формы выражения результата;

  • обязательное выполнение задания каждым учеником;

  • обязательное подведение итогов самостоятельной работы;

  • самостоятельная работа определена во времени.

Отсутствие хотя бы одного признака уже не характеризует эту работу как самостоятельную.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here