Чудаева Елена Владимировна, учитель математики,
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»,
г. Инсар, Республика Мордовия
Автор – Чудаева Елена Владимировна, учитель математики
Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» Республика Мордовия, город Инсар
Предмет — Алгебра и начала анализа
Класс – 10
Тема – Производная и её применение
Учебно-методическое обеспечение: «Алгебра и начала анализа 10-11», Колмогоров А.Н.
Время реализации занятий – 45 минут
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал для учащихся.
Авторский медиапродукт: Среда — Microsoft Office PowerPoint-2003.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала
Аннотация: Урок опирается на ранее полученные знания: понятие производной, ее физический и геометрический смысл. Учащимся известны правила дифференцирования: производная суммы и разности, произведения и частного, производная сложной функции, геометрический и физический смысл производной. На уроке предстоит систематизировать и обобщить имеющиеся знания, повторить применение производной при исследовании функции. Не предполагается рассматривать решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, не рассматривается решение практических задач (это материал следующего урока)
Место урока:
Урок 22. Обобщающий урок 1, по главе «Производная и её применение», из 25 уроков
Краткий конспект урока
Тип урока | Комбинированный |
Форма урока | Урок-практикум |
Цель урока | в углублении, обобщении, систематизации, закреплении полученных знаний. |
Задачи урока | 1. Сформировать у школьников мотивацию для продуктивной работы на уроке. 2. Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации. 3. Развивать у учащихся мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения). 4. Продолжать формировать у учащихся навыки работы в парах и группах. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | -
умение пользоваться опорными знаниями, для получения новых знаний; -
умение выделять существенные признаки и делать обобщения; -
навыки творческого подхода к решению задач повышенного уровня сложности; -
умение работать в парах и малых группах. |
Ход и содержание урока | I этап – Вводная беседа (мотивация: подготовка к зачету и контрольной работе по II главе) II этап – Актуализация знаний (повторение теоретического материала). -
Повторение понятия производной -
Повторение правил дифференцирования -
Повторение таблицы производных элементарных функций -
Разминка №1 (вычисление производных элементарных функций) -
Решение упражнений. Возможно несколько вариаций: по карточкам, с последующей взаимопроверкой, или решение у доски по учебнику №3 (а, б, в, г) (стр. 166, раздел «Вопросы и задачи на повторение») III этап – Повторение физического и геометрического смысла производной. -
Физический смысл производной -
Геометрический смысл производной -
Разминка №2 (геометрический смысл производной) -
Решение упражнений (механический смысл производной). Решение у доски по учебнику №7 (а, б) (стр. 167, раздел «Вопросы и задачи на повторение») -
Индивидуальные разноуровневые карточки. Пример карточки 1. Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью (моль). Найти скорость химической реакции через 2 секунды. Пример карточки 2. Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: и . Определить в какой момент времени скорости их будут равны Пример карточки 3. Тело, подброшенное вверх, движется по закону . Найдите: 1) Скорость тела в начальный момент времени; 2) Скорость при падении в момент соприкосновения с землей; 3) Наибольшую высоту подъёма тела. IV этап – Монотонность и экстремумы функции 1. Повторение понятий монотонность функции 2. Промежутки возрастания и убывания функции 3. Разминка №3 (признаки возрастания и убывания функции) 4. Решение упражнений. Решение у доски по учебнику №8 (а, б) (стр. 167, раздел «Вопросы и задачи на повторение») 5. Повторение понятия экстремумы функции. Точки максимума и минимума функции. 6. Разминка №4 (экстремумы функции) 7. Решение упражнений. Решение у доски по учебнику №9 (а, в) (стр. 168, раздел «Вопросы и задачи на повторение») V этап – Применение производной к решению задач 1. Разминка №5 (определение свойств функции по графику её производной) 2. Разминка 6 (пример применения производной для решения задач части «С» по материалам ЕГЭ прошлых лет) 3. Самостоятельная работа по вариантам (сдаются на проверку учителю). VIII этап – подведение итогов занятия, рефлексия. Обобщение материала. Игра «Веришь – не веришь» -
Функция возрастает на [-6; -2) и (-2; 18], значит, она возрастает на [-6; 18]. Верно ли? -
Производная функции в точке равна 0, значит — критическая точка. Верно ли? -
Производная функции не существует в точке , значит — критическая точка. Верно ли? -
Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли? -
Точка экстремума является критической точкой. Верно ли? |
Рефлексия деятельности на уроке | Что нового вы узнали на занятии? Чему вы научились? Какое у вас настроение в конце занятия? Можете ли вы пересказать материал урока однокласснику, пропустившему урок? |
Домашнее задание | №10 (а,б), стр. 168, раздел «Вопросы и задачи на повторение» |
Литература
-
Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2004.
-
Тематическое планирование, рабочая программа и дидактический материал к ней с сайта:
http://stat8.blog.ru/lr/09288fba1b0c837673e461e2378ddfa3