ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Великий колокольный звон. »
Большакова Надежда Владимировна | |
Предмет | Музыка |
Класс | 2 класс |
Автор УМК, учебник (выходные данные) | по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной. |
Тема урока | «Великий колокольный звон » |
Тип урока | урок изучения нового |
Цель:
Раскрытие значимости колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Задачи:
— Духовно- нравственное воспитание детей;
— Приобщение к историческому прошлому, воплощенному в народной и профессиональной музыке, в художественных образах разных видов искусства- музыки, литературы, живописи.
Планируемый результат УУД:
Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию
обозначающую звучание колокольных звонов.
Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге ; уметь в совместной учебной
деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа,
уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Музыкальные материалы:
С. Рахманинов « Светлый праздник» из 4 части сюиты- фантазии
С. Прокофьев « Вставайте, люди русские!» из кантаты « Александр Невский»
М. Мусоргский « Великий колокольный звон « из оперы « Борис Годунов»
Праздничный трезвон
Ростовские звоны
Основные понятия темы:
Духовная музыка, колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонница, ритм, колокольня, традиции, обычаи,
Оборудование:
Музыкальный центр , фонограммы, наглядный материал-портрет М. П. Мусоргского ,
С.Рахманинова,С. Прокофьева, презентация к уроку .
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
Организа- ционный момент | Вход в класс. Музыкальное приветствие.
| Вход в класс. Исполнение музыкального приветствия.
| Личностные УУД: развитие доброжелатель- ности и эмоциональной отзывчивости.
|
Мотива-ция (самоопределение) к учебной цели.
| Урок начинаем с прослушивания произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» Какие изобразительные краски использует С.Рахманинов в этом произведении? Помогите мне сформулировать тему нашего урока. Молодцы. Вы справились. Мне осталось лишь добавить одно слово. «Великий колокольный звон».
| Колокольный звон. Звуки музыкальных инструментов, которые подражают колокольному звону. Мы сегодня будем говорить о колокольных звонах. Тему записывают в тетрадь. | Регулятивные УУД: учатся слушать вопросы и отвечать на них.
|
Актуализация получен- ных знаний и фиксирова ние индивиду- ального затрудне- ния
Физминут ка
| Колокола сопровождали человека на протяжении всей его жизни. Колокола появились на Руси еще в древние времена. Выглядели они по -разному. По преданию, в IV веке один монах заболел и пошел в лес за лечебными травами. Устав, он прилег на траву и задремал. Сквозь сон монах услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, и он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок. КАКОЙ? И монах решил, что именно голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка, отлив его из металла. У колокольных звонов несколько названий: Ребята как вы думаете почему праздничный звон называли благовестом? Каково значение слова «благовест» ? Благовест — благая весть, это значит.. Благовест- это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Как звучит колокол? Слушаем благовест
Трезвон — звон в несколько колоколов, в три приема; бывает после благовеста. Перезвон, перебор — колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола .Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или наоборот с различным количеством ударов в каждый колокол. Чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста.
Слушают- Праздничный трезвон
Трезвон — это характерный ритмический звон с одновременным использованием всех основных групп колоколов. Как вы можете охарактеризовать трезвон?
Если случалась вдруг беда то били в набат. Представьте как может звучать набат? Музыка будет звучать в высоком или низком регистре? Какие чувства передаст нам музыка?
Набат — тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара или срочной помощи. Прослушайте как С.Прокофьев использует этот звон в своем произведении «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский! Какие чувства переданы в этой музыке?
Колокола в храме находятся на колокольне либо в специально построенной звоннице. Как называли человека, который звонил в колокола? Как вы думаете, это легкое или трудное дело?
Чтобы попробовать себя в роли звонарей, я предлагаю вам ритмическую игру. (проводится игра, дети исполняют хлопками ритмический рисунок изображенный на слайде)
| Слушают рассказ учителя..
Колокольчик.
мир, покой, добро, радость, счастье, праздник
Слушают колокол благовест. Дают предполагаемую характеристику музыки рисуя образную картину услышанного.
Он звучит быстрей, в нем есть голоса разной высоты. Создает более торжественное настроение.. Очень громкая музыка, мелодическая. Много колоколов звонят одновременно и создают ощущение праздника.
Низком регистре
Слушают набат. Тревожно, грозно, страшно, взволнованно
Призыв, тревога, решительность, уверенность.
Звонарь
Трудное
Исполняют хлопками ритмический рисунок. | Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Личностные УУД: уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Коммуникатив- ные УУД: уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
Коммуникатив- ные УУД: уметь в совместной деятельности слушать и исполнять музыку. |
Этап вокально-хоровой работы.
| Исполняют песню Ю.Чичкова « Родная песенка» | Исполняют ранее выученную песню. | Коммуникативные УУД: участие в коллективном исполнении произведения. Личностные УУД: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.
|
Итоговый этап рефлексии учебной деятель- ности
| «Много лет живете вы, колокола, Много знаете о жизни на Руси, Много сможете, наверно, рассказать, Что нельзя забыть и что нельзя простить…» Д.Белухин « Колокола» Можно ли назвать колокольные звоны музыкой? Обладают ли они средствами выразительности?
| Слушают учителя
Да Да, передают радость, тревогу. Раскрашивают смайлики с разной мимикой, которые соответствуют их настроению. | Регулятивные УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
Личностные УУД: интерес к различным видам творческой деятельности. |