Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: математика
Тип урока: «открытие» нового знания.
Тема: «Правильные и неправильные дроби»
Цель: познакомить с понятиями «правильная и неправильная» дробь; выявить отличие правильной дроби от неправильной.
Продолжительность: 40 минут
Класс: 4 «Б»
Технологии: проблемно-диалогическое обучение
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: объяснительно — иллюстративный, словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.
Формы обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Методический комплекс: Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. Часть 2– М.: Издательство «Ювента», 2014.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
-
Формировать умение устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.
-
Мотивационная работа на результат в исполнительской деятельности.
Регулятивные УУД:
-
Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации искать средства её осуществления.
-
Контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе учёта характера ошибок.
Познавательные УУД:
-
Получат возможность на практике познакомиться с правильными и неправильными дробями.
-
Осуществлять анализ материала с выявлением существенных признаков.
-
Группировать, классифицировать материал, сравнивать результат и делать выводы.
-
Выполнять логические операции, соотнося с известными понятиями.
Коммуникативные УУД:
-
Формировать умение договариваться, находить общее решение.
-
Высказывать свою точку зрения, сотрудничать с одноклассниками в решении учебных задач.
Оборудование для проведения электронного (интерактивного) голосования, ноутбук, проектор, ДК, тест по теме «Доли и дроби», созданный в программе MimioStudio, презентация Microsoft Office PowerPoint 97-2003.
Наглядность: у каждого ученика по 2 круга, карточки с дополнительным материалом, схема-эталон.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока. | Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка.
Прозвенел уже звонок — А теперь все повернитесь
— Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Приветствуют учителя, гостей. Воспринимают на слух перечень принадлежностей необходимых для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность. | УУД 2 | ||||||||
Цель: 1) повторить смысл дроби, умение читать и записывать дроби; 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; 3) повторить смысл дроби; 4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование; 5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения. | –Над какой общей темой мы работаем на уроках? (О дробях)
Слайд 1 А) Длина дороги равна 20 км. Заасфальтировано 2/5 дороги. Слайд 2 Б) Автобус проехал 12 км, что составило 2/3 всего пути. Какова длина всего пути? (18 км) Слайд 3 В) Туристам нужно пройти путь 5 км. Они прошли 2км. Какую часть пути они прошли? (2/5)
3*Логическая задача: У мальчика было несколько груш. Он решил их разделить между своими сёстрами. Младшей сестре он дал половину своих груш и ещё одну грушу, а старшей сестре – остальные 2 груши. Сколько груш было у мальчика? (5 груш) | Участвуют в выполнении заданий с помощью пультов голосования.
Решают задачи с опорой на наглядность (презентация), поочередно проговаривая правило нахождения части числа и числа по части. Коллективно проговаривают правило.
Решают задачу логического характера. | УУД 2 УУД 4 УУД 8 | ||||||||
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения: три группы дробей.
| — Разбить дроби на 3 группы в ответах №10 с. 15 и записать в тетрадь. 1. 9/11 3/13 3/10 34 2. 7/7 6/6 44 3. 12/8 5/4 — Что заметили? — Чем похожи дроби в первой группе? (Числитель меньше знаменателя) — Что интересного заметили во второй группе? (Числитель равен знаменателю) — Чем интересна третья группа? (Числитель больше знаменателя) — Разве такое возможно!? (Предположения учеников) — Что мы должны узнать сегодня на уроке? (Существуют ли данные дроби в математике, как они получаются и как называются?) | 1 человек работает у доски, остальные в тетрадях.
| УУД 6 УУД 7 | ||||||||
Цель: сформировать представление о правильных и неправильных дробях.
| 1.Наблюдение над группой дробей. – Запишите следующие дроби в соответствующую группу: 4/4, 3/4, 5/4. — В какую группу вы записали 4/4 и почему? (Во вторую, т.к. числитель равен знаменателю) — А дробь 5/4? (В третью, т.к. числитель больше знаменателя) — В какую группу записали дробь 3/4? (В первую, т.к. числитель меньше знаменателя) | Выполняют записи в тетрадях, делают по ним выводы. | УУД 7 | ||||||||
| 2. Практическая работа. — Проведём практическую работу, чтобы узнать, существую ли в математике дроби 4/4 и 5/4. 1) — Возьмите 2 равных круга и разделите их на 4 равные части. — Сколько четвертых долей содержит один круг? (4/4) Почему так? (4/4 = 4:4 =1) — Сколько четвертых долей содержат два круга? — Запишем в тетрадь: 1=4/4 2=8/4 Вывод: Значит, если числитель и знаменатель дроби равны, то дробь равна целому или 1. m/m=1 — Что необычного в этих дробях? Можно ли черту дроби понимать как знак деления? (Да) 2) — Заштрихуйте 5 четвертых долей круга цветным карандашом. Какой дробью можно выразить закрашенную часть? — Пять четвёртых долей круга можно выразить дробью 5/4. — Что это значит? Сколько это долей? m/n>1, если m>n m/n<1, если m<n Вывод: Следовательно, все записанные нами по группам дроби, существуют в математике. Как же они называются? (открывается тема урока на доске) – Подумайте и назовите тему и цель урока. «Правильные и неправильные дроби» (открывается тема)
Слайд 4 — 5 — Перед вами опорные слова, которые помогут сформулировать цель (вывешиваются на доску) Цель: — познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь; — определить отличие правильной дроби от неправильной.
| Работают в парах. Практическая работа.
