Тема: Основное свойство пропорции.
Прямая и обратная пропорциональная зависимость.
Цели:
1.Образовательные:
-
Повторение действий с обыкновенными дробями, основного св-ва пропорции, умение применять прямопропорциональную зависимость к решению задач.
-
Умение применять математические знания к решению текстовых задач и уравнений.
-
Демонстрация тесной связи учебных предметов(математики, истории, литературы).
2.Развивающие:
-
Расширение кругозора уч-ся.
-
Развитие приёмов умственной деятельности: памяти, внимания, умения сопоставлять, делать выводы.
-
Повышение интересов к предметам: математике, истории, литературы.
-
Развитие интереса к самообразованию.
3.Воспитательные:
-
Воспитание любви к родной истории.
-
Воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, умения работать в коллективе.
-
Воспитание уважения друг к другу и к старшему поколению.
Вид урока: интегрированный.
Оборудование: карточки с заданиями, картинки с изображением орудий, вид танкового сражения.
Ход урока.
Тихо звучит музыка на военную тему.
1.Сообщение темы урока:
Сегодняшний урок посвящен великой, знаменательной дате.
№1 Задание: Вычислите значение этого выражения (самостоятельно в тетради)
(проверка на доске )
Да 9 мая 2010 года исполнится 65 лет великой Победы над фашистской Германией.
Когда же началась война? Давайте, вычислим год начала войны.
№2 Перед вами магический квадрат
| 364 | |
| 365 |
|
366 |
| 368 |
Задание: 1.Найти пропущенное число.
2.К сумме вставленных чисел прибавить наименьшее трехзначное число, произведение трёх и половины десяти, самое маленькое натуральное число.
Вычислите самостоятельно в тетрадях. (1825 + 100 + 3 * 5 + 1= 1941)
№3 В 4 часа утра 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны начала бомбить наши города. Узнайте название пограничной крепости, на которую фашисты обрушили страшной силы огонь и которая не сдалась.
Задание: Продолжите числовой ряд, запишите буквы в порядке возрастания чисел:
-
11; 16; 21; 26; … ( 31 — Т)
-
2; 3; 6; 7; 10; 11;…;… (14 -Б; 15 — Р)
-
10; 11; 15; 16; 20; 21;…;… (25 -Е; 26 -С)
-
Б
Р
Е
С
Т
№4 Работа по группам. (Учитель читает текст)
(поставить в тексте недостаточные числа)
Все понимали, что не только храбрость армии, число пушек и искусство
маршалов определяют успешный ход военных действий: он в немалой степени
зависит от качества вооружения, его совершенства. Нужно было в кратчайшие
сроки создать технику, превосходящую вражескую по всем показателям.
1) Только для боевой авиации за годы войны нашими авиаконструкторами было
создано и модернизировано новых видов самолетов? ( 25 )
2) Моторостроителями вида авиационных двигателей? ( 23)
3) Конструкторами танков, образцов новых машин и самоходных
артиллерийских установок? ( 72)
Усилиями большой группы специалистов были выпущены прославленные реактивные установки-»катюши».
Выполните задания и дополните текст.
Решите уравнения:
1 группа: определите, сколько самолётов
10х-250=0
10х=250
х=250:10
х=25 (самолетов)
2 группа: определите виды авиационных двигателей
3 группа: определите, сколько новых машин и танков
об одном из таких орудий военврач-фронтовик Семин писал:
Говорит пехота: «Чистая работа!
Где ударит «Катя», фрицу не пролезть.
Воевать охота – говорит пехота-
Раз у нас такая пушка есть.
Влево и направо бьёт врагов на славу
Впереди – горячий бой.
Огненную лаву, на врагов ораву
Сыплет «Катя» щедрою рукой.
О каком оружии здесь говорилось? (Показ картинки).
Гитлер расчитывал на быструю победу, но на защиту своего отечества встал весь
народ от мала до велика. У врага под ногами горела земля. Никто без боя не сдавал ни один город, ни один населенный пункт.
