Проект урока математики по теме:
«Устные приёмы вычислений в пределах 100»
2 класс (1-4)
Автор-составитель:
учитель начальных классов
Донскова Оксана Васильевна
МОУ Новоозёрская СОШ
Тальменский район
Алтайский край
ст. Озёрки 2010 год
Пояснительная записка.
Урок проводится в форме путешествия, что позволяет поддержать у учащихся познавательный интерес, который активизирует умственную деятельность, и направляет ее к последующему решению различных задач.
Ориентация на приоритет развивающей функции обучения. Важно не только формирование знаний, понятий, представлений, но и формирование способов работы с учебным материалом. Поэтому большое внимание уделяю формированию приемов умственной деятельности, овладение которыми является необходимым компонентом усвоения знаний. Обучаю младших школьников навыкам основных мыслительных операций. Данный урок способствует развитию у учащихся умения наблюдать, сравнивать, анализировать рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать, делать умозаключения, обосновывать выводы.
На протяжении всего урока создаются условия для активизации мыслительной деятельности.
Урок математики во 2 классе (1 – 4)
Тема: «Устные приёмы вычислений в пределах 100» (закрепление)
Урок – путешествие.
Цели:
-
Обеспечить условия для:
— закрепления устных приемов сложения с переходом через десяток в пределах
20 и в случаях вида: 30+5; 35-5; 35-30; 25-3; 25+3 ; 34+1; 34-1 ;
— формирования опыта в математическом анализе текстов задач ;
— активизации мыслительной деятельности.
-
Развивать:
— внимание;
— отдельные логические операции (умение проводить сравнительный анализ);
— умение строить рассуждения.
-
Отрабатывать умение работать в парах.
-
Воспитывать сплочённость, дружелюбие, взаимопомощь.
Прививать читательский интерес.
Оборудование и материалы: плакат, изображающий сказочное Математическое Королевство; сказочные персонажи : Баба- Яга, Красная Шапочка, Золушка, Золотая рыбка с рыбками- подружками, Математический Король; схематический план урока; отдельные листы с заданиями; лист с геометрическими фигурами; индивидуальные лабиринты; индивидуальные карточки к заданию «Выполни команды букв».
Содержание и структура урока :
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методические рекомендации | |
1.Орг. момент. Эмоциональный настрой.
2.Планирование деятельности учащимися.
3.Работа по теме урока. 3.1.Устный счёт Игра «Пройди лабиринт»
3.1.1.Знакомство с условием игры.
3.1.2.Самостояте льная работа.
3.1.3.Проверка.
3.2.Решение числовых выражений. 3.2.1.Объяснение задания.
3.2.2. Самостоятельная работа.
3.2.3.Проверка.
3.2.4.Задание на внимание.
3.3.Решение логической задачи.
3.3.1.Знакомство с текстом задачи и с условием её выполнения.
3.3.2.Работа в парах.
3.3.3. Проверка.
3.4. Физминутка
3.5.Игры с геометрическим материалом. 3.5.1.»Разбей геометрические фигуры»
3.5.2.» Установление истинности и ложности высказываний»
3.6.Сравнение текстовых задач
3.6.1.Знакомство с содержанием задания.
3.6.2.Работа в парах.
3.6.3.Проверка.
3.7.Изменение текста задачи в соответствии с данным решением.
3.7.1.Знакомство с содержанием задания.
3.7.2.Работа в парах.
3.7.3.Проверка.
4.Подведение итогов.
5.Домашнее задание.
| -Ребята, давайте поприветствуем друг друга: сначала подарите улыбку одноклассникам. -А теперь обнимите своего соседа по парте и скажите ему доброе, ласковое слово. -Ребята, по какой теме мы работали на предыдущих уроках? -Сегодня мы продолжим работать по данной теме: «Устные вычисления в пределах 100 изученных видов». Будем повторять, закреплять полученные знания и умения. -Но сегодня наш урок будет необычным. Мы совершим путешествие по сказкам на ковре-самолёте. Возьмите ручки, представьте, что это волшебные палочки и скажите волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс!» -Ребята, перед нами Сказочное Математическое Королевство. На воротах Указ Короля. Давайте прочитаем.
