Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Деление обыкновенных дробей».

Предмет: Математика

УМК: Н. Я. Виленкин и др.

Учитель: Бажина Агния Кирилловна

Класс: 6

Тема: Деление обыкновенных дробей

Метапредметная тема: Постановка проблемы.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цель: Развитие компетентности разрешения проблем.

Задачи * повторить основные действия с обыкновенными дробями, вывести правило деления обыкновенных дробей,

закрепить при выполнении заданий, проверить уровень усвоения материала;

  • способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления, интереса к

математике;

  • способствовать формированию умений работать в парах, самостоятельно, коллективно;

  • способствовать формированию функциональной математической грамотности учащихся

Методы: Проблемно-диалогический

Оборудование: ПК, интерактивная доска, карточки для игры «Лото», карточки для самостоятельной работы по новой теме,

источники информации для выполнения работы в группах.

Формы работы: самостоятельная работа, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.

Ожидаемые результаты:

После проведенного урока учащиеся смогут:

  • Сформулировать правило деления обыкновенных дробей;

  • Выполнять деление обыкновенных дробей, применяя правило.

  • Сокращать обыкновенные дроби;

  • Выделять целую часть обыкновенных дробей;

  • Составить модель правила;

  • Выбрать информацию из источника.

  • Применить полученные знания в решении реальных ситуациях.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оформление доски

1. Организационный момент — 1 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

(приветствие)

Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить внимание на доску. Прочитайте, что написано.

Как вы понимаете эти слова?

Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями. В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.

Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока! Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать только с хорошим настроением.

Давайте вспомним, какие дроби вы знаете?

Что мы умеем делать с дробями?

Чтобы продуктивно работать на уроке нам нужно достать из наших сундучков знания, которые мы уже имеем. Предлагаю Вам игру «Лото».

(присаживаются)

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц).

Для того, что бы усвоить материал, надо всегда делать это с хорошим настроением.

Обыкновенные и десятичные

С десятичными дробями мы умеем складывать, вычитать, умножать и делить. С обыкновенными — складывать дроби с одинаковыми, разными знаменателями, умножать и делить на натуральное число, умножать обыкновенные и смешанные дроби.

Слайд

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. (А. Франц).

2. Актуализация знаний – игра «Лото» (работа в парах, фронтальная работа) – 4 мин

(Проводится инструктаж игры «Лото»)

Необходимо выполнить задания на листе, полученный результат найти на соответствующей карточке и приложить её обратной стороной к заданию. В результате получится шифр. Если какое-то задание Вы выполнить не можете, положите на него знак «?».

(Контролирует выполнение заданий)

(Фронтальная работа, вместе с учащимися заполняют табло на доске, анализируют шифр)

Что у вас получилось?

Вы смогли выполнить все задания?

В чем затруднение? Почему не получается?

Чем это задание не похоже на предыдущие?

(Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса – как разделить обыкновенную дробь на дробь).

Что ж, сегодня наши мыслительные операции будут направлены на то, чтобы найти ответ на этот проблемный вопрос, этому и посвятим наш урок. Тема нашего урока… ?

Курс задан, какова цель урока?

Итак, каждый сам для себя наметил поле деятельности. Запишите в тетради цель, которую вы сегодня поставили.

(Внимательно слушают, задают вопросы, если они есть).

(Выполняют задания, пара, заполнившая карточку «Лото» поднимает руку, после того как большинство выполнили задание – фронтальная проверка)

КАК РАЗДЕЛИТЬ ОБЫКНОВЕННУЮ ДРОБЬ НА ?

(В результате работы приходят к проблемному вопросу – как разделить обыкновенную дробь на дробь, так как решить последний пример им не удалось, в силу того, что задание новой не изученной темы)

(формулируют с учителем тему урока, записывают её в тетрадь)

Деление обыкновенных дробей!

Несколько учащихся проговаривают цель, которую они ставят на этот урок.

Научиться делить обыкновенные дроби, вывести правило деления обыкновенных дробей и закрепить.

Слайд «Игра «ЛОТО»

Выполните сложение

Выполните вычитание

Сократите дробь

Увеличьте

Выполните умножение

Выполните умножение

Выполнить умножение взаимно-обратных чисел

Найти произведение

13

Выполнить деление

Тема урока:

Деление обыкновенных дробей

3. Изучение нового материала (фронтальная работа) – 10 мин

Для достижения цели и получения ответа на проблемный вопрос предлагаю Вам выполнить небольшое исследование.

Обратите внимание на доску. Охарактеризуйте условие и данные.

Как найти площадь данного прямоугольника?

Что произойдет с шириной прямоугольника, если длину и площадь одновременно уменьшить в 10 раз?

На какое число надо умножить, чтобы получить х?

Чему равна ширина прямоугольника?

Какое свойство уравнения мы использовали?

Решим же это уравнение, находя неизвестный множитель.

Проанализируйте выражение и предположите, как можно выполнить деление дроби на дробь?

А сейчас посмотрим в учебник — правильно ли мы сформулировали правило деления обыкновенных дробей.

Проговорите правило друг другу так, как вы его поняли.

