Урок математики в 5 классе

Тема урока: Смешанные числа.

Цели урока:

  • разъяснить учащимся, какое число называется смешанным;

  • показать алгоритм выделения целой части из неправильной дроби.

Оборудование: карточки для устного счета, карта-скатерть с тарелками, апельсины из картона, картинки-раскраски, ножницы, сигнальные карты для теста.

Ход урока:

  1. Организационный момент: сообщить учащимся цели урока

  2. Домашнее задание (записать в дневники): п.28, № 1082, 1081(а), 1076

  3. Устная работа:

  1. (фронтальная работа)

на доске написана дробь , вопросы классу: Что означает эта дробь?

Чему равен ее числитель?

Чему равен ее знаменатель?

Что означает черта дроби?

Правильная ли это дробь?

Как записать ее в виде частного?

Чему равно делимое?

Чему равен делитель?

  1. (работа в парах)

Заполните таблицу:

Частное

Делимое

Делитель

Числитель

Знаменатель

Дробь

4 : 20

20

100

16

36

  1. Повторение (актуализация знаний)

Индивидуальная работа: выполни деление с остатком и раскрась картинки: ответы закодированы на палитре цветов.

1 вариант

1) 29 : 3

2) 38 : 7

3) 129 : 4

4) 163 : 5

5) 544 : 12

2 вариант

1) 31 : 3

2) 46 : 7

3) 138 : 4

4) 173 : 5

5) 628 : 12


  1. Изучение нового материала

  1. на доску: плакат-скатерть, в общей тарелке 5 апельсинов. Проблема: Поделите поровну 5 апельсинов между тремя мальчиками: Вовой, Колей, Васей.

1 способ: каждый апельсин поделить на 3 части, всего получится 15 частей и каждому достанется 15:3 = 5 частей или . Показать наглядно (разрезать эти апельсины и поделить)

2 способ: каждому мальчику положить по одному целому апельсину, а оставшиеся 2 поделить на 3 равные части каждый, всего 6 частей 6:3 = 2, то есть, у каждого мальчика 1 +

  1. Определение: 1 — смешанное число, где 1 – целая часть, — дробная часть

!!! дробная часть всегда правильная дробь

  1. Вспомним, что сначала у каждого было апельсинов, а затем, при втором способе, 1, значит = 1. Проблема: как перейти от неправильной дроби к смешанному числу? Для этого вспомним, что черта дроби означает деление, поделим 5 на 3.

  2. Запись в тетради: = 5:3 = 1 (ост 2)

=1

Алгоритм: (работа с учебником) стр.211

  1. разделить с остатком числитель на знаменатель

  2. неполное частное – целая часть

  3. остаток – числитель

  4. делитель — знаменатель

  1. Пример: = 37:5 = 7 (ост. 2)

= 7

  1. Закрепление

1059 (через 1)

5

1 человек с комментированием у доски

: 4 = 1 (ост.1)

69 : 14 = 4 (ост.3)

9

самостоятельно

8 : 11 = 8 (ост. 10)

503 : 100 = 5 (ост. 3)

  1. Итог урока: тест с сигнальными картами (тест пишется на доску до урока)

  1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть:

А) правильная дробь

Б) неправильная дробь

В) любой дробью

  1. В числе целая часть равна:

А) 2

Б) 7

В) 13

  1. Неправильная дробь записывается в виде смешанного числа как:

А) 505

Б) 5

В) 100

Оценка за урок складывается из устных ответов, таблицы, картинки, работы по новой теме.

Т.В. Любимова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here