Конспект урока по математике.

в 3 классе по учебнику М.И. Башмакова, М.Г. Нефедовой УМК «Планета знаний».

Тема урока: Измеряем ёмкости. Единицы измерения ёмкости.

Тип урока: введения нового знания

Цели урока:

Развитие пространственных представлений учащихся.

Знакомство с единицей измерения ёмкости (литр).

Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения ёмкости.

УУД:

Предметные:

совершенствование умений умножать многозначные числа на однозначные;

совершенствование навыков решения составных задач на разностное и кратное сравнение;

уметь измерять объем жидкости в новых единицах измерения – литрах.

Метапредметные:

формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные:

развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся в содержании учебного материала, в социальных ролях и межличностных отношениях, формирование личностных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия;

адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

Познавательные:

овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять работу с графической информацией (кроссворд, бланк с заданием в табличной форме, диаграммами);

обнаруживать пробелы в информации;

владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

договариваться о совместной деятельности в группе.

Оборудование: коробка сока — 1 литр, пластиковые стаканы – 12 штук, мерные емкости – 6 штук, ведро, лейка, банка ёмкостью 1 литр.

Технологическая карта урока

Этап урока (цель этапа)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ι. Самоопределение к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.

-Здравствуйте, ребята!

Слайд 1

Какое у вас сегодня настроение?

Ответом на мой вопрос пусть будет прилагательное.

Придумайте по одному прилагательному.

Не хотите спросить – какое настроение у меня?

Мое настроение приподнятое, веселое, потому что нам

предстоит серьезная работа, в ходе которой вы получите много новой информации.

Что такое информация и откуда мы ее можем получить?

Что такое математическая информация?

Отвечают на вопросы, придумывая по одному прилагательному:

  • Я свое настроение хочу назвать ожидающим, потому что жду от сегодняшнего урока новых открытий

  • А у меня настроение спокойное, я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться и хочу спокойно работать.

  • Моё настроение приподнятое

  • Я выбрала для своего настроения название ликующее. Сейчас начинается мой любимый урок.

Информация – это то, что мы слышим, видим, чувствуем. Она к нам приходит с помощью 5 органов чувств.

Математическая информация – это новый материал, который мы получаем на уроке математики в виде примеров, задач, схем, чертежей.

Коммуникативные УУД

-уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроках и следовать им.

ΙΙ. Актуализация знаний.

Цель: повторение материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

Слайд 2. Ребята посмотрите на слайд. Какая здесь представлена информация?

Поделитесь информацией, как нужно умножить многозначное число на однозначное.

Давайте озвучим алгоритм.

А теперь задание. Решите примеры.

Открываем тетради.

Выбираете любой пример.

Сравните с эталоном.

Оцените себя.

  • Информация представлена в виде схемы.

  • Умножение многозначного числа на однозначное

  • Озвучивают алгоритм умножения многозначного числа на однозначное

  • Решают примеры.

  • Оценивают себя.

Познавательные УУД

-обобщение

ΙΙΙ. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Учитель берет стакан воды.

Что у меня в стакане?

Какая она?

Выливаю воду в тарелку.

Что произошло с водой?

Почему?

А что нужно для того, чтобы она не растекалась?

Сосуд – это емкость, куда наливают жидкость

Слайд 3. Приведите примеры емкостей

Перед вами лейка и ведро.

Определите, сколько налито воды

Можете?

— Итак наша цель урока какая? Можете сформулировать цель урока?

Отвечают на вопросы:

  • Вода

  • Жидкая

  • Она растеклась по тарелке

  • Потому что она жидкая

  • Жидкость должна хранится в сосудах

  • Банка, стакан, кастрюля, ведро, бочка

  • Нет

  • Сегодня на уроке будем учиться определять количество жидкости в разных сосудах

Личностные УУД

— проявить учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Регулятивные УУД

-уметь высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД

-участие в коллективном обсуждении проблемы;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV. «Открытие нового знания»

Цель: знакомство с новыми знаниям: со способами и единицами измерения ёмкости, обучение выполнению практической работы, развитие коммуникативных компетенций.

Работа в группах

Для этого мы с вами объединимся в группы по 4 человека.

У вас на столах на подставке 2 стакана. Обратите внимание на стаканы?

Какие они на всех столах?

А сколько жидкости налито во всех стаканах?

В один налита жидкость, другой пустой. Перелейте воду из одного стакана в другой с помощью мерки. Посчитайте и сообщите количество мерок.

А теперь маленький фокус.

Что вы заметили?

Стаканы одинаковые, количество жидкости у всех одинаковое, а количество мерок разное.

