Тема урока: Общие приемы вычитания с переходом через десяток
(учебник «Математика» 1 класс, М.И.Моро, М.А.Бантова и др., изд. «Просвещение»)
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения вычитать из двузначного числа однозначного с переходом через десяток
1. Образовательные:
-
Организовать деятельность детей по открытию способа приема вычитания с переходом через десяток
-
формировать навык практической деятельности
2. Развивающие:
-
развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь;
-
развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.
3. Воспитательные:
-
воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;
-
воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: репродуктивный метод, частично — поисковый метод.
Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.
Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Средства обучения: проблемный диалог, наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.
Результаты:
по отношению к предметным ЗУНам:
-
Осознание ценности изучаемого способа вычитания с преходом через десяток;
-
Осознание практической важности сравнения чисел.
По отношению к метапредметным ЗУНам:
-
Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах.
-
Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
-
Умения сравнивать, делать выводы.
-
Применение новых знаний в жизненных ситуациях
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационно –мотивационный момент.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | — Прозвенел уже звонок Начинается урок
-Прочитайте наш девиз: «С малой удачи начинается большой успех!» -Что пригодится для успешной работы? |
Дети читают девиз урока хором.
Дети высказываются |
2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Отгадайте загадку: Перед волком не дрожал От медведя убежал А лисице на зубок Все ж попался…(колобок) Сегодня мы составим математическую сказку о колобке. Он нас научить решать новые примеры на вычитание. Послушайте сказку: Жили-были дед и баба. Испекла бабушка колобок и положила на печку остужаться. А колобок лежал, лежал… и начал оглядываться по сторонам. Смотрит, а внизу какие-то цифры растут. Стал колобок вспоминать, что бабушка рассказывала про них. Давайте и мы с вами вспомним, что знаем об этих числах Устный счет 15 10 6 20 -Назовите двузначные числа -Назовите соседей каждого числа -Надоело колобку лежать, спрыгнул он с окна и покатился по тропинке длинных примеров. Вот такие примеры встретились колобку. Помогите их решить: 20-10-4 12-2-8 2+7-5 2+8-3 3+6-4 13-3 -Какой пример отличается от других? Чем? -Сколько дес. и ед. в уменьшаемом? А в вычитании? -Придумайте свои подобные примеры У кого возникли затруднения при выполнении этого задания?
-А колобок покатился дальше и докатился до реки Нерешенных примеров Задумался Колобок «Как перебраться через ручей?» Построим для него пароход Работа с учебником стр.81 -Из каких геометрических фигур, показанных на странице будем строить пароход? Закатился пароход и поплыл. Вокруг много примеров, которые Колобок не смог решить
|
Отгадывают загадку
15, 10, 20 14-16, 9-11, 5-7, 19-21
Дети сигналят карточками 13-3, состоит из одного действия
1дес. и 3 ед. 3 ед.
11-1 12-2 14-4 15-5
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник |
3. Постановка учебной задачи (проблемы).
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. | — Посмотрите на пример 12-5
— Почему возникло затруднение? — Чему сегодня на уроке будем учиться? Тема: Приемы вычитания с переходом через десяток |
Не умеем решать
|
4. «Открытие» детьми нового знания.
Формирование умения выбирать способ сравнения чисел при помощи числового луча
5. Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания. | — Как же нам решить такой пример? -Какие будут предположения? 12 – 5 =7 2 3 -А Колобок предложил другой вариант этого примера 12 – это 5 и 7, значит 12-5=7 -Сделайте вывод
Закрепим наши знания. Прочитаем объяснение в учебнике, стр.80
| Дети выдвигают разные предположения.
Если из суммы 12 вычесть первое слагаемое 5, получим второе слагаемое 7
Дети читают объяснение в учебнике |
6. Физминутка.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | -Давайте немного отдохнём.
— Физминутка
-Отдохнули, продолжаем. |
|
7. Работа в парах.
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. | С.80, №2 (1, 2 столбик)
-У кого возникло затруднение?
|
Взаимопроверка |
8. Закрепление изученного.
Обобщение и систематизация знаний о сравнении чисел при помощи числового луча.
9. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | — с.81, №5 Покатился Колобок дальше и встретил он Лису. Предложила она Колобку решить задачу. Назовите, что известно в задаче? -Что нужно найти? -Сможем сразу узнать сколько всего поделок сделали мальчики? -Что нужно узнать первым действием? -Что найдем вторым действием? -Задача простая или составная? -Запишите решение задачи и ответ -Справился Колобок с помощью друзей-детей и отпустила она его домой.
-Какое важное открытие вы для себя сделали сегодня? -Чему учились на уроке? -Какое задание вызвало затруднение? -Где можете применить полученные знания? -За что вы можете себя похвалить? -Что не получилось? -Справились ли мы с работой? -А сейчас вы оцените собственные успехи на нашем «Дереве успеха» -Зеленые листики-все понял, было интересно -Желтые листики – не все понял Красные листики –ничего не понял -Я вами довольна. -Давайте снова друг другу улыбнёмся. -Спасибо за урок!
|
Дети высказываются Нет, не знаем, сколько поделок сделал Дима?
-Сколько поделок сделал Дима? -Сколько поделок сделали мальчики? -Составная
1)5-2=3(п.) 2)5+3=8(п.)
Научились решать примеры нового типа |