Конспект урока по математике во 2-м классе ( система Занкова)

Тема: Вычитание двузначных чисел – круглых десятков.

Цели:

Образовательные: формировать умения вычитать двузначные числа – круглые десятки, продолжать формирование вычислительных навыков, закрепить знания детей о признаках задачи.

Развивающие: развитие внимания, памяти,логического мышления.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету через применение ИКТ, воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран,счётные палочки,волшебные дощечки, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Урок математики, друзья,начинать уже пора.

Давайте же покажем внимание, смекалку, разум.

Пусть каждый знания свои покажет.

И ваш учитель пусть вам скажет:

« Отлично! Молодец! Прогресс! Идёшь вперёд!

Давайте ж вместе строить наш урок.( слайд № 1)

У.: Ребята, что такое для вас урок математики?

Д.: Урок математики – это царство точности, смекалки, воображения, исследования,чудес.

У.: Давайте же возьмём всё это сегодня на урок. А ещё возьмём знания, которые мы получили на уроках математики.

2. Актуализация знаний.

У.: К нам в гости пришёл хорошо известный вам сказочный персонаж. Чтобы узнать его имя, нужно потрудиться и выполнить несколько заданий.

Задание № 1: Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 10, 30, 50 …, … .( слайд № 2)

Д.: Каждое последующее число больше предыдущего на 20.Число десятков увеличивается на 2, а число единиц не изменяется и равно нулю. Продолжим ряд чисел : 70, 90.( слайд № 3)

У.: Внимание! Следующее задание. Задание № 2.

На прогулку из яслей вышло 10 малышей.

Пять из них на травку сели, остальные – на качели.

Сколько ребят село на качели?( слайд № 4)

Д.: На качели село 5 ребят.( слайд № 5)

У.: Задание № 3. Посмотрите на экран.Что это за машина? ( слайд № 6)

Д.: Машина скорой помощи.

У.: Из каких геометрических фигур состоит машина? Назовите и покажите геометрические фигуры.

Д.: Прямоугольник, квадрат, трапеция, треугольник, два круга.

У.: Задание № 4. Найдите значения следующих выражений:

9 + 7 40 + 20

14 – 4 13 — 5

10 + 8 30 + 30

50 – 10 ( слайд № 7)

( Дети записывают значения выражений на волшебных дощечках. Нашли значение 1-го выражения – 16 ,появляется на экране буковка А. 10 – Й, 18 – Б, 60 – О, 8 – Л, 60 – И, 40 – Т )

У.: При нахождении значения последнего выражения некоторые ребята испытывали затруднения.Но многие справились.Молодцы! Как называются числа 50 и 10 ?

Д.: Круглые десятки.

У.: Объясните, как вы вычитали?

Д.: При помощи счётных палочек.

У.: Ребята вы славно потрудились, выполнили все задания.Закройте, пожалуйста, глазки, теперь откройте.Посмотрите, кто у нас в гостях. ( слайд № 8 )

Д.: Доктор Айболит.

У.: Когда вы заболели, к кому обращаетесь?

Д.: К докторам, врачам. Они заботятся о нашем здоровье.

У. Кто приходил лечиться к Айболиту?

Д.: Лиса, барбос, зайчиха…

У.: И даже пришла телеграмма от Гиппопотама. Но путь в Африку долгий и трудный. Поможем Айболиту как можно быстрее добраться. Для этого нужно разобраться в одном задании Сначала немножко отдохнём.

3.Физкультминутка для глаз.

4. Новый материал.

У.: Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Находим № 127 на стр. 52.Сколько всего на рисунке палочек? Сколько красных? Сколько зелёных?

Д.: 9 палочек, 5 красных , 4 зелёных.

У.: Какие разности можно записать к рисунку? Запишем разности и найдём значения.

Д.: 9 – 4 = 5 9 – 5 = 4

У.: Сколько на рисунке пучков-десятков? Сколько красных? Сколько зелёных?

Д.: 9 пучков-десятков, 5 красных, 4 зелёных.

У.: Какие разности можно записать к рисунку? Запишем разности и их значения.

Д.: 90 – 40 = 50 90 – 50 = 40

У.: Сравните получившиеся равенства. ( слайд № 9)Чем похожи?

