Государственное учреждение
«Средняя школа имени Н. Островского»
Бородулихинского района
Восточно- Казахстанской области
Конспект урока математики
на тему: «Число и цифра 5»
Подготовила учитель начальных классов
средней школы имени Н. Островского
Сидорина Светлана Валерьевна
с. Бородулиха
2012
Урок математики в 1 классе
Тема: Число и цифра 5.
Класс: 1
Тип урока: Комбинированный урок усвоения новых знаний с применением игровых и мультимедийных технологий.
Продолжительность урока: 35 минут
Используемые педагогические технологии:
• традиционная педагогическая технология;
• информационно-коммуникационная технология;
• элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.
Материалы и оборудование: компьютерный класс, рабочие тетради обучающихся.
Цели урока:
• познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;
• формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5;
• научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
• научить писать цифру 5.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся по итогам урока должны:
Понимать количественный и порядковый смысл целого неотрицательного числа 5 и смысл действий операций сложения и вычитания над целыми неотрицательными числами.
Знать число и цифру 5, его состав.
Уметь читать и записывать число 5, сравнивать изученное число 5 с помощью знаков (›, ‹ или =). Давать ответы в виде развернутых предложений на вопросы учителя или сказочного персонажа, уметь выполнять инструкции учителя.
Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами в и вести диалоги. Понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя и мультимедиа-персонажей.
Примерный ход урока:
I. Организационная часть.
— Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. (Слайд №1) закройте глаза и послушайте звуки леса. Что вы услышали? (пение птиц: соловья, кукушки, воробья, как шелестят листочки на деревьях, журчание ручья, шуршание и жужжание насекомых)
Как нужно вести себя в лесу?
II. Основная часть.
1. Актуализация опорных знаний
-Скажите, кого вы видите в верхнем левом углу? Это Мудрая Сова и перед тем, как запустить нас в лес, она проверит, знаем ли мы последовательность чисел при счёте. Готовы?
УЧИТЕЛЬ: Назовите число, следующее за числом 1, 2, 3; какое число идет при счете перед числом 4, 3, 2; какое число стоит между числами 1 и 3, 2 и 4; сколько надо прибавить к 1, чтобы получить 2; сколько надо вычесть от 4, чтобы получить 3; от какого числа вычли 1, если получили 3?
УЧЕНИКИ: За числом 1 следует число 2, за числом 2 следует число 3, за числом 3 следует число 4; перед числом 4 идет число 3, перед числом 3 идет число 2, перед числом 2 идет число 1; между числами 1 и 3 стоит число 2, между числами 2 и 4 стоит число 3; к 1 надо прибавить 1, чтобы получить 2, от 4 надо вычесть 1, чтобы получить 3, из 4 вычли 1 и получили 3.
2. Составление числового ряда. Имя следующего персонажа, проживающего в лесу вы узнаете, если отгадаете загадку:
-Она пробежала, хвостиком махнула,
Яйцо упало и разбилось. (мышка)
Теперь попробуем выполнить её задание.(Слайд 2 и 3)
«Поставьте числа в порядке возрастания, а затем в порядке убывания».
3. Счёт предметов до 10. (Слайд 4)
Бежал раз заяц вдоль равнин,
А значит заяц был один.
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего … два зайца стало.
Ещё одни к ним сел, смотри.
Теперь уж зайцев стало три.
Мчит новый заяц: «Путь мне шире».
Ну, стало их теперь четыре.
Ба! Вот бежит один опять
Теперь уж зайцев стало пять.
Спешит ещё один из рощи
Так, значит, зайцев шесть, чего же проще.
Тут прибежал ещё косой,
Так, зайцев 7, ведь он седьмой.
К ним одного ещё попросим,
Тогда всех зайцев будет восемь.
Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»
Он их спросил: «Так нас тут девять?»
« Да, девять»- молвят те в ответ,
« Но вожака всё нет и нет».
А тот бежит, болотце месит,
Примчал и молвит: «Нас тут десять».
( счёт в прямом и обратном порядке)
— Кого мы встретили? (Зайца)
4. Повторение состава чисел 2, 3,4. Встреча с лисицей. (Слайды 5, 6, 7, 8)
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, какие числа нужно расставить в самый первый домик с голубой крышей? Этот домик стоит слева.
УЧЕНИКИ. В первый домик нужны числа 1.
УЧИТЕЛЬ. А как вы догадались? Какое окошко дает нам с вами подсказку?
УЧЕНИКИ. Окошко на чердаке, там «главное число», в его состав входят числа из окошек первого и второго этажей.
УЧИТЕЛЬ. Очень хорошо! А какие числа вы вставили в окошки второго домика с синей крышей.
УЧЕНИКИ. Во второй домик нужно число1 и 2.