—Давайте посмотрим, что же за желания Король нам предлагает выполнить. -Посмотрите на эти условные обозначения и скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Схематический план урока (приложение 1)
-Ребята ,как вы думаете, с чего начнём наше путешествие? -Это нам поможет определить путь, по которому полетит наш ковёр-самолёт. Поиграем в игру «Пройди лабиринт». У каждого из вас на столе лежит лабиринт. Путь зашифрован примерами. Но у вас есть письмо-помощник с числами-ответами. Пройдя лабиринт, вы узнаете, по какому пути полетит наш ковёр-самолёт. -Приступайте к работе. Лабиринт (приложение 2)
-Итак, кто же у доски начертит путь, по которому полетит наш ковёр-самолёт?
-Ребята, что дальше предстоит нам выполнить?
На плакате внизу изображено море. — Ребята, у каждого из вас есть заветное желание и исполнить его может персонаж сказки, которая начинается так: «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…». Какая это сказка? -Кто её автор? -Будем кликать Золотую рыбку: «Золотая рыбка, появись!» (не появляется) -Какое-то слово мы забыли сказать. Какое? Дети ещё раз зовут рыбку, учитель помещает Золотую рыбку в море. -Приплыла она не одна, а привела своих подружек-сказочных математических рыбок (помещаются). На рыбках записаны числовые выражения. -В чём их особенность? -Вам нужно найти значения этих выражений и распределить их в порядке убывания ответов, начиная с большего. -Приступайте к работе.
Что сейчас нужно выполнить? -Расположим рыбок в порядке убывания ответов. Какое числовое выражение первое? Второе?…Прочитайте правильно и назовите ответ.
-Что ещё мы не выполнили на данном этапе? -Подчеркните лишнее выражение. Найдите несколько способов исключения лишнего выражения.
-Ребята, на каком этапе мы находимся? Чем дальше будем заниматься? -Золотая рыбка предлагает вам логическую задачу. Какая предстоит работа? Послушайте задачу: -В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя, достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они могут оказаться? (сопровожд. наглядностью) -Запишите или зарисуйте или разложите возможные варианты решения данной задачи. -Выберите для себя удобный способ решения. -При этом порассуждайте в парах.
-Итак, какие комбинации у вас получились?
-Что предстоит на следующем этапе? -Послушайте стишок, кто героиня этой сказки? Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. Ну, отгадайте, как звали её? -Кто написал сказку «Красная Шапочка»?( на плакат помещается рисунок с изображением Красной Шапочки. —Красная Шапочка поможет провести физминутку. Она при готовила для вас таблицу с геометрическими фигурами ( помещается таблица) и просит выполнять её команды, но стараться не ошибаться. 1.Посчитайте,сколько овалов? Столько раз наклонитесь. 2.Посчитайте, сколько квадратов? Столько раз подпрыгните 3.Посчитайте, сколько треугольников? Столько присядьте.
-Посмотрите на наш план и скажите, что предлагает нам дальше Красная Шапочка? -Правильно предлагает 2 игры. -Необходимо разбить геометрические фигуры (которые использовались на физминутке) на группы разными способами. -У кого какие соображения?
-А вот вторая игра. Красная Шапочка предлагает высказывания, а вам нужно определить истинно оно или ложно. Если высказывание истинно-делаете хлопок, если ложно-топаете ногами (работа ведётся по той же таблице с геом. фигурами).
1.Некоторые фигуры являются прямоугольниками. 2.Все фигуры-многоугольники. 3.Овалов больше, чем кругов. 4.Не все фигуры имеют стороны. 5.Все квадраты одинакового размера. 6.У всех треугольников есть прямой угол. -Молодцы! Красная Шапочка осталась вами довольна. Она отправляется к бабушке в гости.
