Тема: «Повторение устных приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 100».
Цели: формировать навыки табличного сложения и вычитания в пределах 20, опираясь на знание состава чисел; упражнять в отработке навыков устного сложения и вычитания в пределах 100, развивать умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление, память, воображение; воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки.
Оборудование: модель ракеты, рисунки сказочных героев, парашютистов, звёзд, наборные полотна, схема задачи, сигнальные карточки.
Ход урока:
Деятельность учащихся | |||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
| |||||||||||||||||||||||
Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день, всегда везде: На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим!
-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в математическое путешествие. Путешествуя, мы будем тренироваться устно складывать и вычитать числа в пределах 100, решать задачи. -На чём мы отправимся в путь? Отгадайте.
Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не удивиться: Лишь распустит птица хвост- И поднимется до звёзд. (ракета)
-Ждёт нас быстрая ракета Для прогулок по планетам. На какую захотим, На такую полетим. |
Отгадывают загадку.
| ||||||||||||||||||||||
2.Устный счёт: актуализация знаний.
| |||||||||||||||||||||||
А) Счёт от 1 до 20 и обратно: -А теперь приступим к заправке двигателя. -Беритесь, ребята, скорей за работу! Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёта!
Б) Работа с числовым рядом: -Вместе с нами будут путешествовать сказочные герои. Давайте построим их в порядке возрастания их номеров: 8, 11, 27, 34, 40, 57, 75, 80. -Кто стоит между № 27 и №40? Какой у него №? -Кто стоит после №57? Какой у него №? -Кто стоит перед №34? Какой у него №? -Какое число лишнее? Почему? -На какие две группы можно разделить эти числа? Сказочные герои совершают посадку в ракету. В)Повторение состава числа 11. -Давайте запомним этот радостный день. Сегодня 11 декабря. Наберём число 11 на панели управления ракетой.
Г) обратный счёт 10 -0
-Мы летим к другим планетам, Объявляем всем об этом. Хотим к звёздам полететь И на Землю посмотреть. -К старту ракеты приготовились: 10.9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 пуск! Полетели!
Д )игра «Молчанка» (повторение приёмов сложения в пределах 20) 6 4 5
8 9 +9
3 7 2 -Наша ракета пролетает мимо звезды. Прочитаем её название. -Приготовим наборные полотна. Начали работу. -А теперь наш космический корабль продолжает своё путешествие.
| Хором считают.
Заяц, № 34. Медведь, № 75. Ёжик, №27. 8 – оно однозначное. Однозначные и двузначные.
Выделяют суммы чисел, равные 11.
Хором коллективно.
-Молчанка. Ученики на наборных полотнах показывают ответы.
| ||||||||||||||||||||||
3.Повторение изученного: включение в систему знаний.
| |||||||||||||||||||||||
А) игра «Парашютисты» (повторение приёмов устного сложения и вычитания в пределах 100) -Мы пролетаем мимо второй звезды. Нам необходимо опустить на неё груз. А какой, вы узнаете, когда найдёте значения выражений.
Б) игра «Шифр» -Проверим, правильно ли мы опустили груз. Прочитаем полученное слово.
В) физминутка -Пролетаем мимо созвездия. –Как оно называется? -Давайте вместе с ними отдохнём.
Медвежата в чаще жили, Головой своей кружили: Вот так, вот так Головой своей кружили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили, Вот так, вот так И из речки воду пили. А потом они устали. Тихо сели, отдыхали.
Г) письмо по памяти. -Продолжаем наш полёт. Впереди мы видим неизвестную планету. Давайте сфотографируем её на память.
-Откройте тетрадь и зарисуйте (сфотографируйте необычную планету). Д) решение задачи (в учебнике с. 63 №16 -Летим к следующей планете. Прочитайте её название. -Прочитайте условие задачи. -Что известно в задаче?
-Что неизвестно? -Какие слова возьмём для краткой записи? -Подставим данные в краткую запись.
-Запишем решение задачи в тетрадь самостоятельно.
-Проверим решение задачи. Незнайка и Буратино тоже решали эту задачу. -Кто из них решил верно? -Почему?
Е) физминутка -Что мы видим впереди? -Отдохнём вместе с ней.
А небе плавает Луна, В облака зашла она. 1,2,3,4,5 Можем мы Луну достать, 6.7,8,9,10 И пониже перевесить. 10,9,8,7 Чтоб Луна светила всем!
Ж) самостоятельная работа. -Впереди у нас последняя планета. Там нас ждёт важное задание. Нам необходимо его выполнить, а затем успешно вернуться на Землю.
|
Цепочкой выполняют вычисления у доски, остальные на светофорах показывают, верно или нет найден ответ.
-Подарки.
-Большая и Малая медведицы.
Дети запоминают расположение фигур, затем по памяти зарисовывают в тетради.
Задача с.63 №16
-Утром в магазине было 30 кг яблок, а вечером осталось 10 кг яблок. -Сколько кг яблок продали за день? -Было, продали, осталось.
Было – 30 кг Продали — ? кг Осталось – 10 кг
-Буратино. -Нельзя продать больше кг, чем было в магазине с утра.
-Мы видим Луну.
По вариантам решают предложенные учителем задания:
1 вариант.
+ 15 = 20 30 – (7 + 5)= 15 — = 8 (16 +4) – 22=
2 вариант.
— 9 = 7 15 – (31 – 30)= 90 + =100 18 – (10 – 1)=
| ||||||||||||||||||||||
3.Подведение итогов урока (рефлексия деятельности).
| |||||||||||||||||||||||
— Вот и подходит к концу наше путешествие. Пора возвращаться домой. -Понравился ли вам наш полёт в космос? -Что мы повторили, путешествуя по звёздам?
-А на следующем уроке мы продолжим учиться складывать и вычитать числа в пределах 100. -Жителям звёзд вы тоже понравились, и они посылают вам свои сигналы. -Что за слово получилось? Прочитаем его.
-Я тоже считаю, что ребята – молодцы, они очень хорошо работали на уроке.
-На память о путешествии жители звёзд и планет дарят вам именные звёзды. И если вам очень понравилось наше математическое путешествие, то зажгите их на нашем небосклоне.
|
-Последовательность, взаимосвязь чисел, приёмы устных вычислений в пределах 100, упражнялись в решении задач, письме по памяти.
-Молодцы. | ||||||||||||||||||||||
4.Домашнее задание: с.63 №17.
| |||||||||||||||||||||||
-Прочитайте задание. -Что не понятно? -Урок окончен. Молодцы!!! | Читают домашнее задание, задают вопросы. |
Использованная литература:
1.О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по математике: 2 класс. – М.: ВАКО, 2006.
2. 3.В.И.Ковалько «Школа физминуток (1-4 классы)» — М.: ВАКО, 2005.