Формирование навыков самостоятельной деятельности
учащихся на уроках математики
на основе деятельностного подхода
Особенности деятельностного подхода заключается в следующем:
— знания добываются, создаются учеником в процессе личной работы (под руководством учителя), а не сообщаются ему в готовом виде;
— учебный процесс выстраивается на постепенном усложнении содержания, способа и характера деятельности учащихся, на систематическом включении разных творческих заданий, необходимых для формирования личности ученика, его качеств и умений;
— учитываются индивидуальные особенности учащихся и их субъективный опыт;
— ведется обучение умениям работать с алгоритмами.
Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования можно рассматривать с разных точек зрения: методологической, дидактической, психологической и методической.
С точки зрения дидактической основу деятельностного подхода составляет самостоятельная работа учащихся, направленная на творческий поиск и постоянное созидание нового.
Виды самостоятельной деятельности
учащихся на уроках математики
-
Работа с учебником.
-
Выполнение упражнений.
-
Письменные самостоятельные работы.
-
Дидактические условия организации работы с учебником:
-
работу тщательно планировать, подбирать удачные темы для самостоятельного чтения;
-
действиями учеников четко управлять: что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие упражнения выполнять после чтения;
-
работа с учебником не должна занимать весь урок, она должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы;
-
широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы;
-
обобщать и систематизировать материал.
Тема урока «Десятичная запись дробных чисел» (5 класс)
Диктант
№ 1. Замените частное дробью № 2. Выразите в дециметрах
или смешанным числом:
-
5 : 11 6) 3м 2дм
-
8 : 100 7) 10м 3дм
-
17 : 10 8) 2дм
-
24 : 100 9) 10см
-
3 : 1000 10) 14дм 5см
Проверяя ответы, предлагаю отгадать зашифрованное слово:
24 | 2 | 32 | 5 | 103 | 1 | 7 | 14 | 5 | 3 | 1 | |
100 | 100 | 10 | 11 | 10 | 10 | 1000 | |||||
Е | Я | Н | И | Д | Ч | С | Ы | Т | Е |
Выпишем отдельно дроби со знаменателями 10, 100, 1000
2 |
|
| 24 | |
| 10 |
|
| 100 |
|
|
|
|
|
1 | 7 |
|
| 8 |
10 |
|
| 100 | |
|
|
|
|
|
14 | 5 |
|
| 3 |
10 |
|
| 1000 |
Записываем обыкновенные дроби в виде десятичных.
Особое внимание следует обратить на формирование умений читать в учебниках образцы решения задач. Для целенаправленного формирования умения решать задачу по образцу даю следующий алгоритм:
-
Прочитать в книге пример решения задачи и составить план решения подобных задач.
-
Проверить, можно ли с его помощью решить другую задачу данного типа.
-
Решить ряд задач нового типа, пользуясь своим планом и корректируя его в случае необходимости.
Вывод формулы суммы углов выпуклого n-угольника
Укажите число сторон | Укажите число вершин, углов | Из скольких треугольников состоит фигура | Чему равна сумма внутренних углов | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При закреплении темы «Линейное уравнение с одной переменной» предлагаю расшифровать пословицу.
5Х=-60 10Х= — 8 -3Х=36
-10Х= 8 -1,5Х= 6 5Х — 15Х=8
6Х = -60 13Х = 65 -7Х = 70
-4Х = 8 1/3 Х =12 -1/6У= 1/3
-9 Х= 3 2/3 У= 9 5У =25
Г |
Д |
Е |
З |
К |
Л |
О |
Р |
У | |
5
|
— 2 |
— 12 |
2,4 |
-1/3 |
— 4 |
36 |
13,5 |
— 0,8 |
— 10 |
Выполнив задания, расшифруйте слово.
К |
Т |
И |
Я |
С |
Ч | |
1
|
38,21 |
31,489 |
49,5 |
85,56 |
59,12 |
40,821 |
2
|
50,12 |
9,217 |
46,69 |
67,5 |
127,34 |
133,04 |
3
|
2,2 |
1,43 |
0,8 |
2,15 |
1,57 |
0,97 |
4
|
8,25 |
7,5 |
9,27 |
10,5 |
8,2 |
9,15 |
5
|
209,9 |
210,7 |
219,8 |
221,5 |
220 |
205 |
6
|
1,4 |
3,38 |
0,52 |
5 |
1,2 |
3,02 |
-
35,85 + 4,971
-
125,19 – 78,5
-
x – 0,07 = 1,5
-
9 – y = 1,5
-
Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
-
Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч. Найдите скорость против течения реки.
