Буйвол Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №14», г. Биробиджан

Класс: 3, УМК «Гармония».

Тема: «Решение задач»

Цель: развитие умения решать задачи.

Планируемые результаты

Регулятивные учебные действия:

Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.

Познавательные учебные действия:

Развивать у обучающихся умение работать с учебником.

Универсальные логические действия:

Развивать умение анализировать объекты с целью выделения признаков, выстраивать логическую цепь рассуждений, доказательство.

Развивать умение сравнивать и обобщать информацию.

Развивать умение выбирать и строить схему, соответствующую условию задачи, умение выбирать вопросы к заданному действию, обучать анализу задач.

Развивать математическую речь, наблюдательность, мыслительные операции, самостоятельность обучающихся.

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Приобщать к здоровому образу жизни. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Деятельность обучающихся:

Регулятивные учебные действия: ставят учебную задачу, оценивают и контролируют действия.

Познавательные учебные действия: сравнивают и анализируют объекты, выстраивают логическую цепь рассуждений, выбирают вопросы к заданному действию, выбирают и строят схему к условию задачи, решают задачу с пояснением.

Коммуникативные действия: договариваются, распределяют роли, осуществляют совместный поиск решения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска DualBoard, презентация PowerPoint, карточки для работы в группе.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

— Прочитать тему урока: Решение задач. /Слайд 2

— Определить учебную задачу.

Учиться решать задачи.

Это общая задача, а более мелкие мы определим вместе, чуть позже.

— Необходимо быть внимательными, вчитываться в задание.

— Начнём работу с проверки домашнего задания. Вынесет на доску решение домашней задачи … .

А для всех в это время гимнастика для ума. /Слайд 3

  • Чему равна десятая часть метра? 100 : 10 = 10 (см)

  • Во сколько раз 1 см меньше 1 дм? 10 : 1 = 10 (раз)

  • На сколько 1км больше 1м? 1000 – 1 = 999 (м)

— Покажите ответы с помощью ваших цветных карточек и расположенных на стенах классной комнаты. Правильность ваших мыслей увидим на экране.

— Как вы мыслили? Кто думает иначе? Почему?

— Какие умения понадобились? Сделать вывод.

Дополнительно:

Логическая задача* (на доске)

Путник в первый день прошел половину пути, во второй день половину оставшегося пути, а в третий день – остальные 12 км. Найти длину пути путника.

12 км

? км

12 х 4 = 48 (км)

Ответ: 48 км длина пути путника.

б) — Осуществим проверку домашнего задания.

— С какой целью будем проверять задачу, решенную дома?

(Проверим правильность рассуждения и выбора действия при решении задачи)

С.83 № 257

На озере плавало 36 уток, а гусей на 27 меньше. Во сколько раз уток больше, чем гусей?

Уток _______

Гусей _

Во сколько раз больше?

  1. 36 – 27 = 9 (шт.) гусей на озере

  2. 36 : 9 = 4 (раза)

Ответ: в 4 раза уток больше, чем гусей.

Как мыслили? Анализ задачи.

Оценить работу.

Какой критерий оценивания? /правильность и самостоятельность/

— Кто оценил себя на 3 балла? Почему?

Дополнительный вопрос: Как найти делимое?

— Каков порядок действий в выражениях без скобок?

Отметка с комментированием.

Вывод

— Вижу, что задача не вызвала затруднений, поэтому и обратимся на уроке к более сложным задачам.

Электронная пауза для глаз. /Слайд 4

2 Учиться выбирать схему к условию задачи.

— Прочитать задание на слайде. /Слайд 5

— Определить учебную задачу.

Учиться выбирать схему к условию задачи.

— Какую работу хочу предложить? /Значок работы в паре.

Задание:

Велосипедист за три дня проехал 60 км. В первый день проехал в 2 раза больше, чем во второй день, а во второй день в 3 раза меньше, чем в третий. На какой схеме правильно изображено данное условие? Какие еще вопросы можно задать?

— Какое задание было предложено?

Как вы мыслили? Включена интерактивная доска DualBoard. (Верная схема №3)

— Какие еще вопросы можно задать?

Вопросы:

— Какое расстояние проехал велосипедист в каждый день?

1) 2 + 1 + 3 = 6 (отр.) – частей за три дня

2) 60 : 6 = 10 (км) – расстояние велосипедиста во 2 день пути

3) 10 х 2 = 20 (км) — расстояние велосипедиста в 1 день пути

4) 10 х 3 = 30 (км) — расстояние велосипедиста в 3 день пути

— На сколько км расстояние в первый день меньше, чем в третий день?

30 – 20 = 10 (км)

— На сколько км расстояние в третий день больше, чем во второй день?

30 – 10 = 20 (км)

Ответить письменно на вопрос: Какое расстояние проехал велосипедист в каждый день? / Слайд 5 (по щелчку)

-Что значит, в каждый день?

— Какие умения понадобятся?

Учиться выбирать верное действие.

Учиться записывать пояснение.

2-3 пары записывают решение на листах.

— Как вы мыслили?

Одна из пар анализирует решение задачи. / Слайд 6

По какому критерию оцените работу?

— Кто оценил свою работу на 3 балла? Почему?

— Какую задачу ставили? Сделать вывод.

Музыкальная пауза.

3 Учиться выбирать вопросы к заданному действию.

Учиться выбирать вопросы к заданному действию.

У вас на столах в группе карточка с заданием.

Задание для группы: Открыть учебник с. 84 № 261. Прочитать задание и решить учебную задачу.

Задание № 261.

К реке подошли 48 туристов. Лодка вмещает 6 человек.

Выбери вопросы, на которые можно ответить, выполнив действие 48:6

  1. Сколько потребуется лодок, чтобы перевезти туристов?

  2. Хватит ли трёх лодок, чтобы перевезти туристов?

  3. Сколько рейсов должна сделать одна лодка?

  4. Сколько времени потребуется, чтобы перевезти туристов?

— Какое задание было предложено? Включена интерактивная доска DualBoard.

Как вы мыслили?

— Кто думает иначе? Почему?

Решение

1 – потребуется 8 лодок, так как общее количество туристов нужно разделить на количество человек в лодке. 48 : 6 = 8 (л.)

2 – трёх лодок не хватит, из ответа на первый вопрос, 3 < 8

3 – 8 рейсов должна сделать одна лодка

На четвертый вопрос нельзя ответить, о времени не говорится в условии задачи.

Итог.

— Оценить участие каждого в работе группы.

— Кто оценил себя на 3 балла? Почему?

— Какую задачу ставили? Сделать вывод.

Домашнее задание: с. с.83 № 258, с.77 № 234 (четвёртая строка) / Слайд 7

Составить синквейн по теме. / Слайд 8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here