№5 Вы уже слышали, ребята, о подвиге города Ленинграда ( сейчас это Санкт-Петербург), который 900 дней и 900 ночей находился в блокаде. Гитлер бросил туда огромные силы. Город полностью был отрезан от всей страны.
В городе не было топлива, не было электричества, воды. По городу ходила смерть, люди умирали от голод, но не сдались. На день каждому ленинградцу выдавали паек хлеба.
Задание: Найдите значение этого числового выражения и вы узнаете сколько (кг и грам) хлеба выдавали.
Решить на доске и в тетрадях:
(Показать кусочек хлеба весом 125гр)
Наш вами родной город Белгород тоже был оккупирован немцами. Полностью Белгород был освобожден от фашистских захватчиков в 1943г. А какого числа, вы узнаете, решив это уравнение.
Задание: решить на доске и в тетрадях
0,25х – 12,7 * 0,1=0
0,25х – 1,27=0
0,25х = 1,27
х=5,08 — 5 августа 1943г
Это произошло благодаря тому, что на нашей Белгородской земле произошло самое великое танковое сражение на станции Прохоровка; на прохоровском поле, которое называется третьим ратным полем Славы.
Началось это сражение 12 июля 1943г. В нем участвовало с двух сторон огромное количество танков и самоходных орудий.
Задание: Решите задачу и получите ответ на вопрос; сколько техники было в этом сражении.
Задача. Из 7,5 тонны металла можно сделать 3 танка. Сколько танков можно сделать из 3000 т металла? (отв.1200)
Прохоровская земля была изрыта взрывами и начинена осколками снарядов. В стихотворении Леонида Решетникова есть такие слова:
«Здесь столько рваного железа,
Так им пласты начинены,
Что, кажется, копни вдоль среза
Увидишь все слои войны».
Среди других военноначальников, участвующих в руководстве этим сражением, был наш земляк.
Узнайте его фамилию, решив эти примеры:
Задание: Найдите: 1) от 36 (18-В) 2) число, если его равны 15 (25-т)
от 76 (57-а) если его равны 25 (100-н)
20% от 120 (24-у) если его равны 14 (16-и)
57 | 25 | 24 | 25 | 16 | 100 | |
В | А | Т | У | Т | И | Н |
Да, это легендарный генерал Николай Фёдорович Ватутин, который родился в Валуйском районе в селе Чепухино.
В стихотворении «Прохоровское поле» о нём написаны строки:
В таком сраженье путь к победе труден,
И люди в штабах не смыкали глаз,
И час настал, прославленный Ватутин,
Отдал своим дивизиям приказ.
Ещё страшней пространство загудело,
Столбы земли, металла и огня
Взлетели к небу. Порохом горела
«Пантер» и «Тигров» толстая броня.
Закончилась война 9 мая 1945 года. Этот день – день великой Победы!
Да будет вечна наша память,
Как материнская слеза.
Забывчивым напомни, камень,
О том, что забывать нельзя!
Эти слова высечены на камне в память о людях, погибших в годы войны.
Устная работа: вычисли примеры и прочитай название памятника, на котором есть эти слова.
37 2= В
720 : 90= Ч
1 396= Е
22 10= О
5 18= Ь
48 : 12= Ы
11 4= Й
300 3= Н
240 : 3= Г
396 | 8 | 900 | 4 | 44 | |||||
В | Е | Ч | Н | Ы | Й | ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
80 | 220 | 900 | 90 | |
О | Г | О | Н | Ь |
Заключение. Итог урока.
В годы Великой Отечественной войны для того чтобы создать новое оружие, подготовить боевую операцию, надо было провести огромное число математических расчётов. А для этого надо было хорошо знать математику.
В совершенной российской армии не только командиру, но и солдату, на чтобы справляться со своими обязанностями, надо хорошо знать математику.
Сделай и ты все возможное для блага Отчизны! Помни, нет сейчас более возвышенной цели, чем беречь мир, добытый в огне четырехлетних сражений минувшей войны.