Д.: Число единиц в равенствах на первой строке равно числу десятков в равенствах на второй строке.

У.: Чем различаются?

Д.: В равенствах на первой строке вычитаем из единиц единицы. В равенствах на второй строке вычитаем из десятков десятки.

У.: Найдите в таблице сложения равенство, которое помогло найти значение разностей на второй строке?( Дети находят в таблицах сложения равенство)

Д.: 5 + 4 = 9 ( слайд № 10)

У.: Верно ли , что вычитание десятков можно выполнить с помощью таблицы сложения?

Д.: Да, верно.

У.: Какой вывод можно сделать?

Д.: Вычитание десятков можно выполнить с помощью таблицы сложения. ( слайд № 11)

У.: Благодаря вам , ребята, у Айболита появились силы идти дальше. Но вот перед ним море. Поможем, ребята, Айболиту перебраться через море. ( слайд № 12) Вы должны справиться с самостоятельной работой.

4. Самостоятельная работа ( в парах).( слайд № 13)

40 – 20 = ? 70 – 40 = ?

60 – 30 = ? 80 – 50 = ?

Дети обсуждают совместно и записывают ответы.( слайд № 14)

У.: Какие равенства из таблицы сложения помогли выполнить вычитание круглых десятков ?

Д.: 2+2=4, 3+3=6, 4+3=7, 5+3=8

У.: Доктор Айболит доволен, что с вашей помощью ему удалось перебраться через море.

5 .Физкультминутка ( слайд № 15)

6. Решение задач

У.: Ребята, на пути у Айболита горы. Он просит помощи у вас , чтобы преодолеть это препятствие. ( слайд № 16) Вам необходимо решить задачу на смекалку.

На приём к доктору Айболиту пришли слон, бегемот и носорог.Слон тяжелее бегемота. А бегемот тяжелее носорога. Кто легче всех? (слайд № 17)

Д.: Носорог (слайд № 18)

У.: Молодцы, дети. Доктор Айболит перебрался через горы. Теперь он в Африке. И сможет помочь больным зверям.

У.: Сколько ночей подряд лечил Айболит несчастных зверей?

Д.: 10 ночей.

У.: Доктор Айболит очень хочет, чтобы вы, ребята никогда не болели, росли здоровыми и крепкими, занимались физкультурой и спортом. Он предлагает вам задание.Посмотрите внимательно на этот текст. Является ли этот текст задачей?

Во 2-м классе учится 30 учеников. Из них 20 учеников занимается плаванием, а остальные играют в баскетбол. Сколько учеников играют в баскетбол? ( слайд № 19)

Д.: Этот текст является задачей.

У.: Докажите, что это задача. Назовите признаки задачи.

Д.: В задаче никогда не указывается, каким действием её нужно решить. Взадаче есть условие и вопрос. В задаче есть данные и искомое. Взадаче условие и вопрос связаны друг с другом, должны соответствовать друг другу. (слайд № 20)

У.: Прочитайте условие задачи.

(Дети читают условие)

У.: Прочитайте вопрос задачи.

( Дети читают вопрос)

У.: Кто скажет, что значит решить задачу?

Д.: Нужно ответить на вопрос задачи.

У.: А что необходимо для этого сделать?

Д.: Выбрать какое-то математическое действие.

У.: Какое действие выбираем?

Д.: Вычитание.

У.: Докажите, почему вычитание.

Д.: Остаток всегда находим вычитанием.

У.: Кто назовёт решение задачи?

Д.: 30 – 20

У.: Записываем решение задачи в тетради. Назовите ответ задачи.

Д.: 10 учеников играют в баскетбол.

У.: Записываем ответ задачи в тетради.Доктор Айболит благодарит всех за выполненное задание и желает всем заниматься плаванием и играть в баскетбол.

7. Итог урока.

У.: А я , ребята, говорю всем спасибо за работу на уроке. ( слайд № 21)

Какое открытие сделали сегодня на уроке? Что повторили? Какое задание показалось самым интересным?

8. Домашнее задание.

У.: Попытайтесь сами составить задачу и решить её. Но есть два обязательных условия – данные числа должны быть круглыми десятками и задача должна решаться действием вычитанием.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here