Конспект урока по математике во 2-м классе ( система Занкова)
Тема: Вычитание двузначных чисел – круглых десятков.
Цели:
Образовательные: формировать умения вычитать двузначные числа – круглые десятки, продолжать формирование вычислительных навыков, закрепить знания детей о признаках задачи.
Развивающие: развитие внимания, памяти,логического мышления.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету через применение ИКТ, воспитание ответственного отношения к своему здоровью.
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран,счётные палочки,волшебные дощечки, карточки с заданиями для самостоятельной работы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Урок математики, друзья,начинать уже пора.
Давайте же покажем внимание, смекалку, разум.
Пусть каждый знания свои покажет.
И ваш учитель пусть вам скажет:
« Отлично! Молодец! Прогресс! Идёшь вперёд!
Давайте ж вместе строить наш урок.( слайд № 1)
У.: Ребята, что такое для вас урок математики?
Д.: Урок математики – это царство точности, смекалки, воображения, исследования,чудес.
У.: Давайте же возьмём всё это сегодня на урок. А ещё возьмём знания, которые мы получили на уроках математики.
2. Актуализация знаний.
У.: К нам в гости пришёл хорошо известный вам сказочный персонаж. Чтобы узнать его имя, нужно потрудиться и выполнить несколько заданий.
Задание № 1: Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 10, 30, 50 …, … .( слайд № 2)
Д.: Каждое последующее число больше предыдущего на 20.Число десятков увеличивается на 2, а число единиц не изменяется и равно нулю. Продолжим ряд чисел : 70, 90.( слайд № 3)
У.: Внимание! Следующее задание. Задание № 2.
На прогулку из яслей вышло 10 малышей.
Пять из них на травку сели, остальные – на качели.
Сколько ребят село на качели?( слайд № 4)
Д.: На качели село 5 ребят.( слайд № 5)
У.: Задание № 3. Посмотрите на экран.Что это за машина? ( слайд № 6)
Д.: Машина скорой помощи.
У.: Из каких геометрических фигур состоит машина? Назовите и покажите геометрические фигуры.
Д.: Прямоугольник, квадрат, трапеция, треугольник, два круга.
У.: Задание № 4. Найдите значения следующих выражений:
9 + 7 40 + 20
14 – 4 13 — 5
10 + 8 30 + 30
50 – 10 ( слайд № 7)
( Дети записывают значения выражений на волшебных дощечках. Нашли значение 1-го выражения – 16 ,появляется на экране буковка А. 10 – Й, 18 – Б, 60 – О, 8 – Л, 60 – И, 40 – Т )
У.: При нахождении значения последнего выражения некоторые ребята испытывали затруднения.Но многие справились.Молодцы! Как называются числа 50 и 10 ?
Д.: Круглые десятки.
У.: Объясните, как вы вычитали?
Д.: При помощи счётных палочек.
У.: Ребята вы славно потрудились, выполнили все задания.Закройте, пожалуйста, глазки, теперь откройте.Посмотрите, кто у нас в гостях. ( слайд № 8 )
Д.: Доктор Айболит.
У.: Когда вы заболели, к кому обращаетесь?
Д.: К докторам, врачам. Они заботятся о нашем здоровье.
У. Кто приходил лечиться к Айболиту?
Д.: Лиса, барбос, зайчиха…
У.: И даже пришла телеграмма от Гиппопотама. Но путь в Африку долгий и трудный. Поможем Айболиту как можно быстрее добраться. Для этого нужно разобраться в одном задании Сначала немножко отдохнём.
3.Физкультминутка для глаз.
4. Новый материал.
У.: Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Находим № 127 на стр. 52.Сколько всего на рисунке палочек? Сколько красных? Сколько зелёных?
Д.: 9 палочек, 5 красных , 4 зелёных.
У.: Какие разности можно записать к рисунку? Запишем разности и найдём значения.
Д.: 9 – 4 = 5 9 – 5 = 4
У.: Сколько на рисунке пучков-десятков? Сколько красных? Сколько зелёных?
Д.: 9 пучков-десятков, 5 красных, 4 зелёных.
У.: Какие разности можно записать к рисунку? Запишем разности и их значения.
Д.: 90 – 40 = 50 90 – 50 = 40
У.: Сравните получившиеся равенства. ( слайд № 9)Чем похожи?
