Тема: «Деление и дроби»
Урок объяснения нового материала: «открытие нового знания»
Математика, 4 класс, автор Л.Г. Петерсон
УМК «Перспектива».
Цели урока: показать,что черту дроби можно понимать как знак деления;
сформировать умение записывать результат деления двух
натуральных чисел в виде дроби, дробь – в виде частного;
закрепить умения решать текстовые задачи.
Формироуемые УУД: предметные: записывать дробь в виде частного двух натуральных чисел, решать текстовые задачи;метапредметные:определять и формулиолвать цель урока,понимать учебную задачу урока, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения,работать в парах, отличать новое от уже известного, добывать новые знания;находить ответы на вопросы, используя учебник;личнистные:использовать полученные знания в повседневной жизни.
Ход урока.
I.Организационный момент.
— Здравствуйте. Поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями, которые сегодня присутствуют на нашем уроке
— Садитесь, посмотрите все ли готово к уроку математики
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной
деятельности.
Устный счет
(индивидуальные задания)
Карточка1 65:13 ×10 : 2
29+60 +9×15
(43+27):(9+5)+16
96-90:3×2
Карточка 2 95-40+5-7
51:17×30:3
9× (37-30)-(92-72)
70+(81:3-21) ×29
Работа на планшетах:
1)От ленты отрезали ¾, что составило 90 см.Чему равна длина всей ленты?
2)Сколько дней в 3/7 недели?
3)На ветке сидели 12 воробьёв, ¾ из них улетели.Сколько птиц улетело?
4) Начерти прямоугольный треугольник со сторонами 3см и 4 см. Найди S?
Как называются его стороны?
III.Самоопределение к деятельности
— Решите задачу.
Между 3 ребятами поделили поровну 6 яблок.сколько конфет получит каждый? Запишите.
— А как 2 яблока поделить поровну между 3 ребятами? Сколько конфет получит каждый?
(Трое реьят делят у доски яблоки, а уч-ся работают с двумя прлосками бумаги)
IV. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
— Почему возникло затруднение? (принимаются все версии ответов), (число 2 не делится нацело на 3)
Давайте сформулируем цель деятельности. (Цель: найти новый способ записи результата деления натуральных чисел. Узнать, как можно разделить меньшее число на большее и как это записать? )
V. Построение проекта выхода из затруднения и фиксация нового знания в системе деятельности с дробями.
Организация учебного процесса — работа в парах.
Работа на интерактивной доске с комментированием: чем является делимое в дроби., чем является делитель, во что превратили знак деления, что обозначает черта в дроби?
Помещает опорный конспект на доску.
VI.Физкультминутка «Весёлая переменка» для глаз:
VΙI. Закрепление изученного материала
1.Чтение правила по учебнику, стр. 1;
2.Нахождение значения выражении стр. 2 №5.№6, уч-ся работают в паре. Взаимопроверка и проверка учителем
— Как бы вы теперь сформулировали тему нашего урока?
— Деление и дроби.
Вывод — (проговаривается учащимися правило как повторение и обобщение).
VΙΙI. Самостоятельная работа с целью определения уровня усвоения учащимися учебного материала.
Выполнение задания № 7( проверка учителем)
Выставление оценок «4» и «5», остальным учащимся даются устные рекомендации
ІX. Включение в систему знаний и повторение.
Решение задачи №10 стр.3.
Анализ задачи.
— Что известно в задаче?
— В бочонке осталось 2 % мёда, что составляет 4кг. Остальную часть мёда
Винни – Пух съел.
— Что надо узнать?
— Нужно узнать, сколько килограммов мёда съел Винни – Пух.
— Сможем ли мы ответить на вопрос задачи?
— Нет, мы не знаем массу всего мёда в бочонке.
— Как найти массу всего мёда в бочонке?
— Чтобы узнать массу всего мёда, нужно воспользоваться знанием правила нахождения числа по его части, выраженной дробью. 2% — это , поэтому нужно 4 разделить на 2 и умножить на 100, получится 200кг. Это весь мёд.
— Как же найти массу той части мёда, которую съел Винни – Пух?
— Мёд, который съел Винни – Пух – это часть, чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть, то есть из200 вычесть 4, получится196кг.
-
4:2×100=200(кг) – всего мёда;
-
200 — 4 =196(кг)
Ответ: 196 килограммов мёда съел Винни – Пух.
X. Рефлексия.
Заполнение детьми таблицы, заготовленной для этапа рефлексии
как раздаточный материал. Заслушивание ответов детей
XI. Подведение итогов урока
— Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
— Найти новый способ для записи результата деления натуральных чисел.
— В чём заключается новый способ?
— Это дробь, в записи которой числителем является делимое, а знаменателем
делитель.
— Вы довольны сегодня своей работой ? (…)
— Кого вам хотелось бы особенно поблагодарить? (…)
— Молодцы!
XІI. Домашнее задание.
— Составьте и решите задачу про ослика Иа-Иа, решением которой будет являться выражение 4:7.
-Решить №13а), №14 (по желанию)