Урицкая средняя школа
Конспект открытого урока по математике для 1 класса
«Путешествие по сказкам»
Учитель нач. кл. Крывшич Н.Н.
П.Сарыколь.
« Путешествие по сказкам»
Цель:
— совершенствовать навыки количественного и порядкового счета;
— довести до сознания детей закономерность: если стало больше, значит, прибавляли; если стало меньше, значит, вычитали;
— повторить состав чисел 4, 5, 6, 7;
— развивать логику, мышление, внимание, воображение;
— воспитывать аккуратность, самостоятельность;
— прививать любовь к литературе.
Оборудование:
— картинки с изображением сказочных героев;
— таблица с математическими правилами;
— таблицы с составом числа;
— геометрический материал;
— “Веселый поезд” (круговые примеры).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
— Ребята, девиз нашего урока: “Считай, смекай, отгадывай”. Урок – необычный. К нам сегодня пришли ваши старые знакомые — герои сказок и мультфильмов. Пришли они не с пустыми руками. Они все с собой принесли для вас математические задания. Сегодня мы совершим путешествие по сказкам, а по каким, вы сами будете называть. И так, угадайте, как зовут нашего первого гостя.
III. Устный счет.
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Но любил папаша сына!
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? ( Буратино)
а) — Буратино уже ходил в школу к Мальвине. Но там он не изучил математические правила, которые успели выучить вы. Давайте ему расскажем их (на доске таблица).
а + 1 (если к числу прибавить 1, то получится следующее число)
а – 1 (если из числа вычесть 1, то получится предшествующее число)
а – а (если из числа вычесть это же число, то получится 0)
а + 0 (если к какому-то числу прибавить 0, то получится это же число)
а — 0 (если из какого-то числа вычесть 0, то получится это же число)
в) — Угадайте следующего нашего гостя.
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
— Карлсон приготовил для вас игру, но чтобы с ней справиться, нам надо вспомнить состав чисел 4, 5, 6, 7 (таблички в виде домиков данных чисел).
Игра “Угадай-ка”.
4+3=7 (слагаемые перевернуты, дети отгадывают, какие там могли спрятаться числа. После того, как угадали, дети читают пример разными способами).
IV. Работа в тетрадях.
— Отгадайте, из какой сказки следующий наш гость?
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (“Три поросенка”)
— Но к нам сегодня пришел на урок только Нуф-Нуф, т. к. он себе летом построил дом из камней, а его братья – Ниф-Ниф и Наф-Наф, с наступлением холодов замерзать стали, вот и не смогли прийти к нам в гости. Они утепляют сегодня свои домики. Ведь зима-то не за горами.
Нуф-Нуф хочет посмотреть ваши тетрадочки. Давайте покажем ему, как мы уже научились писать.
— Посмотрите, что у вас прописано? (Числа 67 и 76).
— Дайте характеристику каждого числа.
— Из каких цифр состоит?
— Почему называют двузначным?
— Чем эти числа похожи и чем отличаются друг от друга?
V. Арифметический диктант.
— Отгадайте загадку.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост-краса,
А зовут ее ….(лиса).
— Вы много знаете сказок. Вспомните названия тех сказок, где одной из героинь является лиса. (Дети называют сказки).
— Лиса у нас не простая, а математическая. Она приготовила для вас очень трудное задание. Сейчас будем писать арифметический диктант.
Дети открывают тетради со словами:
Я тетрадочку открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
а) — Какое число предшествует числу 6?
— Какое число следует за числом 6?
— 3 увеличить на 1.
— 7 уменьшить на 2.
— запишите число, которое на 2 больше 4.
— чему равна сумма чисел 5 и 2.
— первое слагаемое 3, второе – такое же. Запишите сумму.
в) Взаимопроверка.
VI. Физкультминутка.
— Посмотрите, ребята, кто это к нам пришел? (утята). Они очень любят петь и танцевать. Сегодня они приглашают вас на танец маленьких утят. (Танец утят под музыку).
VII. Решение примеров и неравенств.
— Следующая наша гостья, прежде чем попасть к нам на урок, очень испугалась в лесу. Она со страха даже имя свое забыла. Давайте подскажем, как ее зовут.
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое
Ну-ка, скажи нам имя ее. (Красная Шапочка)
— Красная Шапочка принесла с собой примеры и неравенства. Сейчас мы их будем решать. Надо записать их в два столбика. В первом будут равенства, а во втором — неравенства.
7-1*6 | |
2+2*4 | 2+2*6 |
7-1*5 | 3+2*7 |
2+2*6 | 4-1*3 |
VIII. Работа с геометрическим материалом.
— К нам спешит веселый друг и поет песенку.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
У меня румяный бок
А зовусь я… ( Колобок).
— Какой формы наш Колобок?
— А какие еще вы знаете геометрические фигуры?
— Колобок сам с виду то простоват, а задание приготовил трудное. Вам надо в ромбике провести один отрезок так, чтобы:
1-ый ряд – получилось два треугольника.
2-ой ряд – получился один треугольник и многоугольник.
3-ий ряд – получилось два четырехугольника.
IX. Итог урока.
— Наш урок подходит к концу. Нашим сказочным героям пора возвращаться в свои сказки, да вот беда, у поезда вагоны перепутались и теперь надо помочь машинисту собрать состав. Для этого нам необходимо решить круговые примеры.
4+2 6 – 1 | 5 – 4 | 1+3 | 4 – 2 | 2+5 |
— Почему в ответе получилось 7? (потому что примеры круговые)
— Прочитайте, какое слово получилось? (Молодцы!)