После того как проговорили в парах, несколько учащихся проговаривают правило для всех

Как это правило можно записать с помощью букв? Запишите в тетрадь

Молодцы!!! Вот и наше открытие!

Дан прямоугольник длина которого 4см, а площадь 20 см2. Нужно найти ширину прямоугольника.

Для того, что бы найти ширину прямоугольника надо надо площадь прямоугольника разделить на длину.

(Выслушиваются ответы)

Ширина прямоугольника не изменится.

Пусть ширина равна х см, тогда чтобы найти площадь надо ширину умножить на длину прямоугольника, т.е.

10/4

(

Х=5см

Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю.

Х==5, поскольку корень один и тот же

Х==

Чтобы разделить обыкновенные дроби нужно делимое умножить на число , обратное делителю.

Открывают учебники и читают правило. Убеждаются, что правило сформулировано верно

По схеме: УЧЕНИК-УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК формулируется правило

Проговаривают правило в парах

4 человека рассказывают правило классу.

(записывают)

Слайд «Исследование»

4см 4см см

?

S = 20 см2

Как найти ширину прямоугольника?

Чему равна ширина данного прямоугольника?

20 см2 : 4см = 5 см

дм2

Слайд «Результат исследования»

Частное обыкновенных дробей – это дробь, числитель которой равен произведению числителя первой дроби и знаменателя второй дроби, а знаменатель – произведению знаменателя первой дроби и числителя второй дроби.

4.1. Закрепление (самостоятельная работа) – 4 мин

Для закрепления правила, нужно…

(3 ученика вызываются к доске, выполняют задания первого столбика, второй столбик — решают самостоятельно, затем проверяют).

решить примеры!

(Остальные решают самостоятельно, затем проводят проверку решений через показ на доске)

Задания на закрепление

1) 4)

2) 5)

3) 6)

4.2. Закрепление (фронтальная работа) – 2 мин

А теперь, ребята, я предлагаю Вам стать настоящими экспертами! Найдите и проанализируйте ошибку в данных заданиях.

(направляет деятельность учащихся на нахождение ошибок, выявление их характер)

(анализируют, находят ошибки и их характер)

Арифметическая ошибка.

Неправильную дробь нужно переводить в число.

Не сокращена дробь.

(После определения ошибки, она выделяется анимацией в примере на доске)

Слайд «Работа экспертов»

1)

2)

3)

5. Проверочная работа (самостоятельная работа, взаимопроверка) – 5 мин

(Раздаются карточки с заданиями, время работы 5 минут, затем взаимопроверка).

Кто выполнил все 5 заданий правильно?

Кто выполнил 4 задания правильно?

(Проводится анализ: количество выполнивших на «5», «4», характер ошибок, выявляется степень усвоения материала)

По желанию ребят оценки за проверочную работу могут быть выставлены в журнал

(Решают задания на карточке, подписывают их, затем обмениваются с соседом по парте и выполняют с помощью доски взаимопроверку).

(Проводится анализ: количество выполнивших на «5», «4», характер ошибок)

(поднимают руки)

Проверочные работы уч-ся сдают учителю для определения уровня усвоения.

(Высвечиваются ответы на этапе взаимопроверки)

6. Решение практических задач (работа в группах) – 16 мин

А сейчас посмотрим, в каких жизненных ситуациях встречаются задания на деление обыкновенных дробей.

Учитель руководит созданием групп

Создаются 2 группы по 4 человека,

Ведут поиск информации из книг.

Выполняют предложенное задание, выбирают из группы выступающего для объяснения решения задачи.

Задают вопросы, если они возникают.

Выполняют задания в группах.

Представляют свое решение задач.

Слайд

Поочередно высвечиваются задания и правильное их решенияе

7. Рефлексия урока – 2 мин

Какова была цель урока?

Достигли ли вы цели урока?

Сформулируйте правило деления обыкновенных дробей. Решена ли проблема, поставленная в начале урока? Какие трудности возникли? Соответствовал ли наш эпиграф уроку? Вопросы?

(Отвечают на поставленные вопросы, анализируя собственную деятельность на уроке)

Слайд: «Всякая хорошо решённая математическая задача доставляет умственное наслаждение.» Г. Гессе

8. Домашнее задание – 1 мин

Записываем домашнее задание.

есть ли вопросы?

(контролирует запись домашнего задания в дневник или тетрадь)

(записывают, задают вопросы при возникновении таковых)

617; 618 (а), 622 правило

ИЛИ

Провести самостоятельное исследование и вывести правило деления смешанных чисел.

Приложение № 1: проверочная работа

Проверочная работа по теме

«Деление обыкновенных дробей»

Вариант 1

ФИ_______________________________

Выполнить деление:

  1. 4.

  2. 5.

МОЛОДЕЦ!

Проверочная работа по теме

«Деление обыкновенных дробей»

Вариант 2

ФИ_______________________________

Выполнить деление:

  1. 4.

  2. 5.

МОЛОДЕЦ!

Приложение № 2 Работа в группах.

1 группа: Найти скорость ученика, измерив расстояние, пройденное за 2 минуты по прямой.

2группа: Придумать и решить задачу по данной схеме

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here