Открытый урок чтения 4 класс

Лютова Ирина Аркадьевна

МБОУ НОШ — ДС «Надежда» г. Вязьма Смоленской области

Учитель начальных классов

ТЕМА Л. Н. Толстой «Два брата»

Цель:

— совершенствовать навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;

-развивать познавательные способности учащихся, речь, учить обобщать, сопоставлять, анализировать;

— воспитывать нравственные, моральные качества на примере героев произведения;

— формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней

Ход урока

I Орг. начало

— Улыбнитесь друг другу. Глубоко вздохните.

— Готовы ли вы думать, рассуждать, отвечать полным ответом?

— Думаю, что сегодняшний урок получится, и мы узнаем много нового.

— Садитесь.

II Актуализация знаний

— С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (Л. Н. Толстого)

— Вы захотели получить больше знаний о жизни этого человека и ,разделившись на 3 группы, провели исследовательскую работу по биографии писателя.

— Подведём итоги ваших исследований.

— Первая группа вела исследование по теме…(Биография Толстого)

— Кто выступает?

-Вторая группа провела исследование по теме…(Л. Толстой – детям)

— Кто выступает?

— Третья группа проводила исследование по теме…(Л. Толстой – педагог)

— Выступает …

— Из всего услышанного и сказанного сделайте вывод: кто такой Л. Толстой? (великий русский писатель, мыслитель, педагог)

— Как вы думаете, чему будет учить Л. Толстой писатель своих читателей? (быть добрыми, отзывчивыми, вежливыми, дружными, любить Родину, родной язык)

III Постановка темы и цели урока

— Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:

Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)

— Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.

— Прочитайте вслух.

— Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)

— Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)

— Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)

— Ваши родители тоже написали что для них счастье.

— Послушайте…

— Кто заметил противоречие?

— Поставьте цель урока (ответить на вопрос почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)

— К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)

IV Работа с текстом до чтения

— Откройте учебник на стр. 19

— С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)

— Кто автор?

— Сформулируйте тему урока

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.

— Попробуйте по названию произведения , по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?

— Как проверить предположение? (прочитать)

V Работа с текстом во время чтения:

а) – Чтение сказки сегодня приготовил…

— После чтения вам предстоит ответить на вопрос: что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок?

б) беседа по первичному восприятию

— Что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок? (сказочный урок)

в) повторное чтение текста

— Прочитаем сказку ещё раз, отметьте непонятные слова и выражения.

VI Физминутка

г) словарная работа

д) выборочное чтение

— Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

— Можно ли с ним согласиться? (да)

— Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?

— Можно ли с ним согласиться? (да)

— А если бы был 3-й брат, могли бы родиться др. доводы?

— Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)

— Младший брат смелый. Подберите антоним к этому слову (трусливый)

— Можно ли старшего брата назвать трусливым? Докажите

— Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами текста ( нет, каждый остался при своём мнении)

— Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?

— А автор кого-то из братьев считает правым, кому-то симпатизирует? (каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, и не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость)

— В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)

— Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)

— Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з

— Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)

е) обобщающая беседа

Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)

VII Итог

— Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?

— Чему научил вас сегодняшний урок?

— Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.

— Поделитесь своими впечатлениями, может быть у вас возникли какие- то желания, вопросы? (прочитать тексты др. жанров, написанные Л. Толстым)

— Книги принесите в класс. Запишите отзывы о прочитанном в дневник читателя.

— Спасибо за плодотворную работу!

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here