ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

Место работы

Должность

Предмет

Класс

Тема урока

Базовый учебник

Доркина Людмила Владимировна

ГКС(к)ОУ «Котовская С(к)ОШИ»

учитель математики

математика

9

«Действия с дробями и целыми числами» — «Строительство дома» (урок-деловая игра, урок применения знаний и умений)

1) М.Н.Перова, Москва «Просвещение», 2008 г.,

2) А.П.Антропов, А.Ю. Ходот Москва «Просвещение», 2008г.

Цель урока: Способствовать развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков при решении практических задач с экономическим содержанием, а также навыков математического моделирования реальных процессов.

Планируемые результаты:

  • предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать полученные знания и умения посредствам решения примеров и практических задач с экономическим содержанием

  • личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

  • метапредметные: уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности

Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД): обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся при решении практических задач с экономическим содержанием, закрепить навыки и умения применять изученные алгоритмы при решении примеров и задач с дробными и целыми числами ; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся по теме «Действия с дробями и целыми числами»

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе, воспитание интереса к рабочим профессиям.

  • развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез — правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: урок-деловая игра, урок применения знаний и умений

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная

Необходимое оборудование: интерактивная доска, калькуляторы (в случае необходимости), карточки самооценивания.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных правил.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Показать разнообразие

практических задач с экономическим содержанием

Организация и контроль за процессом решения задач и примеров.

Работают в парах над поставленными задачами.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

  1. Орг. момент:

Новая жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, так сказать, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни.

— Ребята, сегодня вы будете не учениками, а строителями и будете строить дом. Строителям каждый день необходимо в различных ситуациях знание математики, а сейчас мы проверим ваши возможности в вычислительных операциях.

II. Активизация, систематизация знаний, умений, навыков.

Наш класс превращается в строительную фирму «СТРОЙКА-КЛАСС», вы все — в строителей. Работы много.

Поделимся на бригады.

1-я бригада :– выбирайте бригадира._________

2-я бригада : — выбирайте бригадира._________

3-я бригада : — выбирайте бригадира._________

— А кто на стойке управляет, следит за всей работой, проверяет её качество?

Правильно прораб.

Я буду вашим прорабом. А гости будут — приёмной комиссией и в конце урока они примут у нас работу. Так давайте, постараемся!

— Начиная работу нужно пройти технику безопасности, т.е. вспомним ПРАВИЛА. А правила у нас необычные, а математические.

(умножения и деления дроби на однозначное число)

Устный счет.

= 15,7: 10=

1,18 × 100 =

0,1× 7 = 4,08 : 4 =


0,09 × 9 =

= =

Каждому примеру подбери правильный ответ.

(Упражнение на закрепление табл. умножения и деления)

Коррекция внимания концентрация, логического мышления.

III Сообщение темы, обучающей цели урока.

Нам поступил заказ на постройку дома. Как вы думаете, с чего начнём строительство дома? Дети предлагают ответы.

Давайте составим план: (на партах у детей карточки) работа в парах.

1.Готовим площадку под строительство дома.

2. Закладываем фундамент.

3. Подвозим кирпичи и делаем раствор.

4. Кладка стен.

5. Крыша.

6. Окна, двери.

7.Благоустройство территории и внутренняя отделка.

— Работы много. Начали!

Итак, прежде чем приступить к строительству дома, нужно выбрать место под строительную площадку. Посмотрите, сколько разных деревьев вокруг.

— Какие породы деревьев вы знаете? (Хвойные, лиственные).

— Назовите деревья, относящиеся к хвойным.

— Назовите деревья, относящиеся к лиственным.

— Назовите основные части дерева. (Крона, ствол, корни).

— Какую часть дерева используют для изготовления пиломатериалов? (Ствол).

— Какие пиломатериалы вы знаете? (Брус, доска, горбыль (обапол)).

— Какие части дома изготавливают из древесины?

Итак, место выбрано, осталось разместить строительную площадку.

Постройте в тетрадях произвольный прямоугольник. Это будет нашей стройплощадкой. Ее длина 365дм, ширина 215дм.

