Технологическая карта урока математики.
УМК: «Школа 2100»
Класс: 4
Учитель: Макарова Ольга Николаевна
Тема: Среднее арифметическое.
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цели:
Образовательный аспект :
-
ввести понятие среднего арифметического; вывести алгоритм для его нахождения;
-
формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического;
-
отрабатывать навыки действий с многозначными числами;
Развивающий аспект :
-
содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи;
-
способствовать развитию познавательного интереса;
-
развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
-
способствовать формированию правильной математической речи через проблемный диалог;
-
создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
-
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
-
активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
-
показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
Формируемые УУД.
Личностные:
— развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
— развивать учебную мотивацию;
-самоопределение;
Регулятивные:
— освоение приема нахождения среднего арифметического;
— умение определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы);
— умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— определять и формулировать цель деятельности;
— умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
— умение адекватно оценивать свою деятельность
— фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные:
— чтение задачи по заданной схеме, диаграмме;
— осмысление способа нахождения среднего арифметического;
— любознательность и познавательная инициатива;
— умение в постановке проблемы и учебной цели;
— готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
-умение в решении проблемы;
— умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
— умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
— умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
— умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
— умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— умение аргументировать свои высказывания;
— умение четко выражать свои мысли;
— умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция:
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких. Математика. 4 класс,часть 3
Технические средства обучения:
компьютер,
медиапроектор.
Экранно-звуковые пособия:
презентация в Power Point «Среднее арифметическое», презентация к уроку
Формы работы:
Фронтальная
Работа в парах
Индивидуальная
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Компетентность УУД | |
I.Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. |
Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность. | Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .
|
II. Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой. |
Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий. | Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
III. Целеполагание. Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока. |
Создаёт проблемную ситуацию. Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. |
Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель).
|
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности; Познавательные: обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: четко выражать свои мысли;
|
IV. «Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения. | Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила | Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы; Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться; |
V. Первичное закрепление. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием. |
Организует работу по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. |
Выполняют работу в парах. Называют правило, на которое опирались. Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку. |
Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность; Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного; Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; объективно оценивать других.
|
VI.Самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. |
Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. |
Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку. |
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции. Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя.
|
VII.Домашнее задание. Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Даёт вариативное дом. задание. Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания. |
Обсуждение. Восприятие сведений. |
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.
|
VIII. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. |
Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности. Самоуважения. |
Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка деятельности. |
Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов; Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
|
Ход учебного занятия.
Содержание |
УУД |
Примечания | |
I.Организация урока.
Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
|
Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – Это… —Сегодня мы проведём урок математики в форме игры под названием «Банк». -Что такое банк? (Банк, учреждение, занимающееся денежными операциями) -Банк выполняет три основные задачи: 1. Накопление ценностей 2. Их удачное использование 3. Получение результата, то есть пользы, прибыли от этого. -Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги. — Вот, например, что можете накопить вы? (Знания) — А использовать их можно? (Да) — А польза и прибыль от них есть?
-Этим мы сегодня и займёмся. Но сначала договоримся о том, как будем учитывать результат. На парте у вас лежат фишки зелёного и красного цвета. Их мы будем использовать: красные – (ответ без ошибок), зелёные – (ответ с одной ошибкой). После выполненного задания или ответа, вы будете оценивать себя, и складывать фишки в свою накопительную карточку. (На каждой парте в тарелочке по 24 фишки красного и 20 фишек зелёного цветов)
|
Личностные: доброжелательность, трудолюбие; учебная мотивация; самоопределение;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем .
|
|
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать. Поэтому урок начнём, как всегда с устного счёта. 1 гр. Индивидуально по карточкам 2 гр. Фронтально. -Обратите внимание на записи. Сформулируйте к ним задания (найти ошибку в вычислениях).
— Найдите значения выражений. (240 + 360 + 390) : 3 = (300+270+240) : 3 = (196+404=180) : 3= -Что общего у этих выражений?(три слагаемых, делим на 3) Пополняем счёт. -А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых? -Хотите об этом узнать?
|
Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
Познавательные: готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью; умение аргументировать свои высказывания; умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении; |
|
III. Целеполагание. Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока. |
-Подумайте, как можно выполнить это задание? (с.44.№1) -Что необычного для вас в этой задаче? -Что значит «средний»? -Как бы вы предложили выполнить это задание? -В чём затруднение? Какой возникает вопрос? ( Что значит «среднее число», как его вычислить) -Какую цель поставим на уроке? Кто попробует определить учебную задачу? (зафиксировать)
Узнать что такое «среднее» число. Научиться его вычислять. Определить где и для чего применяется «среднее» число. |
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии; определять и формулировать цель деятельности;
Познавательные: обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: четко выражать свои мысли;
|
|
IV. «Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения.
Физкультминутка.
|
— Давайте проверим наши предположения по поводу того, что такое средний расход и как найти эту величину.(с.44, !-текст) (добавить дополнительное накопление на свой счёт, кто думал так же) -Какие действия выполнили с числами? -Почему сумму разделили на 6? Ведь в задаче этого числа нет.
