Муниципальное общеобразовательное учреждение
Перхушковская основная общеобразовательная школa
Конспект урока по информатике в 3 классе
Автор: Шарина Елена Евгеньевна
учитель начальных классов,
Тема урока: Множества. Число элементов множества. Подмножество.
Цель: формирование у детей представления о множестве, элементах множества.
Задачи:
образовательные:
— познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»;
— научить определять число элементов множества;
— учить определять принадлежность элементов к заданному множеству.
развивающие:
— развивать познавательный интерес учащихся, расширять их кругозор;
— развивать умение обобщать и делать выводы;
— развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление, внимание.
воспитательные:
— воспитывать аккуратность, внимательность.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010.
2. Компьютер, интерактивная доска, электронная презентация.
План урока: (45 мин)
-
Орг. момент (3 мин.)
-
Постановка цели урока (3 мин)
-
Объяснение нового материала (10 мин.)
-
Закрепление нового материала (10 мин.)
-
Компьютерный практикум
-
объяснение задания, ТБ (4 мин.)
-
выполнение задания (10 мин.)
-
Домашнее задание (2 мин.)
-
Подведение итогов урока (3 мин.)
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность детей | |
| Начинаем урок информатики. Вспомним правила поведения в компьютерном классе. В класс компьютерный вхожу С дисциплиной я дружу Бегать, прыгать и кричать Никогда не буду Тишину здесь соблюдать Я не позабуду. | Подготовка к уроку. Организация рабочего места. |
II. Постановка цели урока
| Тему сегодняшнего урока узнаете, когда разгадаете ребусы, которые лежат у вас на партах. Первые буквы из отгаданных вами ребусов составят название темы урока (слайд №2 – Множества).
Сегодня мы познакомимся с понятием «множество». | Разгадывание ребусов. Самостоятельная работа.
|
III. Объяснение нового материала | Давайте рассмотрим термин «множество». Как вы думаете, от какого слова образован термин «множество»? (Слайд №3) А чего может быть много?
Скажите, как все это можно назвать одним словом? Вывод №1: множество – много (группа) предметов с общим названием и собранных вместе. (Слайд №4) Сколько элементов в множестве учеников в нашем классе? Множестве пальцев на одной руке? Множестве рук у человека? Множестве львов в этом классе? Вывод №2: Из приведенных примеров видно, что словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. Множество может включать в себя совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента. (Слайд №5) С термином множество мы с вами познакомились. А что такое элемент множества?
Вывод №3: предметы любого множества называются элементами. (Слайд №6) Как можно назвать множество, представленное на рисунке? Слайд №7. Какие элементы в него входят?
Какие еще элементы можно включить в это множество?
Молодцы! Значит множество – это …
А можно ли это множество животных разбить ещё на группы? Если – да, то, на какие? Слайд №8
Так значит, что такое подмножество?
Вывод №4: множество, которое входит в состав другого множества, называется подмножеством. (Слайд №9) Можно ли объединить в множество такие предметы как автомобиль и дерево? (Слайд №10) Почему?
Тогда как можно объединять предметы во множества? По каким признакам мы можем объединять эти предметы в группы (в множества)? (Слайд №11) Какие признаки предметов бывают? Приведите примеры. (Слайд №12)
Вывод №4: множество – это…. (Слайд №13)
Сейчас мы с вами будем решать задачи и посчитаем, сколько элементов в каждом множестве. 1. Яблоки с ветки на землю упали. 2. С неба звездочка упала, 3. Шесть орешков мама-свинка 4. Три зайчонка, пять ежат | От слова «много». Воды, земли, песка, машин, снега и т.д.
Предметы.
7 5 2 0
Элемент множества – это предмет.
Животные. Гусь, тигрёнок, обезьяна, корова, пингвин, утёнок, заяц, кошка.
Лев, коза, лошадь, зебра и т.д. Группа предметов с общим названием и объединённых вместе.
На дикие и домашние животные. Множество, которое входит в состав другого множества.
Нельзя Это разные предметы. Автомобиль — транспорт, дерево — растение. По признакам. По форме (круглые: часы, апельсин, круг, мяч и т.д.), по цвету (лимон, солнце, жёлтая бумага, жёлтый помидор и т.д.), материал изготовления (дерево, железо и т.д.) Группа предметов, объединенная по какому-либо признаку
11
1
10
8
2
|
IV.Закрепление материала. | Сейчас мы будем составлять различные множества. Какие предметы можно отнести к множеству живых существ? По каким признакам мы объединили эти предметы?) А) В какое множество мы можем объединить оставшиеся предметы? (Слайд №14) Б) Выберите предметы, которые можно отнести к множеству «Ягоды». Можно ли объединить в какое-нибудь множество оставшиеся предметы? Гимнастика для глаз (приложение № 1) Откройте тетради на с. 2. В номере 1 нужно указать количество элементов в каждом из множеств. (Слайд №16) Все элементы множеств живут на островах разной формы. На прямоугольном острове – элементы множества вагонов. На рисунке три вагона, поэтому на острове нарисовано две точки. Укажите количество элементов на всех острова. На прямоугольном острове живут элементы множества растений. Какие элементы нельзя поселить на этом острове? На этом острове с помощью квадрата обозначена страна. Элементы какого множества живут в ней? Все ли деревья живут на острове растений? Какие еще множества могут быть странами на острове растений? А стране деревьев с помощью круга обозначен город, в котором живут плодовые деревья. Какие еще множества могут быть городами страны плодовых деревьев? Множество деревьев является подмножеством множества растений. А множество плодовых деревьев является подмножеством множества деревьев. (Слайд №17)
|
Ответы учащихся
Фрукты
Бабочка, кукла, ящерица и т.д. Множества деревьев Кустарники, травы
Хвойные деревья, лиственные деревья и др.) |
V. Компьютерный практикум. | Составить множество «Герои сказок» по данной схеме. Слайд №18
| Самостоятельная работа за компьютером |
VI. Домашнее задание | 1 команда — составить схему множества «Сказки А.С. Пушкина»; 2 команда – составить множество «Басни И.А. Крылова».
|
|
VII. Подведение итогов
| Что нового узнали на уроке? С какими понятиями работали?
Что понравилось больше всего? Спасибо всем за урок! Слайд №19 | Что такое множество. По каким признакам можно объединять элементы множества. |
Литература
1. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 – М.: Баласс, 2010
2. Горячев А.В, Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Учебник – тетрадь. 3 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс
3. http://tolkslovar.ru/m6152.html
Приложение №1
Гимнастика для глаз
Перечень упражнений:
-
Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
-
Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
-
Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
-
Посмотрите на верхний левый угол стены вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.