Чудаева Елена Владимировна, учитель математики,

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»,

г. Инсар, Республика Мордовия

Автор – Чудаева Елена Владимировна, учитель математики

Образовательное учреждение – Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» Республика Мордовия, город Инсар

Предмет — Алгебра и начала анализа

Класс – 10

Тема Производная и её применение

Учебно-методическое обеспечение: «Алгебра и начала анализа 10-11», Колмогоров А.Н.

Время реализации занятий – 45 минут

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал для учащихся.

Авторский медиапродукт: Среда — Microsoft Office PowerPoint-2003.

Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала

Аннотация: Урок опирается на ранее полученные знания: понятие производной, ее физический и геометрический смысл. Учащимся известны правила дифференцирования: производная суммы и разности, произведения и частного, производная сложной функции, геометрический и физический смысл производной. На уроке предстоит систематизировать и обобщить имеющиеся знания, повторить применение производной при исследовании функции. Не предполагается рассматривать решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений функции, не рассматривается решение практических задач (это материал следующего урока)

Место урока:

Урок 22. Обобщающий урок 1, по главе «Производная и её применение», из 25 уроков

Краткий конспект урока

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Урок-практикум

Цель урока

в углублении, обобщении, систематизации, закреплении полученных знаний.

Задачи урока

1. Сформировать у школьников мотивацию для продуктивной работы на уроке.

2. Развивать у учащихся умение пользоваться опорными знаниями в нестандартной ситуации.

3. Развивать у учащихся мышление (умение выделять существенные признаки и делать обобщения).

4. Продолжать формировать у учащихся навыки работы в парах и группах.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

  • умение пользоваться опорными знаниями, для получения новых знаний;

  • умение выделять существенные признаки и делать обобщения;

  • навыки творческого подхода к решению задач повышенного уровня сложности;

  • умение работать в парах и малых группах.

Ход и содержание урока

I этап – Вводная беседа (мотивация: подготовка к зачету и контрольной работе по II главе)

II этап – Актуализация знаний (повторение теоретического материала).

  1. Повторение понятия производной

  2. Повторение правил дифференцирования

  3. Повторение таблицы производных элементарных функций

  4. Разминка №1 (вычисление производных элементарных функций)

  5. Решение упражнений. Возможно несколько вариаций: по карточкам, с последующей взаимопроверкой, или решение у доски по учебнику №3 (а, б, в, г) (стр. 166, раздел «Вопросы и задачи на повторение»)

III этап – Повторение физического и геометрического смысла производной.

  1. Физический смысл производной

  2. Геометрический смысл производной

  3. Разминка №2 (геометрический смысл производной)

  4. Решение упражнений (механический смысл производной). Решение у доски по учебнику №7 (а, б) (стр. 167, раздел «Вопросы и задачи на повторение»)

  5. Индивидуальные разноуровневые карточки.

Пример карточки 1.

Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостьюКонспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс (моль). Найти скорость химической реакции через 2 секунды.

Пример карточки 2.

Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс и Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс. Определить в какой момент времени скорости их будут равны

Пример карточки 3.

Тело, подброшенное вверх, движется по закону Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс. Найдите:

1) Скорость тела в начальный момент времени;

2) Скорость при падении в момент

соприкосновения с землей;

3) Наибольшую высоту подъёма тела.

IV этап – Монотонность и экстремумы функции

1. Повторение понятий монотонность функции

2. Промежутки возрастания и убывания функции

3. Разминка №3 (признаки возрастания и убывания функции)

4. Решение упражнений. Решение у доски по учебнику №8 (а, б) (стр. 167, раздел «Вопросы и задачи на повторение»)

5. Повторение понятия экстремумы функции. Точки максимума и минимума функции.

6. Разминка №4 (экстремумы функции)

7. Решение упражнений. Решение у доски по учебнику №9 (а, в) (стр. 168, раздел «Вопросы и задачи на повторение»)

V этап – Применение производной к решению задач

1. Разминка №5 (определение свойств функции по графику её производной)

2. Разминка 6 (пример применения производной для решения задач части «С» по материалам ЕГЭ прошлых лет)

3. Самостоятельная работа по вариантам (сдаются на проверку учителю).

VIII этап – подведение итогов занятия, рефлексия.

Обобщение материала. Игра «Веришь – не веришь»

  1. Функция возрастает на [-6; -2) и (-2; 18], значит, она возрастает на [-6; 18]. Верно ли?

  2. Производная функции в точке Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 классравна 0, значит Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс — критическая точка. Верно ли?

  3. Производная функции не существует в точке Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс, значит Конспект урока по Математике "Производная и её применение" 10 класс — критическая точка. Верно ли?

  4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли?

  5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли?

Рефлексия деятельности на уроке

Что нового вы узнали на занятии?

Чему вы научились?

Какое у вас настроение в конце занятия?

Можете ли вы пересказать материал урока однокласснику, пропустившему урок?

Домашнее задание

№10 (а,б), стр. 168, раздел «Вопросы и задачи на повторение»

Литература

  1. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2004.

  1. Тематическое планирование, рабочая программа и дидактический материал к ней с сайта:

    http://stat8.blog.ru/lr/09288fba1b0c837673e461e2378ddfa3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here