СОШ с углублённым изучением отдельных предметов
НОУ ВПО «Ставропольский институт имени В. Д. Чурсина»
г. Ставрополя
Конспект урока по математике в 1 классе
«Табличное сложение»
(образовательная система «Школа 2100»)
подготовила
учитель начальных классов
II категории
Слинченко Анна Васильевна
Ставрополь 2010
Тема урока: Табличное сложение
Цели урока:
1) Познакомить детей с вычислительным приёмом сложения чисел в пределах 20 с переходом через разряд;
2) Составить таблицу сложения;
3) Закрепить состав чисел в пределах 10 и числа 10, разрядный состав чисел в пределах 20, случаи сложения, основанные на знании разрядного состава чисел в пределах 20;
4) Воспитывать интерес к математике, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
5) Развивать интеллектуальные и творческие способности, речь учащихся.
Оборудование: учебник «Моя математика» 3 часть (авторы Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких), «Таблица разрядов», карточки с цифрами, план дома, карточки с математическими выражениями, счётные палочки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, постановка учебной задачи
— Ребята, послушайте стихотворение японского поэта
Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звезд. (Исса)
— О каком времени года написал поэт свое стихотворение? (О весне)
— Назовите весенние месяцы.
— Какой сейчас месяц весны? (Март)
— Какое сегодня число? (18-ое марта)
— Расскажите все, что вы знаете о числе 18 (Двузначное, 1 десяток и 8 единиц, разрядные слагаемые – 10+8, предшествующим числом для числа 18 является число 17, следующим – число 19)
— Скажите, могли бы вы еще несколько уроков назад так четко и полно рассказать о числах, больших 10? Почему?
— Важную ли роль играют знания в жизни человека?
— Сегодня на уроке математики в качестве ключевых слов я предлагаю вам такую пословицу. Прочитайте.
На доске написана пословица: МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК ЗНАНИЕМ.
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Сегодня на уроке математики мы продолжим получать и применять наши знания, будем выполнять различные задания. Как вы думаете, какие задания мы будем выполнять?
Учитель обобщает ответы детей.
— Кроме того, сегодня мы с вами познакомимся с новым вычислительным приемом. Готовы? Тогда в путь! Всем желаю успеха!
3. Актуализация знаний
3.1. Работа с рядом натуральных чисел от 1 до 20
— Как называются числа от 1 до 9? От 10 до 20?
— Назовите наименьшее двузначное число, наибольшее однозначное число.
— Назовите следующие числа для 5, 16, 19; предыдущие числа для 11, 15, 18.
— Назовите числа на один больше, чем числа 9, 12; на один меньше, чем числа 17, 20.
3.2. Повторение разрядного состава чисел в пределах 20
— Почему однозначные числа так называются? Что обозначает цифра в записи однозначного числа?
— Почему двузначные числа имеют такое название? Что обозначают цифры в записи двузначного числа?
По заданиям учителя идёт составление чисел: дети по очереди работают у доски с «Таблицей разрядов», остальные – на местах со счётными палочками. Составляются числа, в которых 2 ед., 1 д. 5 ед., 1 д. 7 ед. и т.д.
3.3. Повторение состава чисел в пределах 10, случаи сложения, основанные на знании разрядного состава чисел от 10 до 20
а) На доске:
— Вы видите план дома. Этот дом нам нужно построить.
Каждый ученик получает карточку с выражением, которое нужно решить. Например, 3+2, 4+3, 10+7 и т.д.
— Каждая ваша карточка – это «кирпичик». Давайте поставим его на правильное место на плане дома. У кого-то из вас на карточке нарисовано окошко домика, давайте найдём место и для него.
Дети по очереди выходят к доске, прикрепляют на нужное место на плане дома свои «карточки-кирпичики», объясняют свои действия.
Когда дом «построен», учитель задаёт вопросы:
— Чем похожи все выражения? Чем отличаются? На какие группы их можно было бы разбить?
б) Работа по учебнику – выполнение задания 1 на с.20 (дополняем числа до 10)
-
Физкультминутка
4. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока (выведение способа действия при решении примеров на сложение с переходом через разряд)
4.1. Создание проблемной ситуации
Детям предлагается найти значения выражений, записанных на доске:
3+4 7+3 10+3 9+2 (последнее выражение не сходное с предыдущими)
— Все ли выражения удалось решить? (нет)
4. 2. Диалогический выход из проблемной ситуации
— Где возникли затруднения? Почему? Чем это задание не похоже на предыдущие? (Побуждение к осознанию противоречия)
Дети отвечают, что в последнем выражении надо сложить два числа, сумма которых больше 10, а такие задания пока не выполнялись.
— Чем будем заниматься на уроке, какие новые знания приобретать? (Побуждение к формулированию проблемы)
— Как находить значения таких выражений? Какие есть предположения? (Побуждение к выдвижению гипотез)
После того, как учащиеся выскажут свои гипотезы, обращаемся к заданию учебника (№ 3 на с. 20), в котором представлен способ действия при решении подобных выражений, и проверяем наши предположения.
— Объясните, как Петя нашёл значение каждого выражения. Кто из вас был прав? (Практическая проверка гипотез)
— Расскажите, почему суммы равны? Как удобнее искать их значение?
5. Первичное закрепление
а) Анализ алгоритма действия:
+
дополни
+
до 10
б) Выполнение задания 4 на с.20 (вынесено на доску)
— Ребята, давайте поможем Кате найти значения выражений
Задание выполняется на доске и в тетрадях с комментированием.
в) Заполнение таблицы сложения (работа на листках-копиях)
— Значения выражений в первой строке мы уже знаем. Давайте запишем их (9+2=11, 8+3=11, 7+4=11, 6+5=11)
— Как быстро найти значения остальных выражений?
— Почему нет выражений 7+8, 7+9, 6+7, 8+9?
— Значения выражений в таблице нужно запомнить.
6. Итог урока
Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке?
— Что понравилось?
— Что показалось трудным?
— Мне понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!
На доске:
Список использованной литературы
1. Демидова Т. Е., Козлова С. А., Тонких А. П. Моя математика 1 класс, Ч. 3 – М, Баласс, 2008
2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа. Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна – М., Баласс, 2009
3. Роса на цветке. Японские трёхстишия – Ростов н/Д, Феникс, 2000