Конспект урока математики по УМК «Школа России» ФГОС
Класс: 1-А
Учитель: Примак Т.М.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: «Текстовые задачи в два действия»
Цель урока: создать условия для формирования представления о составной задаче; умения решать задачи и выражения изученных видов
Задачи урока:
Образовательные: Формировать представление о составной задаче. Формировать умение различать простую и составную задачи; научить составлять план решения задачи в два действия; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение решать примеры на основе таблицы сложения и вычитания в пределах 10, а также примеров с опорой на знание нумерации чисел от 11 до 20.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в паре.
Предметные:
Знать структуру составной текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в два действия в тетради.
Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи в два действия.
Уметь составлять краткую запись условия задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и во время игры и следовать им; умение работать в паре (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Оборудование: презентация к уроку, карточки с примерами и ответами(для игры), карточка с разноуровневыми заданиями, таблички с названиями видов деятельности учащихся на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайдо-вая презента-ция | |||||||||||||||
Организа-ционный момент (психологи-ческий настрой) Формулирование темы и деятельности на уроке | Звучит песенка Почемучки. -С какого слова начинаются любимые вопросы Почемучки? (почему?) А ещё? (Как? Для чего и т.д.) -Какие вопросы задаёт Почемучка на уроке математики? (Дети перечисляют) -Прочитайте со слайда Почемучкины вопросы и определите, на какой вопрос мы с вами ещё не отвечали и попробуйте сформулировать тему нашего урока. Почему одни задачи решаются сложением, а другие –вычитанием? Почему одни задачи решаются одним действием, а другие –двумя? Почему иногда мы не можем выполнить решение задачи? Решение задач в два действия. -Какие учебные задачи поставим перед собой? *Будем учиться … *Вспомним … *Будем слушать и слышать…. *Чётко и ясно…..
(Будем учиться составлять план решения задачи в два действия и записывать решения Вспомним виды простых задач и работу над числами 2 десятка. Будем слушать и слышать учителя, друг друга. Чётко и ясно излагать свои мысли.) -Напомните, что необходимо ученику для успешной работы на уроке? Внимание, ум, сосредоточенность, аккуратность, хорошее настроение.
| Ответы детей. У детей смайлики:
Дети показывают своё настроение. | Слайд1.
Слайд2.
Слайд4
Слайд5 | ||||||||||||||
Актуализация знаний
| .1)-Предлагаю нашу работу начать с более простого материала. -Возьмите в руки пособие «Разрядная таблица», набирайте ответы. В числе 1д. 7ед., 1д.4ед. 1д.9ед. В числе на 1 больше, чем 1д.2ед., на1 меньше, чем1д.8ед. Число17. В нём … Число10 .В нём… Число20. В нём… -Кому было легко отвечать на вопросы? -Кому трудно? -Какие советы можем дать детям, кто затрудняется в работе с числами второго десятка?
2)Работа по карточке. Прочитать задачи. Выбрать действие для решения задачи и вставить в таблицу знаки + или-
-Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Зелёный кружок, если нет ни одной ошибки. Синий, если есть 1-2 ошибки. Красный — если 3-4 ошибки. _Чем занимался в задачах Почемучка? Для чего?
|
Дети работают с индивидуаль-ной таблицей разрядов.
Устное оценивание работы.
|
Слайд 6
Слайд 7 | ||||||||||||||
Чистописание.
| Работа в тетради .Число и 1 строчка письма числа 14 -Какое число? Что про него можно рассказать? (Соседи, 1д.4ед., двузначное…) Пропишите, подчеркните самое правильно написанное число. Наблюдаем: *высота *наклон *занята правая часть 2 клеток. | . |
| ||||||||||||||
Самоопреде-ление к деятельности.
Работа по теме урока.
Физкультми-нутка.
Работа в паре по теме урока (продолже-ние).
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
Подведение итогов урока. | Напомните тему сегодняшнего урока. Вспомним задачу с карточки.
Незнайка решил 3 задачи, а Почемучка на 4 задачи больше. Сколько задач решил Почемучка? -Как мы решали эту задачу? 3+4=7
— Поставьте второй вопрос к задаче так, чтобы ответ первой задачи был в условии второй задачи.
Сколько задач решили Почемучка и Незнайка вместе?
— Могли бы мы сразу ответить на второй вопрос задачи? Почему? Как ответить на 2 вопрос? 3+7=10 _Сколько действий мы выполнили, чтоб ответить на второй вопрос задачи?(2)
— На странице 62 учебника прочитайте задачи сегодняшнего урока.
Запись краткого условия на доске: — Повторите условие задачи. — Повторите вопрос задачи. 1 – 7 ш. ? ш. 2 — ?, на 3 ш. Б
-Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? — Сколько шариков на первой проволоке? — Что сказано о числе шариков на второй проволоке? — Можно ли узнать, сколько шариков на второй проволоке? — Каким действием? Запишите первое действие. — Можно ли теперь узнать, сколько шариков на двух проволоках? — Каким действием? Запишите второе действие. — Запишите ответ.
— Мы впервые встретились с задачей, решение которой нельзя записать в одно действие. Такие задачи называются составными и решаются в два действия. — Прочитайте в учебнике план решения этой задачи ещё раз.
Мы ногами топ- топ, Мы руками хлоп – хлоп, А потом прыг – скок И ещё разок. А потом вприсядку, А потом вприсядку, А потом вприсядку, И снова по порядку. Побежим мы по дорожке – Раз, два, три! И похлопаем в ладошки – Раз, два, три! И покрутим головами – Раз, два, три! Все танцуйте вместе с нами – Раз, два, три!
Стр.62 задача 2. -Прочитаем задачу под № 2. — Повторите условие задачи. — Повторите вопрос задачи.
Прочитали задачу. План решения: 1)Сначала надо узнать, сколько кг яблок во…………ящике. 2)Потом можно узнать сколько кг яблок в………ящиках.
1 – …. кг ? кг 2 — ?, на …кг б
1) 2)
Ответ:
Проверка работы. — Смогли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого сделали? — Каким действием? — После этого смогли узнать, сколько всего кг яблок в двух ящиках? Каким действием? — Назовите ответ. Кто справился в паре Кто не справился потрогайте по плечу, подддержите друг друга.
Почему одни задачи решаются одним действием, а другие –двумя?
Задание по выбору учащихся. — Перед вами карточка. На ней 3 задания. Выберите то задание, с которым вы сможете справиться.
Самооценка в устной форме.
-А теперь на шкале успешности отметьте, трудно ли вам было решать составные задачи.
— Оцените своё настроение с помощью смайликов. — Какие задачи мы научились решать с вами на сегодняшнем уроке?
|
Дети составляют задачу. Называют решение.
Называют решение. — Нет.
— Не знакомы с этим видом задач.
1 человек читает задачу
— Сколько шариков на первой проволоке и на второй. — 7. — На 3 больше.
— Да.
1)7 + 3 = 10(ш.)
— Да.
2)10 +7= 17(ш.)
Ответ: всего 17 шариков.
Один человек читает план решения задачи. Дети повторяют движения за учителем.
1 человек читает задачу
Самостоятель- Но в паре записывают план решения и само решение задачи.
1)8+2=10(кг)
2)10+8=18(кг) Ответ: всего 18 кг яблок
Дети выбирают задачу одного любого уровня и решают её.
Оценивают кружочками.
Учащиеся ставят крестик там, какого уровня достигли в решении новых задач: красная линия – трудно; середина – не очень; зелёная – легко.
Показывают смайлики:
| Слайд8
Слайд9
Слайд10
Слайд11 |