-Ребята, посмотрите на план — какая предстоит работа далее? -Правильно, нам предстоит работа над задачами. При этом наша цель- не решение, а анализ текстов этих задач. На плакат прикрепляется рисунок с изображ. Бабы-Яги. -Ребята, кто там в ступе летит нам навстречу? Баба-Яга является героем многих русских народных сказок. Назовите такие сказки? -Баба-Яга как всегда всё перепутала. Не может разобраться с задачами. Давайте ей поможем. На доске два текста . (Приложение 3) Баба-Яга не может понять,чем тексты этих задач похожи и чем отличаются? Она утверждает, что решения этих задач будут разными. -Как организуем нашу работу? Проведите «расследование». Сравните эти задачи. Действительно ли решения этих задач будут разными, как это утверждает Баба-Яга? -Итак, к какому же заключению вы пришли, работая в парах? Вы согласны с Бабой-Ягой?
-Молодцы, ребята, помогли Бабе-Яге разобраться.
-А мы продолжаем наше путешествие и будем опять работать над задачами. Часы пробили полночь. Она вспорхнула и полетела как птичка .О какой сказочной героине идёт речь?( на плакат прикрепляется изображение Золушки) -Золушка очень хочет остаться на балу. Давайте ей поможем. Она волнуется, боится, что мы не справимся с заданием, ведь оно не из лёгких. Но мы постараемся. Перед вами текст 3-х задач. (Приложение 4). -Ребята, подумайте, что изменить в текстах задач, чтобы выражение 10-8 было решением каждой задачи? -Как работаем? Приступайте к работе.
-К какому же мнению пришла каждая пара? -Молодцы! Теперь Золушке не надо волноваться.
-На каком этапе мы оказались? -Вот и подошло к концу наше путешествие по Сказочному Математическому Королевству. -Понравилось путешествие? Сказочные герои не прощаются с вами, они будут приходить к нам в гости. Вы будете с ними встречаться на страницах книг, читая сказки! -Чему же учили вас сказочные герои?
-Ребята, все ли желания Короля мы выполнили? -Какие задания вам понравились? Что было легче всего выполнять? А что вызвало затруднение? -Оцените свою работу на уроке. А теперь оцените работу своей пары. -Поднимите руки те пары, которые работали слаженно. Что помогало работать в парах? А что мешало?
-Вы работали хорошо. Король остался доволен, все его желания выполнены. Он даёт вам домашнее задание. У каждого индивидуальные листы с заданием (приложение 5) -Вам нужно выполнить команды букв: у исходной фигуры изменить: 1)Форму. 2)Размер. 3)Цвет.
|
Происходит эмоциональный контакт, дети обмениваются положительными эмоциями.
Дети вспоминают общую тему уроков : «Устные вычисления в пределах 100»
Ученики читают Указ: «Повелеваю в моём Сказочном Математическом Королевстве ребятам 2Б класса выполнить мои желания!»
Ученики знакомятся с планом работы на уроке и пошагово проговаривают вслух: 1Устный счёт( самостоятельная работа, проверка) 2.Решение числовых выражений( самостоят. работа, проверка и задание на внимание) 3.Решение логической задачи (работа в парах, проверка) 4.Физминутка. 5.Работа с геометрическим материалом. 6.Работа над задачами (работа в парах, проверка) 7.Подведение итогов, оценивание своей работы.
Дети обращаются к плану: -С устного счёта.
Учащиеся самостоятельно «проходят по лабиринту», определяя путь.
Ученик у доски демонстрирует путь.
Учащиеся, исходя из плана, отвечают: -Будем решать числовые выражения. Выполним эту работу самостоятельно с последующей проверкой.
-«Сказка о рыбаке и рыбке» ,А. С. Пушкин.
Дети хором зовут.
-Пожалуйста.
-В два действия, со скобками.
Ученики самостоятельно выполняют вычисления. В тетрадях получаются записи: 60+(83-80)=63 (36-6)+4=34 (24+1)+3=28 18-(3+7)=8 -Проверить правильность выполнения задания.
-К 60 прибавить разность чисел 83 и 80, получ.63 (так же читаются и другие числовые выражения)
-Необходимо выполнить задание на внимание. Дети самостоятельно находят два способа. При проверке объясняют.
Дети обращаются к плану: -Будем решать логическую задачу.
Работа в парах.
Ученики в парах рассуждают, (записывают или зарисовывают или расскладыв. возможные комбинации)
Дети рассуждают, на доске появляется запись трёх комбинаций. -Физминутка.
-Красная Шапочка. -Ш. Перро.