Отвечают представители от пар.
m/m=1 m/n>1, если m>n m/n<1, если m<n
Дети называют тему урока и предполагают цели. | УУД 1
УУД 5 УУД 6 УУД 9 УУД 10 | ||||||||
Цель: зафиксировать понятия «правильная» и «неправильная» дроби» во внешней речи.
| 3. Работа по учебнику — Как думаете, какие дроби называются правильными? А неправильными? — А теперь откроем учебник на странице 14 и прочитаем правила.
— Составим эталон, записав его на математическом языке в тетрадях. m/n=1– неправильная дробь 8/8 = 1 m/n>1, если m>n – неправильная дробь 9/5 m/n<1, если m<n – правильная дробь 3/7 с.13 №2 (фронтально). Запиши с помощью дробей число шестых долей круга. Какая > 1,<1,=1? Какая лишняя? Почему? 46, 66, 86, 126, 176. |
Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике на стр. 14
Выполняют задания в учебнике с комментированием, опираясь на эталон. Проговаривают правило.
| УУД 1 УУД 6
| ||||||||
| Вы на славу потрудились, И немного утомились Дружно встать нам всем пора Начинается игра!
Игра «Будь внимателен» с использованием понятий правильных и неправильных дробей. — Я буду показывать на дробь, а вы будете выполнять — Если дробь правильная наклоны вперед – назад. — Если дробь неправильная- хлопок — Если равна единице- топаем ногами 2/5, 7/7, 4/7, 7/4, 5/8, 8/8, 15/8, 9/24 0- ловушка | Выполняют упражнения, одновременно применяя знания на практике. | УУД 6 | ||||||||
(10мин.)
Цели: 1) тренировать способность находить правильные и неправильные дроби, а так же к самоконтролю и самооценке;
2) проверить с помощью эталона для самопроверки свое умение складывать дроби с одинаковыми знаменателями.
| Работа по учебнику
В= { 314, 729 } C= { 285, 1616, 3211, 4848} Подчеркните дроби равные 1.
Под диктовку запишите проценты в виде дробей со знаменателем 100. 7%. 25%. 96%. 100%. 148%. 750%.. 7/100, 25/100, 96/100, 148/100, 750/100… — Какие из этих дробей правильные? Подчеркните. — Какие неправильные? — Какая дробь равна 1? Обведите. 4) с. 15 №12 Слайд 6 физминутка для глаз Работа по индивидуальным карточкам Приложение 1 5) Решить задачи
— О герое какой сказки шла речь? Кто автор произведения? (Алан Милн «Винни-Пух»)
Мини-тест Приложение 2 1.Правильная дробь а) больше 1 — ра б) меньше 1 — мо в) равна 1 — пи 2.Если в дроби числитель равен знаменателю, то она равна а) 1 — лод б) 2 — ген в) 5 — ваз 3. Дробь будет неправильной, если а) больше 1 – ц б) равна 1– ы в) меньше единицы – ж
МО- ЛОД — ЦЫ
| Работают коллективно с использованием ДК
1 ученик работает у доски
Взаимопроверка
Один ученик работает у доски, остальные самостоятельно. Самопроверка.
Работа в паре
Выполняют гимнастику для глаз с использованием презентации.
Выполняют самостоятельно задание по вариантам. Осуществляют взаимоконтроль. Оценивают работу одноклассника.
Выполняют задания по индивидуальным карточкам, расшифровывают слово «молодцы»
| УУД 2 УУД 4 УУД 9 УУД 10 | ||||||||
Цель: 1) зафиксировать достижение поставленных целей; 2) оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; 3) обсудить домашнее задание.
| — С какой новой темой познакомились? — Какие дроби правильные? Неправильные? — Какая дробь больше 1? — Какая дробь меньше 1? — Если числитель равен знаменателю, что мы скажем о такой дроби? (=1) — Кому было трудно на уроке? Кому легко? — Оцените свою работу Слайд 7 — Закрасьте 4/4 круга — если поняли всё, связанное со сложением дробей, можете работать сами и объяснить другому и на полях у вас 4 восклицательных знака.
3/4 круга – если всё поняли, можете работать, пользуясь правилом, но на полях у вас 3 восклицательных знака.
2/4 круга – если поняли, но у вас остались вопросы и на полях у вас 2 или 1 восклицательный знак. — Поднимите круги кто закрасил 4/4 круга. Молодцы! — Поднимите круги кто закрасил 3/4 круга. Хорошо! — Поднимите круги кто закрасил 2/4 круга. Ничего если не всё поняли, на следующем уроке ещё раз повторим. — Сегодня за хорошую работу на уроке получают Отметку «5»… Отметку «4»… Отметку «3» … (оценивание) Слайд 8 — Запишите домашнее задание. с. 13 №2,3; с.15 №13 Творческое задание: Придумать задачу на движение, которая решается так же. Урок сегодня завершён, – Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок! | Называют тему и цели урока, высказывают мнения о решении данных задач, затруднениях, которые возникли.
Участвуют в обсуждении
Оценивают свою работу
| УУД 4 УУД 10 |