Тема: «Н.Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей?»Легко ли стать музыкальным исполнителем?»
Цель урока:
Формировать основы духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи:
— Прививать любовь и уважение к музыке, как предмету искусства;
— формировать эмоциональную отзывчивость на окружающий мир;
— обучать основам музыкальной грамоты;
— воспитывать чувство уважения к творческому труду;
— развивать вокально – хоровые навыки.
Музыкальный материал:
— «Песенка о гамме» Г.Струве;
— «В траве сидел кузнечик» Н.Носов, В.Шаинский;
— «Струнный квартет № 2 » А.Бородин, фрагмент;
Дополнительный материал:
Н.Носов «Как Незнайка хотел стать музыкантом»;
Видеофильм по басне И. Крылова «Квартет», фрагмент;
Мультфильм «Приключение Незнайки и его друзей», фрагмент.
Оборудование:
— музыкальные инструменты (балалайка, скрипка, труба, кларнет, саксафон);
— интерактивное оборудование;
— фонохрестоматия, нотная хрестоматия.
Ход урока:
1.Н.Носов «Как незнайка хотел стать музыкантом» — работа по тексту сказки.
— Мы продолжаем наш урок, и сейчас у нас с вами произойдет встреча с нашим давним знакомым, кто он такой, вы сейчас сразу поймете.
(зачитываю фрагменты из текста сказки, беседа по содержанию литературного произведения).
Слайд № 1
— На каких музыкальных инструментах пытался играть Незнайка?
(балалайка, скрипка, труба)
— Мы с вами знаем, что все музыкальные инструменты делятся на три группы, скажите, на какие три основные группы делятся все музыкальные инструменты?
( струнные, духовые, ударные)
Слайд № 2
— Мы знаем, что струнные и духовые инструменты делятся еще на две группы.
— Скажите, на какие?
(на струнные смычковые и струнные щипковые, деревянные духовые и медные духовые)
— Скажите, к каким группам музыкальных инструментов, относятся инструменты, на которых пытался играть Незнайка?
( скрипка – струнный смычковый, балалайка – струнный щипковый, труба – медный духовой.)
Задание №1
— Покажите, как надо играть на этих инструментах.
(дети иммитируют игру на скрипке, балалайке и трубе)
Слайд № 3
— Ребята, скажите, а какие вы знаете музыкальные инструменты казахского народа, похожие на инструменты, на которых пытался играть Незнайка?
(кобыз, домбра, сыбзгы)
Слайд № 4
Задание №2:
— Посмотрите на доску, вы видите изображение музыкальных инструментов, назовите их и соедините линией те инструменты, которые относятся к одной группе музыкальных инструментов.
(скрипка – кобыз, балалайка – домбра, труба — сыбызгы)
-Ребята, а давайте послушаем, как Незнайка играл на этих инструментах.
(Учитель одевает на одного ребенка из класса шляпу Незнайки и просит сыграть на балалайке и на трубе).
— Вам понравилась игра ребят, которые, так же как и Незнайка не умели играть на этих музыкальных инструментах? (нет).
— А, почему не понравилась? (музыка звучала не красивая, грубая, шумная, и т.д.)
— Вот именно поэтому жители Цветочного городка и не захотели слушать игру горе – музыканта Незнайки.
(зачитать текст сказки из учебника).
— Ребята, как вы думайте, а почему Незнайка так и не смог стать музыкантом?
— Что же нужно знать и что нужно уметь, что бы красиво исполнять музыку?
(надо учиться, знать ноты, нотную грамоту).
Задание №3:
— А вы, ребята, знаете ноты? Назовите мне их, и покажите ручные знаки.
(дети называют ноты с показом ручных знаков)
Слайд № 5
3. «Песенка о гамме» Г.Струве — исполнение
— А теперь давайте споем песенку про нотки и покажем их ручные знаки.
— По порядку то ноты мы выучили, а вот в разнобой сейчас повторим.
4.Игра «Угадай, какая нотка спряталась?». Работа на нотном стане.
— Ребята, вот если бы Незнайка учился, не ленился, не хитрил, то наверняка бы научился играть на музыкальных инструментах.
5. «Живое» звучание музыки, игра на балалайке, скрипке и трубе – слушание.
— А, сейчас, мы послушаем музыку в исполнении на балалайке, скрипке и трубе, и вы услышите, как могут звучать эти инструменты в руках ребят, которые в отличие от Незнайки, ходят в музыкальную школу, изучают нотную грамоту, ноты.
— Понравилась вам музыка? (да).
— С каким героем из рассказа Н.Носова, мы можем сравнить наших музыкантов? (с Гуслей).
6.И. Крылов басня «Квартет» и фрагмент «Струнный квартет» А.Бородин – слушание.
— Ребята, вот эта история Незнайки и Гусли, очень мне напомнила произведение, с которым мы с вами знакомились на уроке в 3 четверти, только там главными героями были животные.
— Кто помнит, о ком идет речь?
(мартышка, осел, козел, косолапый мишка).
Слайд № 6
— Это басня И.Крылова «Квартет».
— А что такое, квартет?
(коллектив из четырех музыкантов).
— Послушайте, как играют музыканты из «Квартета» И.Крылова.
(показ видео фрагмента)
— Скажите, а что общего, между Незнайкой и горе — музыкантами из «Квартета» И. Крылова?
(Они все не хотели учиться, ленились и хитрили).
— А сейчас, послушайте звучание фрагмента из «Струнного квартета № 2 » русского композитора А.Бородина, в исполнении настоящих музыкантов. (слушание)
— А, что общего есть между Гуслей и настоящими музыкантами?
(они все умеют играть на музыкальных инструментах, знают ноты, музыкальную грамоту)
7. Пословицы и поговорки русского и казахского народов о труде.
— Скажите, а какие вы знаете пословицы и поговорки, которые подходят к теме нашего урока? (ответы детей)
Слайд №
Русские пословицы:
— Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда.
— Труд кормит, лень портит.
— Воля и труд, дивные всходы дают.
-Дело мастера боится.
— Труд дело чести, будь в труде на первом месте.
Казахские пословицы:
-Богатство джигита – труд.
— Жизнь без труда — тлеющая зола.
— По труду и плоды.
8. Загадки про музыкальные инструменты.
Слайд № 8
9. «В траве сидел кузнечик». Н.Носов, В.Шаинский – исполнение песни.
— Ребята, а что же еще любил делать незнайка, кроме игры на музыкальных инструментах? (песни петь)
— А какую песню любил петь Незнайка? Давайте ее споем с вами.
— А как мы будем исполнять эту песню? (весело, задорно)
10. Итог урока:
— Сегодня на уроке, мы занимались разными видами деятельности, пели, слушали музыку, играли.
— Скажите, а легко ли быть настоящими музыкантами?
— Чему мы еще должны научиться? (слушаем ответы детей)
— Что бы стать настоящим музыкантам, надо долго учиться, сначала в музыкальной школе, а потом в колледже искусств или в консерватории. Надо обладать музыкальным слухом, большой усидчивостью, терпением, старанием, упорством, как впрочем, и в любом деле, за которое бы вы не взялись. Пожелаем нашим ребятам, всех этих качеств в учебе и в труде! И тогда у вас все обязательно получится!
11. Рефлексия «Цветы успеха».
12. Домашнее задание