Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 107»

города Омска

Интеллектуально-творческая игра

«Звездный час»

(математика, 6 класс)

подготовила

учитель математики

Муравьева Татьяна Алексеевна

г. Омск 2011

Интеллектуально-творческая игра «Звездный час»

(математика, 6 класс)

Цель:

  • развитие интереса к изучаемому предмету;

  • развитие сообразительности, находчивости, умения рассуждать;

  • через ролевую игру помочь ученикам в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди сверстников.

Организация урока

Весь класс делится заранее учителем на 3-4 команды, в каждой одинаковое число сильных, средних и слабых по успеваемости учеников. Кроме этого есть ведущий, счетчик и наблюдатель.

Ведущий (может быть учитель, но лучше, если это будет сильный ученик). Условия задач и ответы к ним, а в некоторых задачах могут быть даны и основные этапы решения, ведущий получает от учителя непосредственно перед уроком. Ведущий должен прочитать условие задачи, по истечении указанного времени оценить правильность предложенных ответов, если никто не дал правильного ответа, то самому объяснить решение.

Счетчик проставляет баллы за каждую задачу командам (на доске для всеобщего обозрения) и по секундомеру следит за временем, отведенным на решение (от 30 секунд до 1 минуты).

Наблюдатель следит, в какой команде больше человек приняло участие, сколько человек дали правильные решения, то есть определяет реально участвующих в игре.

Команды готовят название, девиз, эмблемы, таблички с номерами 1 – 7.

Подведение итогов

При подведении итогов участие каждого члена команды оценивается в дополнительный балл, который приплюсовывается к количеству баллов, набранных командой.

Поощрения: это может быть оценка «отлично» всем участникам команды занявшей первое место, «хорошо» — за второе место. Могут быть призы победителям. Команде – победительнице можно предложить подготовить следующий «веселый» урок математики. Никаких отрицательных оценочных результатов не должно быть.

Задания

На вопросы команды отвечают после обсуждения поднятием таблички с номером ответа, который они считают правильным.

(в скобках приведены номера правильных ответов)

I Кто?

1. А) Кто из данных математиков впервые разделил числа на четные и нечетные, простые и составные, ввел понятие «фигурного» числа? (1)

Б) Кто из них погиб от рук римского солдата при падении города Сиракузы на Сицилии? Его изобретение – мощные катапульты – надолго задержали воинов римского консула Марицила? (2)

В) Первая русская женщина – математик? (3)

Г) Русский ученый, автор новой геометрии, в течение 30 лет не признан в России при жизни, и еще 20 лет после? (4)

Д) Советский математик, академик, Герой социалистического труда, в 14 лет вследствие несчастного случая лишившийся зрения? (6)

Е) Автор первого русского учебника арифметики. Ему царь Петр I приказал сменить фамилию. (5)

1. Пифагор

2. Архимед

3. Ковалевская

4. Лобачевский

5. Магницкий

6. Понтрягин

7. Гипатия Александрийская

2.

А) Кому принадлежат слова: «Художнику необходима математика его искусства. Учение о перспективе – это и вожатый и врата; без него ничего хорошего в живописи создать невозможно»? (3)

Б) Кому принадлежат слова: «Геометрия – правительница всех мысленных изысканий»? (4)

В) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии»? (1)

Г) Кто из них занимался обучением сельских ребят математике в Яснополянской школе по своему учебнику? (5)

Д) Кто из них является математиком по образованию и автором ряда сказок о Волшебной стране? (6. «Волшебник изумрудного города» и др.)

1. Пушкин

2. Лермонтов

3. Леонардо да Винчи

4. Ломоносов

5. Лев Толстой

6. Волков

II Логические цепочки

  1. Расположите числа в порядке убывания

1. М

2. С

3. D

4. L

(Римская система счисления, нужно поменять местами 2 и 3, так как М=1000, С=100, D=500, L=50)

2. Расположите приставки в порядке убывания их величин. .

1. кило-

2. санти-

3. деци-

4. милли-

(Нужно поменять местами 2 и 3, так как кило-=1000, санти-=0,01, деци-=10, милли-=0,001)

  1. Все ли эти числа имеют отношение к теме «Простые числа»?

1. Совершенные числа

2. Дружественные числа

3. числа-близнецы

4. Ломаные числа

(4 нужно исключить – это дроби)

III Задачи

1. Два разделить на половину

1. 2

2. 1

3. 4

4.

( 3, так как половина – это , 2 : = 4)

2. Какой цифрой оканчивается произведение чисел от 7 до 70?

1. 7

2. 9

3. 0

4. 1

5. 3

(0)

3. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько играл каждый?

1. 2

2. 4

3. 1

4. 8

5. 16

(2)

4. Сколько раз цифра 3 встречается среди натурального ряда от 1 до 40?

1. 10

2. 12

3. 13

4. 14

5. 15

(4)

5. Какие из чисел являются корнями уравнения 12 : х = 7 – х?

1. 6

2. 3

3. 1

4. 4

5. 7

( 2 и 4)

6. Во сколько раз лестница на 4 этаж длиннее лестницы на второй этаж того же дома?

1. 2

2. 4

3. 6

4. 3

5. 8

(3)

7. 3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?

1. 144

2. 24

3. 36

4. 48

5. 12

(4, 1курица в 3 дня снесет 1 яйцо, значит, за 12 дней она снесет 4 яйца, а 12 кур 12 * 4=48 яиц)

8. У стола отпилили 2 угла. Сколько углов осталось?

1. 2

2. 4

3. 6

4. 3

5. 8

(3)

9.

Сколько здесь треугольников?

1. 6

2. 10

3. 8

4. 12

5. 14

(4)

10. Все ли это старинные меры длины?

1. миля

2. верста

3. пуд

4. дюйм

5. сажень

(3, пуд – мера веса)

11. 60 листов книги имеют толщину 1 см.. Какова толщина книги, если в ней 240 страниц?

1. 4 см

2. 2 см

3. 3 см

(2)

12. . Деревянный окрашенный куб с ребром 3 см распилили на кубические сантиметры. Сколько среди них кубиков, которые окрашены с трех сторон?

1. 4

2. 12

3. 6

4. 8

(8, они расположены по углам исходного куба – 4 сверху и 4 снизу)

IV Кто больше?

Составить слова (имена существительные в именительном падеже и единственном числе) из слова ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ.

Список использованной литературы

  1. История математики в школе: IV—VI кл. Пособие для учителей
    Глейзер Г. И., Просвещение, 1981

  2. Необычные задачи математики, Касаткин В.Н., Киев. Радянска школа,1987

  3. Страницы русской истории на уроках математики. Нетрадиционный задачник, V — VI классы, Перли С. С, Перли Б. С., Педагогика-Пресс , 1994

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here