Д.: Число единиц в равенствах на первой строке равно числу десятков в равенствах на второй строке.
У.: Чем различаются?
Д.: В равенствах на первой строке вычитаем из единиц единицы. В равенствах на второй строке вычитаем из десятков десятки.
У.: Найдите в таблице сложения равенство, которое помогло найти значение разностей на второй строке?( Дети находят в таблицах сложения равенство)
Д.: 5 + 4 = 9 ( слайд № 10)
У.: Верно ли , что вычитание десятков можно выполнить с помощью таблицы сложения?
Д.: Да, верно.
У.: Какой вывод можно сделать?
Д.: Вычитание десятков можно выполнить с помощью таблицы сложения. ( слайд № 11)
У.: Благодаря вам , ребята, у Айболита появились силы идти дальше. Но вот перед ним море. Поможем, ребята, Айболиту перебраться через море. ( слайд № 12) Вы должны справиться с самостоятельной работой.
4. Самостоятельная работа ( в парах).( слайд № 13)
40 – 20 = ? 70 – 40 = ?
60 – 30 = ? 80 – 50 = ?
Дети обсуждают совместно и записывают ответы.( слайд № 14)
У.: Какие равенства из таблицы сложения помогли выполнить вычитание круглых десятков ?
Д.: 2+2=4, 3+3=6, 4+3=7, 5+3=8
У.: Доктор Айболит доволен, что с вашей помощью ему удалось перебраться через море.
5 .Физкультминутка ( слайд № 15)
6. Решение задач
У.: Ребята, на пути у Айболита горы. Он просит помощи у вас , чтобы преодолеть это препятствие. ( слайд № 16) Вам необходимо решить задачу на смекалку.
На приём к доктору Айболиту пришли слон, бегемот и носорог.Слон тяжелее бегемота. А бегемот тяжелее носорога. Кто легче всех? (слайд № 17)
Д.: Носорог (слайд № 18)
У.: Молодцы, дети. Доктор Айболит перебрался через горы. Теперь он в Африке. И сможет помочь больным зверям.
У.: Сколько ночей подряд лечил Айболит несчастных зверей?
Д.: 10 ночей.
У.: Доктор Айболит очень хочет, чтобы вы, ребята никогда не болели, росли здоровыми и крепкими, занимались физкультурой и спортом. Он предлагает вам задание.Посмотрите внимательно на этот текст. Является ли этот текст задачей?
Во 2-м классе учится 30 учеников. Из них 20 учеников занимается плаванием, а остальные играют в баскетбол. Сколько учеников играют в баскетбол? ( слайд № 19)
Д.: Этот текст является задачей.
У.: Докажите, что это задача. Назовите признаки задачи.
Д.: В задаче никогда не указывается, каким действием её нужно решить. Взадаче есть условие и вопрос. В задаче есть данные и искомое. Взадаче условие и вопрос связаны друг с другом, должны соответствовать друг другу. (слайд № 20)
У.: Прочитайте условие задачи.
(Дети читают условие)
У.: Прочитайте вопрос задачи.
( Дети читают вопрос)
У.: Кто скажет, что значит решить задачу?
Д.: Нужно ответить на вопрос задачи.
У.: А что необходимо для этого сделать?
Д.: Выбрать какое-то математическое действие.
У.: Какое действие выбираем?
Д.: Вычитание.
У.: Докажите, почему вычитание.
Д.: Остаток всегда находим вычитанием.
У.: Кто назовёт решение задачи?
Д.: 30 – 20
У.: Записываем решение задачи в тетради. Назовите ответ задачи.
Д.: 10 учеников играют в баскетбол.
У.: Записываем ответ задачи в тетради.Доктор Айболит благодарит всех за выполненное задание и желает всем заниматься плаванием и играть в баскетбол.
7. Итог урока.
У.: А я , ребята, говорю всем спасибо за работу на уроке. ( слайд № 21)
Какое открытие сделали сегодня на уроке? Что повторили? Какое задание показалось самым интересным?
8. Домашнее задание.
У.: Попытайтесь сами составить задачу и решить её. Но есть два обязательных условия – данные числа должны быть круглыми десятками и задача должна решаться действием вычитанием.