Ученики про себя считают количество овалов (4), треугольников (6),квадратов (5) и соответственно количеству выполняют необходимые движения.
Предлагает поработать с геометрическим материалом.
Учащиеся рассуждают вслух, предлагая 3 способа : по цвету, по размеру, по наличию углов.
Учащ-ся самостоятельно определяют истинность и ложность высказываний и выполняют соответству ющие движения. По ходу ученики рассуждают вслух, доказывают. -Истинно (хлопок)
-Ложно (топот)
-Истинно (хлопок)
-Истинно (хлопок)
-Ложно (топот)
-Ложно (топот)
-Работа над задачами.
-Баба-Яга.
Дети перечисляют сказки.
-Поработаем в парах. Ученики работают в парах. Рассуждают, сравнивают тексты, советуются друг с другом и приходят к выводу.
Дети рассуждают вслух: Баба-Яга и права и не права. Тексты задач похожи— одинаковый вопрос, в условии 2 одинаковых числовых данных. Отличаются тексты- во 2 задаче третье числовое данное, но оно лишнее, значит решения будут одинаковыми. Либо надо изменить вопрос.
-О Золушке.
-Работаем в парах. Работают в парах. Читают тексты задач, анализируют, рассуждают . Ученики делятся своими мыслями вслух.
-Подведение итогов. Оценивание своей работы.
Дети высказывают своё мнение:»Быть вежливыми, дружными, помогать друг другу, не оставлять в беде.
Ученики обращаются к плану урока. Дети делятся своими впечатлениями.
Заносят «Я» на «соответствующий этаж.
Учащиеся размышляют вслух.
Ученики слушают инструкцию, задают уточняющие вопросы. | Создание доверительной атмосферы, снижение тревожности.
Эмоциональный подъём. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся.
Активизация познавательного интереса.
Отработка вычислительных навыков сложения с переходом через десяток в пределах 20. Развитие концентрации внимания.
Активизация познавательной активности учащихся.
Закрепление умения решать выражения изученных видов со скобками. Контроль учащимися правильности выполнения задания и контроль ответов своих одноклассников
Организация самостоятельного поиска способов Активизация мыслит.деятел.
Свобода выбора способа решения задания. Дифференциров подход. Учёт ведущего канала восприят. инф.
Переключение внимания учащихся на другой вид деятельности.
Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, снятие мышечного напряжения.
Активизация мыслительной деятельности.
Организация самостоят. поиска способов. Подбор различных оснований для классификации.
Работа с логическими умозаключениями.
Активизация мыслительной деятельности. Сравнительный анализ. Формирование общих умений работы с текстовыми задачами.
Текст с лишним данным, с противоречивым условием и вопросом.
Поисковая деятельность. Стимулирование учеников к самостоятельному поиску разных вариантов ответов.
Развитие умения строить рассуждения. Развитие коммуникативных навыков.
Активизация мыслительной деятельности.
Организация частично- поисковой деятельности учащихся. Диалоговая форма общения. Развитие умения строить рассуждения.
Привитие читательского интереса, воспитание положительных качеств.
Рефлексивная деятельность. Интеллектуальная и сенсорная рефлексия. |
Используемая литература:
-
Волошкина И. М. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики /Журнал. Начальная школа. 1992 г. №9
-
Истомина Н.Б. Особенности работы по учебнику математики для 2 класса четырёхлетней начальной школы. /Журнал. Начальная школа. 2000 г. №8
-
Караченко З. В. Личностно- ориентированный подход в системе обучения математике /Журнал. Начальная школа. 2003 г. №4
-
Кульбякина Л. Я. Работа над простой задачей на этапе поиска её решения /Журнал .Начальная школа. 2002 г. №10
-
Михайлова Г.И. Развитие логического мышления на уроках в начальной школе /Смоленск. 2002 г.
-
Савинова С. В. Математика. 2 класс. Поурочные планы (по учебнику М.И. Моро для четырёхлетней начальной школы). /Волгоград. Учитель. 2003 г.
-
Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. /Москва, 1998 г.
-
Тимашова Л. С. Развитие логического мышления школьников на уроках математики. /Журнал .Начальная школа. 2000 г., №10