УЧИТЕЛЬ. А в третий домик?
УЧЕНИКИ. В третий домик вставляем числа 2, 1, 3.
УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Мы с вами повторили состав чисел… Помогите мне, ребята! Скажите вслух хором!
УЧЕНИКИ (хором). Три, два и четыре!
5. Физкультурная минутка.
УЧИТЕЛЬ. Я думаю, что нам пора отдохнуть. Глазки ваши уже устали.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно
Ну а дальше – будь здоров
6. Встреча с волком. (Слайд 9)
Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный? ( Волк)
— У него есть для вас задание.
Решение примеров на сложение по поручению волка. (Слайды 10 и 11)
-Нужно прочитать выражения и найти их значение. Назовите компоненты при сложении. При вычитании?
7. Встреча с медведем. (Слайд 12)
« Он очень толстый, косолапый,
А зимой сосёт он лапу»
(Медведь)
— У вас на парте есть листочки с логическим заданием, подвиньте к себе, возьмите в руку простой карандаш и подумайте, как можно продолжить ряд с фигурками и дорисуйте. (Слайд 13) Проверка в парах.
III. Работа над новым материалом. Знакомство с числом и цифрой 5.
УЧИТЕЛЬ. А теперь давайте поработаем над новой темой.
Отгадайте, какое число мы будем изучать сегодня? Сколько сказочных персонажей встретили в лесу? (Слайд 14)
УЧЕНИКИ: пять!
УЧИТЕЛЬ. Ребята, а чем примечательно это число? Чем оно отличается от других и где встречается?
УЧЕНИКИ. Пять – это самая лучшая оценка в школе, пять пальцев на одной руке, пять лучей у звезды…
УЧИТЕЛЬ. Хорошо! давайте поработаем дальше!
1. Образование числа 5. (Слайд15)Чтение стихотворения про Рябушку, затем работа детей
Практическая работа.
УЧИТЕЛЬ. Выньте из конвертиков фигуры и положите перед собой столько треугольников, сколько рыбок на экране. (слайд 16) Под треугольниками положите столько же квадратов. Сколько квадратов положили?
УЧЕНИКИ. Положили 4 квадрата.
УЧИТЕЛЬ. Добавьте еще один квадрат. Сколько квадратов стало?
УЧЕНИКИ. Стало пять квадратов.
УЧИТЕЛЬ. Как получили пять квадратов?
УЧЕНИКИ. К четырем квадратам прибавили один и получили пять.
У вас больше треугольников или квадратов? На сколько?
УЧИТЕЛЬ. Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку! Вышли все ребятки из-за парт, встали удобно, вытянули ручки вперед, кисти рук сжали в кулачки! Смотрим на меня и повторяем хором слова и действия!
УЧИТЕЛЬ ВМЕСТЕ С УЧЕНИКАМИ (хором). Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять (из кулачка по очереди распрямляем по одному пальчику), раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять (по одному пальчику складываем в кулачок). И еще два раза!
УЧИТЕЛЬ. Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь!
2. Знакомство с цифрой 5.
УЧИТЕЛЬ (демонстрирует карточку с цифрой 5). Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь изображена?
УЧИТЕЛЬ. Это цифра 5. Так записывают число 5.
УЧИТЕЛЬ. Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?
УЧЕНИКИ. Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах.
3. Формирование умения работать в тетради.
УЧИТЕЛЬ. А чтобы Сова была всеми нами довольна еще больше, давайте потренируемся правильно писать цифру пять (показ образца написания цифры 5).
— И мы сейчас с вами будем учиться писать цифру 5. Откройте свои печатные тетрадочки.
— Палочка, кружок и хвостик…
Что за цифра пришла в гости?
Украсила мою тетрадь
Лучшая отметка – «пять»!
В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5: начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
В тетрадях прописывают цифру 5.
4. Физминутка
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись.
Лапки ставит на бочок, на носочках скок – скок – скок,
А затем вприсядку, чтоб не мерзли пятки.
(Учащиеся, выполняют движения, имитируя повадки животного).
УЧИТЕЛЬ. Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в черновике, а потом в прописях обязательно потренируйтесь и у вас обязательно получится!
5. Задание на внимание – слайд 17 «Найди 10 отличий»
IV. Итог урока.
1. Рефлексия
— Чем занимались на уроке?
-Что особенно понравилось?
С какой цифрой познакомились? Какие были затруднения?
Список использованной литературы
1. Учебник «Математика для 1 класса». /Алматы, «Атамұра», 2010.
2. Г. А. Зайцева «Математика 1 класс». Поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др./ «Учитель АСТ», Волгоград 2002.
3. Новокрещенова Л.А. Математика 1 класс. Число и цифра «5» (http://nachalka.info/teachers?note=79)