Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
село Покосное
«Занимательная математика»
программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
3 класс
подготовила
учитель начальных классов
Ковалева Марина Ивановна
с. Покосное
2013г
Программа «Занимательная математика»
Общеинтеллектуальное направление
Пояснительная записка
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, доказывать, рассуждать, догадываться, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика факультатива.
«Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.
Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в факультатив включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листочках бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации факультатива целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место факультатива в учебном плане.
Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Всего 34 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курс «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания факультатива является:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолеть трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание
Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Форма организации обучения – математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра – соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Гонки с зонтиками»;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100», «Умножение», «Деление»;
— игры: «Крестики – нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ= ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур в фигурах сложной конфигурации.
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
— танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат», «Спичечный» конструктор;
— конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
— конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Учебный план
Название раздела | Кол-во часов за год | |
1
| «Занимательная математика»
| 34
|
| Итого: | 34 |
Тематическое планирование
(34 часа, 1 раз в неделю)
Темы | Кол-во часов | Теория и практика | Сроки выполнения | |
1. | « Удивительная снежинка». | 1ч | 1ч |
|
2. | «Числовой» конструктор. | 1ч | 1ч |
|
3. | Геометрия вокруг нас. | 1ч | 1ч |
|
4. | Волшебные переливания. | 1ч | 1ч |
|
5-6. | В царстве смекалки. | 1ч | 1ч |
|
7. | «Шаг в будущее». | 1ч | 1ч |
|
8-9. | «Спичечный» конструктор. | 1ч | 1ч |
|
10. | Числовые головоломки. | 1ч | 1ч |
|
11-12. | Интеллектуальная разминка. | 1ч | 1ч |
|
13. | Математические фокусы. | 1ч | 1ч |
|
14. | Математические игры. | 1ч | 1ч |
|
15. | Секреты чисел. | 1ч | 1ч |
|
16. | Математическая копилка. | 1ч | 1ч |
|
17. | Математическое путешествие. | 1ч | 1ч |
|
18. | Выбери маршрут. | 1ч | 1ч |
|
19. | Числовые головоломки. | 1ч | 1ч |
|
20-21. | В царстве смекалки.
| 1ч | 1ч |
|
22. | Мир занимательных задач. | 1ч | 1ч |
|
23. | Геометрический калейдоскоп. | 1ч | 1ч |
|
24. | Интеллектуальная разминка. | 1ч | 1ч |
|
25. | Разверни листок. | 1ч | 1ч |
|
26-27. | От секунды до столетия.
| 1ч | 1ч |
|
28. | Числовые головоломки. | 1ч | 1ч |
|
29. | Конкурс смекалки. | 1ч | 1ч |
|
30. | Это было в старину. | 1ч | 1ч |
|
31. | Математические фокусы. | 1ч | 1ч |
|
32-33. | Энциклопедия математических развлечений. | 1ч | 1ч |
|
34. | Математический лабиринт. | 1ч | 1ч |
|
| Итого: | 34ч | 34ч |
|
Содержание программы
Тема 1. « Удивительная снежинка».
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. «Числовой» конструктор.
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0,1,2,3,4,…,9(10); 2) 10,20,30,40,…,90; 3) 100,200,300,400,…900.
Тема 3. Геометрия вокруг нас.
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Тема 4. Волшебные переливания.
Задачи на переливание.
Тема 5-6. В царстве смекалки.
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 7. «Шаг в будущее».
Игры: «Крестики – нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др. конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики», и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Тема 8-9. «Спичечный» конструктор.
Построение конструкции на заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
Тема 10. Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема 11-12. Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работы на компьютере), математические головоломки, занимательные задачки.
Тема 13. Математические фокусы.
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 111111 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1,2,3,4…15.
Тема 14. Математические игры.
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000!, Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).
Тема 15. Секреты чисел.
Числовой палиндром – число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24(30) тремя одинаковыми цифрами.
Тема 16. Математическая копилка.
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 17. Математическое путешествие.
Вычисление в группах: первый ученик из числа вычитает 140, второй – прибавляет 180, третий – вычитает 160, а четвёртый прибавляет 150. Решение и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640-140=500 500+180=680 680-160=520 520+150=670
Тема 18. Выбери маршрут.
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например: «Золотое кольцо России, города – герои» и др.
Тема 19. Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Тема 20-21. В царстве смекалки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 22. Мир занимательных задач.
Задачи со многими возможностями решения. Задачи с недостающими данными, а избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ= ГРЕМИ и др.
Тема 23. Геометрический калейдоскоп.
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграм: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 24. Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 25. Разверни листок.
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Тема 26-27. От секунды до столетия.
Время и его единицы: час, минута, секунда. Сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту, один час, за один день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
Тема 28. Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Тема 29. Конкурс смекалки.
Задачи в стихах. Задачи – тучки. Задачи – смекалки.
Тема 30. Это было в старину.
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, пуд, фунд и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей. Старинные русские меры длины».
Тема 31. Математические фокусы.
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Тема 32-33. Энциклопедия математических развлечений.
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др).
Тема 34. Математический лабиринт.
Итоговое занятие – открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Материально – техническое обеспечение
1.Комплекты карточек с числами:
1) 0,1,2,3,4…9 (10);
2) 10,20,30,40…90;
2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
3. Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
4. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
5. Набор «Геометрические тела».
6. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10,20,100; «Вычитание в пределах 10,20,100; «Умножение»; «Деление» и др.
7. Таблицы для начальной школы. Математика в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации /Е.Э. Кочурова, А.С.Анютина, С.И.Разуваева, К.М.Тихомирова. – М.: ВАРСОН, 2010г.
Литература для учителя
-
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. – 2009. — № 7.
-
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. – СПб. : Кристалл; М. :ОНИКС, 2000.
-
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001.
-
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т.Улицкий, Л.А,Улицкий. – Минск: Фирма «Вуал», 1993.
-
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. – М., 2006.
-
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.: Союз, 2001.
-
Сухих И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. – М.: АСТ, 2006.
-
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Интернет – ресурсы
-
http: // www .vneuroka .ru /mathematils .php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
-
http ://konkurs – kenguru.ru – российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
-
http ://4stupeni .ru /stady – клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
-
http ://www .develop – kinder.cjm – «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
-
http ://puzzle – ru.blogspot.cjm – головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.