— Часто мы и в жизни слышим фразы со словом “средний”, например: средний возраст, средний рост, средняя температура и т.д. В математике тоже есть свои понятия со словом “средний” и сегодня мы знакомимся с одним из этих понятий “среднее арифметическое” и как оно вычисляется. “Среднее арифметическое” – тема нашего урока. -Кто теперь может сказать, что это за величина? -Поработаем в парах. Закончи предложения на карточке.
— Дайте свой ответ. Сравните его с выводом учебника. (с.44) Не забываем про свой счёт.
|
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: определять последовательность своих действий для решения предметной задачи (проблемы); взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
Познавательные: чтение задачи по заданной диаграмме; поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез; осмысление способа нахождения среднего арифметического; обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные: вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свои высказывания; уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться; |
|
V. Первичное закрепление. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием.
|
-Продолжаем работу в парах. С.44 № 2 – прочтите и обсудите способ решения. -Поделитесь планом решения.(1 уч-ся у доски). Самопроверка . Пополнение счёта.(взаимное) (дополнительная задача для уч-ся) |
Личностные: доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
Регулятивные: работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; объективно оценивать других.
|
|
VI.Самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. |
-Есть желание применить свои знания самостоятельно?
Необходимый уровень: задача № 1 на карточке Программный уровень: с.44, № 3. Максимальный уровень: задача № 2 на карточке. Самопроверка по карточке-эталону. Самооценка. Вклад на счёт. | Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи; Регулятивные: запоминать и удерживать правило; планировать, контролировать и выполнять действия по алгоритму с использованием норм саморегуляции. Познавательные: подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
|
|
VII.Домашнее задание. Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания. |
-Мы с вами копим сегодня новые знания. А как в жизни они могут нам пригодиться? -Узнать, где в жизни необходимо умение находить среднее арифметическое , по желанию составить задачи и решить их. Или с.45 №7. |
Личностные: организовывать себя на выполнение поставленной задачи;
Регулятивные: запоминать и удерживать инструкцию.
|
|
VIII. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | -Какую учебную задачу мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли нам её достигнуть? -А теперь давайте подведем итог нашей деятельности. Как ответить на вопрос: «Что мы узнали?»(Мы узнали, что такое среднее арифметическое»). (Проговорить определение, которое по щелчку появляется на слайде.) -Вы, наверное, уже заметили, что в этом же определении содержится ответ на вопрос «Как?» Проговорить с учениками алгоритм нахождения среднего арифметического. (Появляется на слайде по щелчку.) -А где же применяется данное понятие?» Ученики дают ответы. Ответы появляются на слайде по щелчку. -Кто может сказать: Сегодня я искал, творил, Знание новое открыл. Научился применять, Задания легко теперь мне выполнять. —Посмотрим, кто же в нашем банке накопил больше фишек и лучше использовал свои знания? Если на вашем счёте больше 7 фишек, то оцените себя по критериям: больше красных фишек – за урок оценка «5» больше зелёных фишек – за урок оценка «4» — Встаньте, кто получил оценку «5», оценку «4» — Кто сегодня не получил прибыль за урок, дома повторит материал, накопит к завтрашнему уроку знания и обязательно получит оценку. — Молодцы! Благодарю за урок! |
Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности;
Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения учебного материала.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов;
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
|
|
Задание на сообразительность: (дополнительно)
Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают.
Итак, среднее арифметическое:
-
Велосипеда и мотоцикла. (Мопед.)
-
Трамвая и поезда. (Электричка.)
-
Апельсина и лимона. (Грейпфрут.)
-
Туфельки и сапога. (Ботинок.)
-
Пианино и баяна. (Аккордеон.)
-
Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.)
-
Портфеля и рюкзака. (Ранец.)
-
Носка и чулка. (Гольф.)
Необходимый уровень.
Температура воздуха (в градусах)
17 | |
Второй день наблюдения | 15 |
Третий день наблюдения | 12 |
Четвёртый день наблюдения | 18 |
Пятый день наблюдения | 23 |
Какова средняя температура была в эти дни?
Максимальный уровень.
Купили поросят. Масса двух из них – по 27 кг, трех – по 32 кг и одного – 18 кг. Найдите среднюю массу купленных поросят.