Д | С | О | Т | П | У | |||||||
задания | ||||||||||||
1 | 15 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 11 | 1 | 2 | 2 |
| |
16 | 15 | 2 | 18 | 3 | ||||||||
2 | 3 | 6 | 8 | 4 | 1 | 1 | 11 | |||||
5 | 9 | 9 | 5 | 8 | 18 | |||||||
3 | 7 | 1 | 5 | 3 | 6 | 2 | 6 | 1 | 6 | 6 | 3 | |
3 | 5 | 3 | 21 | 23 | ||||||||
4 | 8 | 6 | 12 | 9 | 10 | 18 | ||||||
5 | 1 | 6 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
| 5 | ||
11 | 7 | 7 | 7 | |||||||||
6 | 2 | 11 | 4 | 19 | 11 | 1 | 9 | 9 | 9 | 11 | 6 | 3 |
20 | 20 | 16 | 16 | 16 | 4 |
№ 1. Выполните действие:
* | 6 |
18 |
№ 2. Выполните умножение:
* | 26 |
13 | 27 |
№3. Вычислите
2 | * | 3 | 1 |
21 | 2 |
№4.Найдите значение выражения:
5 | * | 2 | 5 | * | 1 | 11 |
7 | 8 | 13 |
№ 5. Решите уравнение:
: | 1 | 5 |
| 1 | 1 |
7 | 4 |
№6. Найдите площадь прямоугольника, длина которого дм, а ширина на дм меньше длины.
Укажите число сторон | Укажите число вершин, углов | Из скольких треугольников состоит фигура | Чему равна сумма внутренних углов | |
|
4 |
4 |
2 |
180° ∙ 2 = 360° |
|
5 |
5 |
3 |
180° ∙ 3 = 540° |
|
6 |
6 |
4 |
180° ∙ 4 = 720° |
Сумма углов выпуклого n-угольника равна 180°(n — 2)
При закреплении темы «Линейное уравнение с одной переменной» предлагаю расшифровать пословицу.
5Х=-60 10Х= — 8 -3Х=36
-10Х= 8 -1,5Х= 6 5Х — 15Х=8
6Х = -60 13Х = 65 -7Х = 70
-4Х = 8 1/3 Х =12 -1/6У= 1/3
-9 Х= 3 2/3 У= 9 5У =25
Г |
Д |
Е |
З |
К |
Л |
О |
Р |
У | |
5
|
— 2 |
— 12 |
2,4 |
-1/3 |
— 4 |
36 |
13,5 |
— 0,8 |
— 10 |
Выполнив задания, расшифруйте слово.
К |
Т |
И |
Я |
С |
Ч | |
1
|
38,21 |
31,489 |
49,5 |
85,56 |
59,12 |
40,821 |
2
|
50,12 |
9,217 |
46,69 |
67,5 |
127,34 |
133,04 |
3
|
2,2 |
1,43 |
0,8 |
2,15 |
1,57 |
0,97 |
4
|
8,25 |
7,5 |
9,27 |
10,5 |
8,2 |
9,15 |
5
|
209,9 |
210,7 |
219,8 |
221,5 |
220 |
205 |
6
|
1,4 |
3,38 |
0,52 |
5 |
1,2 |
3,02 |
-
35,85 + 4,971
-
125,19 – 78,5
-
x – 0,07 = 1,5
-
9 – y = 1,5
-
Ученики четвертого класса собрали 215,7 кг металлолома, а пятого класса на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
-
Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения 1,8 км/ч. Найдите скорость против течения реки.
Признаки самостоятельной работы
Под самостоятельной работой учащихся понимается такая работа, которая выполняется по заданию учителя без непосредственной его помощи (но под его руководством) в специально отведенное для этого время.
Признаки самостоятельной работы:
-
наличие цели работы;
-
наличие конкретного задания;
-
четкое определение формы выражения результата;
-
обязательное выполнение задания каждым учеником;
-
обязательное подведение итогов самостоятельной работы;
-
самостоятельная работа определена во времени.
Отсутствие хотя бы одного признака уже не характеризует эту работу как самостоятельную.