Тема урока: Задачи на части
Предмет: математика
Класс: 5
Тип урока: структурная единица учебного проекта
Учебный проект состоит их четырех уроков. На первом уроке учащиеся осуществляют предпроектную диагностику, формулируют проблему и цель, планируют свои действия, создают модель проектного продукта и осуществляют корректировку плана действий. Во время второго урока учащиеся создают проектный продукт. На третьем и четвертом уроках презентуют полученные продукты и производят рефлексию. При рефлексии проекта учащиеся должны зафиксировать, где можно в дальнейшем использовать полученные проектные продукты, как можно будет использовать опыт работы над этим проектом при решении других проблем.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учащиеся научатся:
— распознавать задачи на части
— анализировать и осмысливать текст задачи
— переформулировать условие, извлекать необходимую информацию
— моделировать условие задачи, используя реальные предметы и рисунки
— решать задачи по предложенному плану
Учащиеся могут научиться:
— планировать ход решения задачи
— оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию
— применять новые способы рассуждения к решению задач, отражающих жизненные ситуации.
Метапредметные:
Учащиеся научатся:
— формулировать учебную проблему и учебную цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно
— планировать деятельность по достижению цели
— осуществлять контроль в форме соотнесения результата с заданными критериями
— осуществлять учебное сотрудничество
Учащиеся могут научиться:
— осуществлять поиск и выделение необходимой информации
— устанавливать связь между результатом деятельности (продукт) и тем, ради чего она осуществляется (проблема).
Личностный:
— осознавать значимость умения решать задачи на части в реальной жизни
Предметное содержание урока:
Задачи на части продолжают линию решения текстовых задач арифметическим способом. Конечная цель — научиться находить и решать задачи на части, овладение приёмами рассуждений.
Вначале решаются задачи, в которых о частях говорится в явном виде. Заметим, что в условии задачи даётся масса не одного из компонентов, а всей смеси, сплава и т. д. После этого решаются задачи, в которых известно, на сколько масса одной составляющей смеси больше массы другой составляющей /данный материал есть как в тексте учебника, так и в методических пособиях/.
И затем решаются задачи, в которых части в явном виде не указаны, а говорится лишь, во сколько раз одна величина больше или меньше другой.
Условия задач необходимо иллюстрировать схематическими рисунками,
которые позволяют проводить рассуждения на наглядной основе. Без
рисунков этот тип задач многим учащимся окажется просто непосильным.
Учащиеся должны понимать, что части всегда должны быть равными.
Деятельность учителя | Деятельность ученика по достижению метапредметной цели | Приёмы (элементы конструктора) | Средства | Организационная форма | Результат этапа | |
Подготовительный | Предъявляет проблемную ситуацию – составить книгу рецептов любимых блюд класса. | Соотносят известную информацию (текстовая задача на сравнение) и неизвестную (найти часть числа используя предметы и образы окружающей действительности), обсуждают. | Проблемная ситуация | Карточки с заданиями (Приложение 1)
| Группы по вкусам | Принятая проблемная ситуация, перечень необходимых умений для решения поставленной задачи. |
Способствует выявлению умений, недостаточных для выполнения поставленной задачи.
| Анализируют имеющиеся умения с точки зрения выполнения поставленной задачи и выявляют недостающие умения. | |||||
Проектировочный | Содействует формулировке учащимися проблемы. | Формулируют проблему: для выполнения поставленной задачи необходимо уметь находить часть числа, используя предметы и образы окружающей действительности. |
|
| Группы по вкусам | Сформулированные проблема и цель проекта, формы проектного продукта в группах.
|
Способствует формулировке и фиксации цели проекта: как можно решить данную проблему? | Формулируют цель проекта: Составить книгу рецептов любимых блюд своего класса. | |||||
| Участвует в определении учащимися шагов по достижению цели проекта (плана), и определению критериев оценки проектного продукта. | Совместно планируют деятельность по достижению цели, определяют перечень критериев для оценки проектных продуктов. План и критерии фиксируют. | «Критерии для оценки» (Приложение 3) | Слайды (в электронном виде) |
| Разработанный план действий. Разработанные критерии. |
Реализация | Организует работу в проектных группах по зафиксированному плану, консультирует, наблюдает за работой групп. | Определяют функции участников проектной группы в соответствии с планом. На основе обработки информационных материалов составляют книгу рецептов любимых блюд своего класса. Результаты работы с информацией оформляют в форме определённой модели проектного продукта. | Задание «Разработка модели проектного продукта» (Приложение 4) | Бумага, маркеры, стикеры | Группы по вкусам | Разработанные модели проектных продуктов |
Оценка и рефлексия | Организация рефлексии урока (организация высказываний групповых решений) Подводит итоги, обобщает результаты оценки моделей | Корректировка действий, которые будут осуществляться вне урока. | Задание «Оценка моделей»
|
| Группы по вкусам, класс | Оценка уровня проявления проектных действий |
Приложение 1
Приложение 2.
Задание «Маршрутная карта»
Цель: формирование компетентностей по планированию учебной деятельности
Задание:
1.Определить шаги по созданию проектного продукта
2. Проверить правильность шагов («подсказка» у педагога в раздаточном материале)
Последовательность действий в плане («подсказка»)
1.Собрать необходимую для создания продукта информацию:
1.1. Определить круг источников,
1.2. Найти в источниках нужную информацию,
1.3. Выбрать необходимую информацию
2.Разработать модель подачи информации
3.Создать и оформить проектный продукт
4.Подготовить презентацию проектного продукта
Приложение 3
Задание «Критерии оценки модели продукта»
Разработать критерии, по которым можно оценить созданные модели проектных продуктов:
Возможные критерии («подсказка»):
1.Качество отобранного материала:
полнота содержания
доступность изложения
2.Оформление модели проектного продукта:
дизайн исполнения
наглядность представления
Приложение 4
Задание «Разработка модели проектного продукта»
1. Выбрать вид проектного продукта.
2. Создать примерный макет выбранного проектного продукта.
3. Оценить его по сформулированным критериям.
4. Скорректировать макет.
Приложение 5.
Задание «Оценка моделей»
1. В процессе проведения представлений моделей проектных продуктов в группе оценить их качество, использую таблицу:
Группа№1 | Группа№2 | Группа№3 | Группа№4 | |
1.Качество отобранного материала | ||||
полнота содержания-1б |
|
|
|
|
доступность изложения-1б |
|
|
|
|
2.Оформление модели продукта | ||||
удобство в использовании-1б |
|
|
|
|
дизайн исполнения-1б |
|
|
|
|
наглядность представления-1б |
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
2. После презентаций озвучить свою оценку и аргументировать групповое мнение