Урок музыки во 2 классе
СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
«АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Составила учитель музыки
МБОУ НОШ 39 г. Белореченска
Онищенко А. А.
ЦЕЛЬ: на лучших образцах мировой художественной культуры раскрыть
образ защитника Отечества – Александра Невского;
ЗАДАЧИ : — сопоставить контрастные и сходные образы, интонации разных
видов искусства, проследить за их развитием;
— развивать воображение, художественное мышление, память, речь детей;
— в вокально-хоровой работе стремиться к легкому исполнению песни;
— воспитывать патриотизм, уважение к истории своего народа;
МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Великий колокольный звон»
из оперы «Борис Годунов», М. Мусоргский
Кантата «Александр Невский», С. Прокофьев:
«Песнь об Александре Невском»
«Вставайте, люди русские!»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ;
«С нами, друг!» , Г. Струве;
Ход урока:
Звучит «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».
-
Ребята, как вы думаете, почему в начале урока прозвучал колокольный звон? (чтобы напомнить о чем-то серьёзном, важном).
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Колокола звучат по- разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедах и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
НАБАТ – частый звон в один колокол – сообщает о каком-то происшествии.
БЛАГОВЕСТ – призывает прихожан к богослужению.
ТРЕЗВОН – это идущие подряд три удара в несколько колоколов. Он бывает великий, средний и красный. Трезвоном великим и средним отмечались особые дни – например, царские, или дни памяти местночтимых святых. Красный – Пасхальный трезвон, который длится весь день в Пасху, он же начинает и заканчивает воскресные обедни на протяжении от Пасхи до Вознесения.
-
Как звучал колокольный звон в начале нашего урока: радостно и празднично или тревожно и мощно? (мощно, тревожно)
Колокол, колокол, колокол.
Гремит Новгородское вече.
В нем слово звенит человечье,
Гордый совестью, гордый речью
На славянском нашем наречии…
-
А кто знает, что такое вече?
«Вече» означает народное собрание, и строки эти посвящены великому событию в русской истории – Невской битве.
-
Ребята, какой великий полководец поднял русский народ на защиту своей Родины от врагов более 750 лет назад? (Ал. Невский)
Посмотрите на фрагмент триптиха (картина состоит из трёх частей) П. Корина «Ал. Невский». Посмотрите, как ярко и величаво он изображен. Когда художник писал эту монументальную картину, он говорил, что хочет воплотить в ней непокорный дух русского народа.
-
Каким вы видите на этой картине Ал. Невского? (мужественным, смелым, честным…)
Облик князя грозен. Взгляд суров и непреклонен. Это настоящий русский богатырь-защитник, который не даст в обиду свою землю. Он стоит на рубеже русских земель и зорко смотрит, откуда появится враг. Александр опирается на большой меч, а за его спиной широко простирающиеся русские земли. Широкоплечий воин в латах олицетворяет собой всю мощь русского оружия, смелость и мужество русского народа, который готов сражаться до последней капли крови за свою свободу и независимость.
-
А если бы вам предложили озвучить эту картину, какую бы вы создали музыку?
-
А созвучно ли это произведение с картиной художника?
Звучит «Песня об Александре Невском»
Фрагмент, который только что прозвучал «Песня об Александре Невском», был написан композитором С.С. Прокофьевым и является частью крупного произведения, состоящего из 7 частей. Называется это произведение каната «Александр Невский».
Кантата – от латинского cantare – означает петь. Кантата – это крупное произведение для хора, солистов и оркестра.
В кантате «Александр Невский» 7 частей. В них развёртывается эпически величавое повествование о нашествии Тевтонского ордена на Русь и победе русских воинов под предводительством Ал. Невского на Чудском озере в 1242 году.
«Песня об Александре Невском» — 2 часть кантаты. Это начало, рассказ о недавней победе русских над шведами: «А и было дело на Неве-реке» и о готовящемся новом испытании: «Не уступим мы землю русскую». «Кто придёт на Русь, будет насмерть бит» — такова основная мысль этой части.
Неторопливая, строгая, величественная мелодия, с широким дыханием близка былинным напевам.
Угнетённая, величавая и скорбная Русь предстаёт с другой стороны в 4 части кантаты. Звучит хор «Вставайте, люди русские».
-
Как начинается этот фрагмент. Какие изобразительные интонации использует композитор?
Звучит хор «Вставайте, люди русские».
-
С чего начинается эта часть кантаты?
-
Почему композитор начинает эту часть кантаты со звучания колокола?
Чтобы подчеркнуть состояние тревоги, волнения.
На Руси был обычай обо всех событиях оповещать людей колокольным звоном. Если нужно было сообщить о приближающейся опасности, то звонари ударяли в набатный колокол.
-
Характер звучания хора изменялся или всё время оставался активным, призывным? (изменялся в средней части)
Первая тема хора звучит призывно, мужественно, энергично.
Разучивание 1 темы «Вставайте, люди русские»
Тема средней части напротив – распевная, широкая, она воплощает образ Родины.
Разучивание 2 темы «На Руси большой…»
Весь русский народ откликнулся на призыв Александра Невского, и встал под ружьё от мала, до велика. Битва с ливонскими рыцарями закончилась победой.
В кантате «Александр Невский» Сергею Прокофьеву удалось воплотить дух русского народа, непокорный и могучий. И вот что удивительно: сюжет кантаты, взятый из истории Древней Руси, нашёл отклик в сердцах миллионов людей во время трагических событий ВОВ.
Без прошлого у человека нет ни настоящего, ни будущего. Но во все времена преданность, героизм, любовь, уважение, дружба вели людей за собой. И сегодня закончить наш урок я хочу песней композитора Г. Струве «С нами, друг!»
Звучит песня «С нами, друг!»
Разучивание песни «С нами, друг!»