Открытый урок чтения 4 класс
Лютова Ирина Аркадьевна
МБОУ НОШ — ДС «Надежда» г. Вязьма Смоленской области
Учитель начальных классов
ТЕМА Л. Н. Толстой «Два брата»
Цель:
— совершенствовать навыки правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
-развивать познавательные способности учащихся, речь, учить обобщать, сопоставлять, анализировать;
— воспитывать нравственные, моральные качества на примере героев произведения;
— формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней
Ход урока
I Орг. начало
— Улыбнитесь друг другу. Глубоко вздохните.
— Готовы ли вы думать, рассуждать, отвечать полным ответом?
— Думаю, что сегодняшний урок получится, и мы узнаем много нового.
— Садитесь.
II Актуализация знаний
— С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке? (Л. Н. Толстого)
— Вы захотели получить больше знаний о жизни этого человека и ,разделившись на 3 группы, провели исследовательскую работу по биографии писателя.
— Подведём итоги ваших исследований.
— Первая группа вела исследование по теме…(Биография Толстого)
— Кто выступает?
-Вторая группа провела исследование по теме…(Л. Толстой – детям)
— Кто выступает?
— Третья группа проводила исследование по теме…(Л. Толстой – педагог)
— Выступает …
— Из всего услышанного и сказанного сделайте вывод: кто такой Л. Толстой? (великий русский писатель, мыслитель, педагог)
— Как вы думаете, чему будет учить Л. Толстой писатель своих читателей? (быть добрыми, отзывчивыми, вежливыми, дружными, любить Родину, родной язык)
III Постановка темы и цели урока
— Эпиграфом сегодняшнего урока будут такие слова:
Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив. Сенека (великий римский философ)
— Прочитайте эти слова про себя, постарайтесь осмыслить, понять.
— Прочитайте вслух.
— Как вы понимаете эти слова? (человек должен помогать другому, не должен быть эгоистом, если у кого-то что-то не получается, ему нужно помочь, поддержать, нельзя быть счастливым одному, человек счастлив, когда приносит счастье другому)
— Как вы думаете, почему я взяла именно эти строки к сегодняшнему уроку? (произведение будет связано, в нём будет говориться о счастье)
— Что для вас счастье? (хорошо учиться, не получать плохих отметок, иметь собаку…)
— Ваши родители тоже написали что для них счастье.
— Послушайте…
— Кто заметил противоречие?
— Поставьте цель урока (ответить на вопрос почему так много разных мнений, ответов на этот вопрос)
— К чему обратимся, чтобы разрешить противоречие? (к книге)
IV Работа с текстом до чтения
— Откройте учебник на стр. 19
— С каким произведением мы познакомимся? (сказка «Два брата»)
— Кто автор?
— Сформулируйте тему урока
— Внимательно рассмотрите иллюстрацию, обратите внимание на детали.
— Попробуйте по названию произведения , по иллюстрации спрогнозировать, о чём эта сказка?
— Как проверить предположение? (прочитать)
V Работа с текстом во время чтения:
а) – Чтение сказки сегодня приготовил…
— После чтения вам предстоит ответить на вопрос: что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок?
б) беседа по первичному восприятию
— Что для автора главное – занимательность сюжета или сказочный урок? (сказочный урок)
в) повторное чтение текста
— Прочитаем сказку ещё раз, отметьте непонятные слова и выражения.
VI Физминутка
г) словарная работа
д) выборочное чтение
— Прочитайте, как реагирует на надпись старший брат. Как он это объясняет? Как поступает?
— Можно ли с ним согласиться? (да)
— Прочитайте, как реагирует на надпись младший брат. Как он это объясняет? Как поступает?
— Можно ли с ним согласиться? (да)
— А если бы был 3-й брат, могли бы родиться др. доводы?
— Охарактеризуйте братьев. (Работа в парах)
— Младший брат смелый. Подберите антоним к этому слову (трусливый)
— Можно ли старшего брата назвать трусливым? Докажите
— Рассудила ли братьев жизнь? Подтвердите словами текста ( нет, каждый остался при своём мнении)
— Кого из братьев вы считаете правым? Чья позиция близка вам? С кем вы согласны? Как бы вы поступили?
— А автор кого-то из братьев считает правым, кому-то симпатизирует? (каждый по-своему прав, за каждым – своя правда, и не случайно и тот и другой в споре вспоминают народные пословицы – вековую мудрость)
— В чём же мудрость этой сказки? (Каждый понимает счастье по-своему, каждый делает свой выбор, и идёт к счастью своим путём. Сказка учит тому, что все люди на земле разные и по-разному понимают смысл жизни. Надо уважать мнение каждого человека)
— Попробуйте выразить мудрость сказки, как и братья, с помощью пословицы, поговорки. (Каждому своё. Кому как, нам эдак. Кому что на роду написано.)
— Я приготовила для вас варианты ответа на этот вопрос. Прочитать или сами попытаетесь найти? Что будете искать? (пословицы и поговорки о счастье) Где? Это станет частью д/з
— Сказка написана простым понятным языком. А просто ли нам было её понять? (понять можно, если душа будет трудиться)
е) обобщающая беседа
Почему родные братья выбрали разный путь в жизни? (разные нравственные принципы, взгляды, своё отношение к жизни, все люди разные)
VII Итог
— Удалось ли нам разрешить возникшее в начале урока противоречие?
— Чему научил вас сегодняшний урок?
— Я надеюсь, вы всегда будете думать о других людях и, идя к своему счастью, не причините боль другому человеку.
— Поделитесь своими впечатлениями, может быть у вас возникли какие- то желания, вопросы? (прочитать тексты др. жанров, написанные Л. Толстым)
— Книги принесите в класс. Запишите отзывы о прочитанном в дневник читателя.
— Спасибо за плодотворную работу!