— Выразите размеры стройплощадки в метрах.

— Вычислите, какой длины забор нужно поставить по периметру площадки.

(Комментированное решение с места)

Теперь нам необходимо освободить стройплощадку от ненужных пней.

Чтобы освободить строительную площадку от пней, необходимо найти ошибки в выражениях.

7,2 :1= 72

1× 8/17 =9/17

9,27 × 0 = 9,27

5/19 : 0 =0

Площадка готова. Теперь нужно заложить фундамент, этим занимаются БЕТОНЩИКИ.

Задача (карточка у каждой бригады на парте).

При строительстве сельского дома средних размеров можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант?

1 бригада

  1. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня

1600×9 = 14 400 руб.,

а также стоимости цемента

250×9 = 2250 руб.

и составляет 2250 + 14 400 = 16 650 руб. 

2 бригада

  1. Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость бетонного фундамента складывается из стоимости цемента

250×50 = 12 500 руб.,

а также стоимости щебня

780×7 = 5460 руб.

и составляет 5460 + 12 500 = 17 960 руб. 

3 бригада для небольшого дома

  1. Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?

Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня 1550×9 = 13950 руб., а также стоимости цемента 230×9 = 2070 руб. Всего 2070 + 13 950 = 16020 руб. 

16 650 руб.; 17 960 руб. ; 16020 руб. – самый дешёвый

Теперь нам понадобятся кирпичи. При их изготовлении используют специальные формы, для того чтобы кирпичи были одинакового размера.

— Вычислите размеры кирпича в сантиметрах.

Длина – 0,25м

Ширина – 0,12м

Высота – 0,06м

0, 25 м = 25 см 0,12 м = 12 см

0,06 м = 6 см

ФИЗ. МИНУТКА

Ребята, давайте, организуем цепочку и переместим кирпичи в контейнер,

(уч-ся строятся в колонну и передают деревянные макеты кирпича с поворотом туловища влево, затем вправо).

А сейчас будем выкладывать стены. Этим занимаются КАМЕНЩИКИ.

(Дидактическая игра «ПАЗЛЫ»)

Сложи дорожку из геометрических фигур, расположив дроби в порядке возрастания. Прочитайте дроби.

Коррекция логического мышления, коррекция внимания — переключение, объем

7,2

1,623

3,9

9,33

1,67

Осталось дом покрыть крышей. Мы – КРОВЕЛЬЩИКИ.

Работа по учебнику: Стр149, №750(1строчка)

Уч-ся решают у доски с комментарием, используют навык самопроверки,

Вершинина Катя – индивидуально(или помощь сильного ученика)

12,25 × 4 = 49 0,186×12 =2,232 9,84 : 8 =1,23 36 : 5 =7,2

Каждая часть крыши имеет маркировку, свой номер, поэтому необходимо строго следить за этим при сборке крыши.

— Молодцы, кровельщики! Крыша готова.

Много труда вложили строители, но не зря. Дом получился большим и красивым. А кто занимается отделочными работами в доме? (маляр, штукатур и др.)

Кто какие хочет поставить окна в дом? (пластиковые, деревянные окна). Ответы детей.

— Вставляем двери и окна по своему вкусу.

Самостоятельная работа (кратковременная) если останется время. (по карточкам)

(7,318 – 2 1/5): 10 (8,75 + 3 ¼): 4 ( 9 1/8 + 16,5)×12

Теперь каждому работнику по труду и премия.

IV. Итог урока.

Что закрепили на уроке?

О каких строительных профессиях мы сегодня говорили? (Бетонщики, каменщики, кровельщики).

Сообщение оценок за урок. Оцени себя сам.

Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.

Рефлексия.

  • Я научился…

  • Я хотел бы больше…

  • Оказывается, что…

Оцени себя сам.

-Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.

— Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.

— Я работал(а) хорошо, но не в полную силу,

испытывал(а)

чувство неуверенности, боязни,

что отвечу неправильно.


— У меня не было желания работать.

Сегодня не мой день.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here