Ваши мысли по этому поводу?

Почему так получилось?

Достаточно ли точное измерение мы получили?

Ведь каждый человек может выбрать свою мерку, один скажет у него получилось 5 стаканов, другой 3 кружки.

Что нужно сделать, чтобы мерок было поровну? Давайте сделаем вывод.

Поэтому во всем мире люди выбрали единую единицу вместимости. Может кто-нибудь знает, какая единая стандартная единица измерения емкости существует?

Слово литр при единицах записывают сокращенно так 1 л Точка после л не ставится.

Вот в такую банку вмещается 1 литр (учитель демонстрирует банку емкостью 1 литр )

Ёмкость 1 литр вы можете увидеть в этой коробке сока или в банке 1 литр

Итак , как вы считаете какая тема нашего урока сегодня ? Слайд 6

Выполняют практическую работу в группах.

Одинаковые

Одинаковое количество

Считают количество мерок.

Мы взяли разные мерки

Нет

Чтобы узнать количество жидкости надо пользоваться одинаковыми мерками.

Литр – это единица измерения емкости.

Литр – единица емкости. Решение задач с единицей вместимости — литр

Познавательные УУД

— анализировать, синтезировать, сравнивать информацию.

Регулятивные УУД

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания — учить сравнивать ёмкость различных сосудов.

Физкультминутка

Откроем учебник. Прочитаем правило. Правильно ли мы определили единицы измерения емкости?

Рассмотрите рисунок к №1 на странице 78. Какие сосуды вы видите и каков объём каждого из них?

Что нам предстоит сделать – сравнить вместимость каждого сосуда путем решения математических вычислений

Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

*Насколько больше литров воды умещается в канистру, чем в ведро?

*Во сколько раз больше воды умещается в бочке, чем в банке?

*Где уместится больше воды: в ведре или в 4 банках?

Вы устали? Давайте отдохнем.

Учитель организует проведение физминутки

Да. Верно. Читают правило.

Ведро-9 литров, канистра-15 литров, банка-3 литра, бочка-45 литров.

  • Надо из 15 вычесть 9. Получится 6. Значит в канистру вмещается на 6 литров воды больше, чем в ведро.

  • Надо 45 разделить на 3. Получится 15. Значит в бочке умещается в 15 раз воды больше, чем в банку.

  • В ведре 9 литров, а в чтобы узнать сколько в банках надо 4•3=12 литров, это больше, чем в ведре.

Выполняют движения

Познавательные УУД

-самостоятельное создание способов решения проблемных задач.

Регулятивные УУД

— саморегуляция

Коммуникативные УУД

— умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-умение оформлять свои мысли в устной форме.

VΙ. Включение нового в систему знаний.

Цель: учить применять полученные знания о мерах ёмкости при решении текстовых задач.

Рассмотрим задачу № 3.

Читаем условие.

Что нам известно?

1 л воды = 1 кг воды щелчок

Что по условию задачи нам известно еще?

А сколько меда?

Тоже один литр. Но он вдвое тяжелее воды. Как это тяжелее? Он больше.

Это как можно записать? щелчок

Что нужно узнать? щелчок

Имея эти данные, мы сможем решить эту задачу?

Предлагаю эту задачу решить самостоятельно.

Решили?

Обменяйтесь тетрадками, проверьте друг друга и оцените работу своего соседа.

Задача 3 а имеет еще один вопрос.

Офелия, озвучь 2-ую часть задачи.

Записывают краткую запись.

1 л воды = 1 кг воды

1 л меда больше-тяжелее в 2 раза

? кг 1 л меда?

Регулятивные УУД

-контроль в форме взаимопроверки с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией

VΙΙ. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности

Наш урок подходит к концу.

Домашнее задание на слайде. Обратите внимание – задание разного уровня сложности

Давайте поведем итоги.

На какой вопрос мы планировали ответить в начале урока?

-Удалось ли нам ответить на этот вопрос? Как?

-Где мы можем применить новые знания? Как нужно относится к воде?

Оцените свою деятельность на уроке, используя один из предложенных способов.

Для начала посчитайте количество набранных баллов. Затем:

  • Заполните листы успеха, выбрав нужную графу

  • Заполните корзину, ведро и мясорубку

  • Составьте синквейн

Спасибо за урок. Урок окончен.

Д.З.

Что значит измерить ёмкость?

* Измерить ёмкость, это значит, определить сколько жидкости поместилось в сосуде.

*Приводят примеры.

Подсчитывают набранные баллы

Познавательные УУД

-контроль и оценка результатов деятельности: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here