Описание ресурса:

Разработка урока

Название программы, УМК

Математика 6 класс, И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович

Рабочая тетрадь №2 математика 6 класс, И.И.Зубарева

Тема урока:

Пропорциональность величин (урок «открытия» нового знания)

Класс или возраст уч-ся

6 класс

Учитель:

Барабаш Елена Анатольевна, учитель математики

Образовательное учреждение:

МБОУ «Корчинская сош»

Материально-техническое обеспечение урока

Компьютер

Проектор

Презентация учителя для урока

Лист самооценки у каждого ученика (приложение 1)

Таблица целеполагания у каждого ученика (приложение 2)

Бланк самостоятельной работы у каждого ученика (приложение 3)

Жёлтые круги у каждого ученика

Цели

Образовательные:

Создать условия учащимся:

— для самостоятельного формулирования понятий прямо и обратно пропорциональных

величин;

— для формирования умения приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин

и устанавливать вид зависимости между величинами;

— для умения применять соответствующие знания по математике в жизни.

Развивающие:

Создать условия:

для формирования у учащихся умений самостоятельно определять цели своего обучения на

уроке, ставить и формулировать для себя новые задачи, планировать пути достижения целей;

— для развития умения определять и объяснять понятия; — для развития умения работать самостоятельно, умения сравнивать, обобщать и

делать выводы;

— для развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

— для развития навыков самоконтроля, адекватной самооценки.

Воспитательные:

Создать условия:

для воспитания дисциплинированности на уроке через вооружение учащихся

техникой учебной работы;

-для критического отношения к своему труду;

-для воспитания внимательного отношения учащихся друг к другу при работе на уроке.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока

Деятельность

Название

Цель

Учителя

Учащихся

1.Организационный момент

(1мин)

Создать положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке.

«Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок».

Ребята, у вас на партах у каждого лежит желтый круг, нарисуйте на нем улыбку и подарите соседу, пожелайте друг другу хорошего настроения.

Учащиеся выполняют команды учителя.

2.Актуализация знаний

(4 мин)

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания

Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания.

1.Сегодня у нас будет новая тема, а какая не скажу, вы догадаетесь сами, оставьте пустую строчку для записи темы.

2.А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Отношения и пропорции».

Слайд 1. Ответьте на вопросы математического диктанта:

«Да» и «нет» не говорите,

А значком изобразите.

«Да» значком «+», нет значком «-».

Верно ли, что…

1) Отношение двух чисел — это произведение одного из них на другое?

2)Верное равенство двух отношений называют

пропорцией?

3)Произведение крайних членов пропорции

равно сумме её средних членов?

4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию?

5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют средними,

а числа n и p называют крайними членами пропорции?

6)Является пропорцией данное равенство: 8:5=4:2,5?

7)Можно составить пропорцию из чисел 4,9,12 и 27?

8)Пройденный путь пропорционален времени движения

когда скорость постоянна?

9)Рост человека пропорционален его возрасту?

3. Слайд 2.Проверка диктанта, на слайде правильный ответ:

— + — + — + + + —

4.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. (№8 и №9 не учитывать)

2.Учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные высказывания, «-» неверные.

3.Учащиеся самостоятельно проверяют, верно, ли выполнено задание, выясняется, что с №8 и №9 дети не справились.

4.Заполняют лист самооценки.

3.Проблемное объяснение нового знания

(20 мин)

Зафиксировать  причину затруднения.

Организовать уточнение и согласование темы урока.

Сформулировать и согласовать цели урока.

Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Соотнести новое знание с правилом в учебнике. 

Организовать фиксацию преодоления затруднения.

1.Почему не смогли ответить на последние два вопроса?

2.Ребята, кто догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать? Слайд 3.

3.Предлагает заполнить таблицу целеполагания: Слайд 4

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Умею

Не умею

Хочу нау

читься

Что такое прямо и обратно пропорциональные величины

Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью

Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин

Устанавливать вид зависимости между величинами

Где в жизни применяется пропорциональность величин

4.Предлагает обсудить задачи урока

5. Дети, вспомните формулу, которой описывается движение. Слайд 5

6.Если скорость будет постоянной, например, 95 км/ч, то какой формулой можно записать такое движение?

7.Что будет происходить с S, если t будет увеличиваться, а скорость останется постоянной?

8.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.1 стр.80 в рабочей тетради.

9.Итак, какой вывод можно сделать? Слайд 6

10.Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и пути?

11.Рассмотрим теперь случай движения различного транспорта между двумя городами, расстояние между которыми 750 км, какой формулой запишем такое движение? Слайд 7

12.Что будет происходить с t, если V будет увеличиваться?

13.Давайте проверим ваши предположения, для этого выполните № 35.3 стр.81 в рабочей тетради. Какой вывод можно сделать? Слайд 8

14/1. Можно ли составить пропорцию из соответствующих значений времени и скорости?

А что можно сказать об отношении значений скорости и отношении соответствующих им значений времени?

14/2.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько заданий выполнили верно.

15.Как вы думаете, какую из пар величин: время и путь или время и скорость можно назвать пропорциональными, а какую обратно пропорциональными величинами и почему? Попробуйте сформулировать свойства, которыми обладает каждая из пар величин. Слайд 9

16.Сверьте свои предположения с учебником с.231 и с.233

17.Итак, вернёмся к математическому диктанту, задание №8 и №9. Верно ли, что

8)Пройденный путь пропорционален времени движения

когда скорость постоянна?

9)Рост человека пропорционален его возрасту?

Объясните почему?

1.Не знаем, как определять пропорциональность величин.

