Автор: Ширшова Н.В.
учитель математики
МОУ «СОШ № 5 г.Вольска
Саратовской области»
Урок математики в 8 классе по теме «Многоугольники»
Тип урока: урок формирования знаний.
Цели урока:
-
познакомить учащихся с новыми понятиями многоугольника и его элементами, вывести формулы для нахождения суммы углов, количества диагоналей многоугольника;
-
развивать мыслительную деятельность, умения анализировать, обобщать, классифицировать;
-
воспитывать ответственное отношение к труду, навыки взаимодействия в группе.
Вре- мя | Деятельность | ||
учителя | учащихся | ||
I. Организационный этап
II. Постановка цели
III.Изучение нового материала 1.Актуализация знаний а) Определение многоугольника. — Даны фигуры. Вам необходимо исключить лишнюю фигуру и отметить признаки остальных фигур. (Долго не задерживаться, т.к. на слайде всплывают ответы)
— Остались только многоугольники. Проверка. — Попробуйте теперь сформулировать определение многоугольника. — Прочитайте определение. Запишите в тетрадь.
— Начертите в тетради свой многоугольник. Обозначьте его. б) Элементы многоугольника. — Дан многоугольник ABCDEF. Назовите вершины, соседние вершины, стороны. — Сколько вершин, углов? Какой это многоугольник? — Что называется периметром многоугольника?
в) Диагонали многоугольника. — Что называется диагональю? Прочитайте. — На рис.1 диагонали проведены из одной вершины. — На рис.2 проведены все диагонали. — Сколько диагоналей у шестиугольника? г) Виды многоугольников — Многоугольники делятся на 2 вида: выпуклые и невыпуклые. Прочитайте определение выпуклого многоугольника. — Какой из многоугольников выпуклый? — Начертите в тетради свой выпуклый и невыпуклый многоугольники. д) Свойства многоугольника. Проблемный вопрос. — Чему равна сумма внутренних углов шестиугольника?
IV. Практическая работа. — Выполнив практическую работу, вы сами сможете ответить на этот вопрос. — Сядьте по 4 человека за парту. — Перед вами лежит рабочий лист, такой как на слайде. — Обсуждая вместе задания, анализируя, заполните таблицу по строчкам.
— А теперь проверьте правильность выполнения задания. — Кто справился – молодцы! У кого вызвала затруднение последняя строчка? Обратите внимание на слайд. — Как же найти сумму внутренних углов шестиугольника? — Какой вывод можно сделать из проделанной работы? Смотрите последнюю строчку таблицы. — А теперь прочитайте вывод на слайде. — Запишите формулу для нахождения суммы внутренних углов многоугольника в тетрадь и постарайтесь ее запомнить.
V. Работа в тетрадях на печатной основе. — Сядьте все на свои места. — Откройте тетради на печатной основе. № 4, № 5 стр. 4 Комментированное решение задачи. (Приложение 1)
VI. Самостоятельная работа. № 364(а), № 365(а) – все в тетради № 364(б) – один ученик на доске, № 365(в) – один ученик на доске. (Приложение 2) Проверка выполненных заданий на доске и в тетрадях.
VII. Домашнее задание. п.39, 40, 41, № 367, 369
VIII. Итог урока. — Что нового узнали на уроке?
| 1
2
4
2
1
2
1
18
1
2
7
1
2 | Организационная
Сообщает дату, тему урока, цель. Слайд 1,2.
Слайд 4. Направляет на определение отличительных признаков остальных фигур.
Слайд 5.
Слайд 6. Отмечает смежные и несмежные отрезки
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9.
Слайд 10.
Следит, чтобы в группе были сильные и слабые учащиеся. Слайд 11. Следит за заполнением таблицы.
Слайд 12.
Вызывает двух учеников к доске
Выставление оценок учащимся за активную работу на уроке.
|
Записывают в тетради
Объясняют, почему исключили именно эту фигуру.
На основе отличительных признаков дают свое определение многоугольника
Записывают определение. Делают рисунок. Дают ответы, сверяя с текстом. Формулируют определение. Сравнивают с определением, которое всплывает на слайде.
Отвечают на вопросы и выполняют рисунки.
Выполняют работу в группах
Отвечают на вопросы.
Один ученик читает вывод. Записывают формулу в тетрадь.
По одному ученику комментируют, все записывают
2 ученика самостоятельно решают у доски, остальные в тетрадях
Записывают домашнее задание в дневник |
Автор: Ширшова Н.В.
учитель математики
МОУ «СОШ № 5 г.Вольска
Саратовской области»
Приложение 1
Задача № 4 стр. 4
Используя формулу для вычисления суммы углов выпуклого многоугольника
Sn = 180º (n – 2), найдите сумму углов выпуклого:
а) одиннадцатиугольника: S11 = 180º · 9 = 1620º
б) двадцатидвухугольника: S22 = 180º · 20 = 3600º
Ответ.
а) 1620º;
б) 3600º.
Задача № 5 стр. 4
Найдите число сторон выпуклого многоугольника, каждый угол которого равен: а) 135º; б) 150º .
Решение.
а) Сумма всех углов выпуклого n-угольника, каждый угол которого равен 135º, равна 135º · n; с другой стороны, она равна (n – 2) ·180º. Таким образом, 135º · n = ( n – 2) · 180º, или 135º · n = 180º · n — 360º , откуда 45º · n = 360º,
n = 8.
б) 150º n = (n – 2) ·180º,
150º n — 180ºn = – 360º,
— 30 n = – 360º,
n = 12.
Ответ.
а) n = 8
б) n = 12.
Приложение 2
№ 364 (а, в)
Найти сумму углов выпуклого: а) пятиугольника;
в) десятиугольника.
Решение.
а) S n = (n – 2)180
S5 = (5 — 2)180 = 540.
Ответ: 540º.
в) S n = (n – 2)180
S10 = (10 — 2)180 = 1440.
Ответ: 1440º.
№ 365 (а, в)
а) Дано:
n-угольник,
α = 90º,
Найти n.
Решение:
90n = (n – 2)180
90n = 180n – 360
360 = 180n – 90n
360 = 90n
n = 4
Ответ: 4 стороны
в) Дано:
n-угольник,
α = 120º,
Найти n.
Решение:
120n = (n – 2)180
120n = 180n – 360
360 = 180n – 120n
360 = 120n
n = 6
Ответ: 6 сторон