Тема : Сложение и вычитание вида +2, -2
1 класс
Учитель Закутская Валентина Феодосиевна
Цель: в ходе практической работы и наблюдений развивать умение прибавлять и вычитать число 2; формировать вычислительные навыки; развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, воспитывать дружелюбное отношение к товарищам.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять сложение и вычитание +2, -2; моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов (геометрического счётного материала), рисунков, числового отрезка; оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Высказывания истинные и ложные (Ученики показывают пальчиками «+» или «-«)
-
Сегодня 18 ноября (+)
-
В слове «ноября» 2 слога (-)
-
Сегодня понедельник (-)
-
В классе 17 учеников. (-) (Объясняют, как быстро сосчитали, что 15)
-
Из них 8 девочек. (-)
2. Актуализация знаний.
— Как называются записи на доске: 5+1+1, 5-1-1? Как к любому числу прибавить1(вычесть1)?
3. Самоопределение к деятельности
— Чем похожи выражения каждого столбика:
6+1+1, 6-1-1
16+1+1 16-1-1
7+1+1 7-1-1
57+1+1 57-1-1
8+1+1 8-1-1
148+1+1 148-1-1 ?
Чему мы будем учиться на уроке?
4. Повторение. Индивидуальная работа у доски:
Сравни:8 * 10 Поставь знаки: +,- 8*2=10
57*55 57*2=55
Одновременно фронтальная работа «Цепочка повторения» Путешествуем по числовому ряду (1 ученик у числовой лесенки, остальные показывают ответ цифрами счётного материала)
Каждый ученик придумывает и произносит задание одноклассникам на знание последовательности чисел натурального ряда( в пределах100!)
-
Какое число при счёте следует за…
-
Какое число при счёте предшествует…
-
Какое число больше на…
-
Какое число меньше на…
(Проверка инд. работы у доски с объяснением выбора поставленного знака.
Физминутка: Музыкальная «Весёлая зарядка»
5. Работа по теме урока
Практическая работа с геометрическим материалом.
— Положите 5 кружочков, добавьте ещё 2 .
— Как это можно сделать? (Добавить к 5 – ти 1 кружочек, потом ещё 1.
— Выложите это действие числами и знаками. 5+1+1. Сколько всего прибавили?(2)
— Составьте свои числовые выражения *+1+1 (составляют, находят значение).
2 ученика объясняют, как считали классу, остальные товарищу.
— Положите 7 квадратиков.
— Уберите сначала один.
— Сколько осталось?
Уберите сначала один.
— Уберите ещё один.
— Сколько осталось? Сколько всего убрали? Выложите эти действия числами и знаками. (7-1-1)
Составьте свои числовые выражения *-1-1 (составляют, находят значение). 2 ученика объясняют, как считали классу, остальные товарищу.
— Выберите для устного счёта и найдите значения выражений, записанных на доске.
6.Закрепление изученного материала
а) Работа по учебнику
Рассматривание рисунка.
-Кто может объяснить, как прибавить к числу 2, вычесть из числа 2?
Ответы детей: прибавить к числу сначала 1, потом ещё 1, вычесть из числа 1, потом ещё 1.
№ 1,( стр.84.)
Первый пример объясняет ученик всему классу:4+2= , к 4 прибавляем 1, получится 5, потом ещё прибавляем 1 получится 6. (Остальные примеры разбирают в парах.)
№ 2 (стр.84.) Работа «Цепочкой».
Решите примеры с объяснением, пользуясь числовым рядом.
(Дети объясняют, с какого деления начинают движение, в какую сторону и сколько шагов делают, на каком делении останавливаются, называют ответ.)
Физминутка: Называю любое число +2(прыгают вперёд, называя ответ) – 2(прыгают назад, называя ответ.
б)Работа в тетради с печатной основой
-Откройте тетрадь на странице 31.
-Рассмотрите первый рисунок.
-Какие птицы сидят на проводе?
Ответы детей: ласточки.
-Сколько ласточек сидит?
Ответы детей: 6.
-Сколько ласточек к ним летит?
Ответы детей: 2.
-Расскажите, как прилетят 2 ласточки?
Ответы детей: сначала прилетит 1 ласточка, станет 7 ласточек. Потом прилетит ещё 1 ласточка, станет 8.
(По аналогии разбирается второй рисунок. Оставшиеся задания дети выполняют самостоятельно.)
7.Рефлексия
( « Проверь себя» (учебник стр.85.)
Самостоятельное выполнение .Решение примеров. Коллективная проверка «Цепочкой».)
-Оцените себя. Поставьте на полях знак» !», если вы всё поняли и не ошибаетесь, знак «+», если вы поняли почти всё, но немного ошибаетесь, знак « — «, если вы ничего не поняли и вам нужна помощь учителя.
8. Подведение итогов урока
— Чему учились на уроке? Какое задание было самым сложным? Интересным? Оцените свою работу на уроке. (Показывают смайлики)