2.Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин» и записывают в тетрадь.

3.Отмечают в таблицах целеполагания что уже знают, что умеют делать (плюсами или «галочками»), что не знают, хотят узнать и чему хотят научиться.

4.Проговаривают свои результаты работы с таблицей целеполагания, выделяют задачи на урок.

5.S=V*t

6.S=95*t

7.Тоже увеличится.

8.Работают в парах.

9.При увеличении времени в несколько раз, путь увеличивается во столько же раз.

10. Да, например, =

11.750=V*t

12.Время будет уменьшаться.

13.Дети выполняют задание и формулируют вывод:

при увеличении скорости в несколько раз, время уменьшается во столько же раз.

14/1. Нет

Это взаимно-обратные числа, т.к.

* =1

14/2. Заполняют лист самооценки.

15. Дети, работая в группах, делают предположение о том, как называются данные величины и формулируют свойства. Представляют свои выводы для обсуждения другим группам.

16. Работа с учебником, удостоверяются, что их выводы сделаны верно.

17. Теперь мы знаем, что путь и время пропорциональны, а рост и возраст человек не пропорциональны. Объясняют почему.

4.Физкультминутка (1 мин)

Снять усталость и напряжение учащихся, улучшить внимание.

Слайд 10

Говорит о том, что в Сочи недавно прошла XII Олимпиада по зимним видам спорта. Предлагает под музыку имитировать движения каждого олимпийского вида спорта.

У кого лучше получится?

Дети включаются в соревнование, придумывают движения.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

(7 мин)

Организовать усвоение детьми новых правил с их проговариванием во внешней речи:

— фронтально,

— в парах.

1.Итак, вернемся к нашей теме урока, проговорите друг другу в парах, какие величины называются прямо пропорциональными, а какие обратно пропорциональными?

2.Выполните устно №1041

3. А теперь самостоятельно придумайте пары величин, которые являются прямо пропорциональными, обратно пропорциональными и которые не являются ни теми, ни другими.

4. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами.

1.Проговаривают

2. Цепочкой друг за другом отвечают на вопросы задания.

3.Работают в парах и озвучивают классу свои примеры, класс соглашается или оспаривает неверные примеры.

4. Заполняют лист самооценки.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

Организовать самопроверку самостоятельной работы.

По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

1. Слайд 11.Предлагает выполнить самостоятельную работу:

Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие – обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими:

А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене),

Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади),

В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности),

Г) рост человека и его возраст,

Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости),

Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета.

Проверка Слайд 12.

2. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно.

3. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока с целью ликвидации пробелов знаний учащихся.

1.Выполняют и проверяют.

2. Заполняют лист самооценки.

7.Итог урока

(7 мин)

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Где в нашей жизни может пригодиться знание о пропорциональности величин?

2.Предлагает детям взять таблицу целеполагания и проанализировать, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке?

3.Возьмите лист самооценки, спросите у своего напарника, сколько баллов он вам поставит за работу в паре. Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке. Слайд 13

Набрано баллов

Оценка деятельности на уроке

20-23

Я работал (а) отлично

15-19

Я работал (а) хорошо

10-14

Я работал (а) удовл

Менее10

Нужно ещё поработать над темой

4.Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь №2 стр.81

35.2 и № 35.4, стр.235 учебник Контрольные вопросы №1, №2. Тем, кто работал отлично на уроке выполнить любые 2 задания, кто хорошо – любые 3 задания, остальным все — задания. Слайд 14

1.Дети предлагают свои версии о том, как может в жизни использоваться знание о пропорциональности величин.

2. Каждый высказывается о выполнении или невыполнении своих целей.

3.Заполняют листы самооценки и делают выводы о своей деятельности на уроке.

4.Записывают дом.задание, если что непонятно, задают вопросы.

Приложение 1 Лист самооценки______________________________

Критерии самооценки

Кол-во баллов

I Математический диктант.

Поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. ( №8 и №9 не считать)

II Работа в рабочей тетради.

1.Правильно выполнили №35.1 — 1б.

2. Правильно выполнили №35.3 – 1б.

III Привести примеры пар величин с заданными свойствами.

Поставьте себе столько баллов, сколько придумали верных пар величин с заданными свойствами.

IV Самостоятельная работа

Поставьте себе столько баллов, сколько пар величин распределили в соответствии с их названием верно.

V Работа в паре

Поставьте себе столько баллов, сколько ваш напарник вам поставил за совместную работу в паре (от 2б. до 5б.)

Итого баллов:_______________

Набрано баллов

Оценка деятельности на уроке

20-23

Я работал (а) отлично

15-19

Я работал (а) хорошо

10-14

Я работал (а) удовл

Менее10

Нужно ещё поработать над темой

Приложение 2

Таблица целеполагания.

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Умею

Не умею

Хочу научиться

Что такое прямо и обратно пропорциональные величины

Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью

Приводить примеры прямо и обратно пропорциональных величин

Устанавливать вид зависимости между величинами

Где в жизни применяется пропорциональность величин

Приложение 3. Самостоятельная работа:

Какие из следующих величин являются прямо пропорциональными, какие – обратно пропорциональными, а какие не являются ни теми, ни другими:

А) стоимость товара и его количество (при постоянной цене),

Б) длина и ширина прямоугольника (при постоянной площади),

В) объём выполненной работы и время работы (при постоянной производительности),

Г) рост человека и его возраст,

Д) цена и количество товара (при постоянной стоимости),

Е) расстояние по железной дороге и стоимость билета.

Прямо пропорциональные

Обратно пропорциональные

Ни те, ни другие

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here