Фролова С. Г.

учитель математики МКОУ «Лицей»

г. Калачинск

Тема. «Урок — деловая игра».

Воспитание ребёнка непрерывный процесс, он включает в себя как учебное время так и внеурочное время. На своих уроках мы с вами не только учим, но и воспитываем. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока.

Необходимо более тесно связывать уроки с жизнью, с жизненной практикой. На уроках математики мы это можем сделать. Например, когда я изучаю тему «Задачи на движение» в 5-6 классах, я провожу обязательно урок по правилам дорожного движения. Сейчас очень много можно найти задач, на которых можно повторить различные дорожные ситуации, вспомнить правила перехода дороги и многое другое. Дети с интересом решают такие задачи и повторяют правила дорожного движения. Также на своих уроках я использую метод проектов в старших классах и элементы метода проектов в средних классах. В 5-6 классе при изучении темы «Решение комбинаторных задач», в 9 классе при изучении темы «Движение» по геометрии, при изучении темы «Логарифмы» в 11 классе.

Сейчас задачи практической направленности включены в тесты ГИА и ЕГЭ. Поэтому необходимо учить решать задачи такого вида. Этому я учу на уроках, проводимых в виде деловой игры. Такие уроки можно провести по темам «Решение задач на проценты», «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9 классе, «Решение практических задач на вычисление площадей прямоугольника и квадрата» в 6 классе.

Деловая игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В ходе такого урока развивается практическая направленность задач, дети учатся решать задачи, которые им пригодятся на практике, в жизни, развивается умение работать в группе, умение вести дискуссию, развиваются практические навыки, воспитываются коммуникативные компетенции, творческие способности учащихся. Хочу привести пример такого урока в 6 классе.

Тема: «Решение практических задач»

Цели урока.

Образовательные:

— обобщить и систематизировать знания о вычислении площадей прямоугольников и квадратов;

— повторить формулы площадей и периметров прямоугольника и квадрата;

— совершенствовать навыки решения задач на применение данных формул;

— показать практическую направленность данных задач.

Развивающие:

— развивать умение дискуссионной и групповой работы;

— развивать опыт социального опыта учащихся в процессе деловой игры;

— развивать практические навыки учащихся при выполнении бланков заказа.

Воспитательные:

— развитие коммуникативных компетенций;

— формирование умений мыслить системно, находить творческий подход в своей работе.

Оборудование:

-мультимедийный проектор;

— компьютер;

— документ-камера;

— прайс-лист;

— бланки заказов;

Этапы урока.

  1. Подготовительный этап.

Презентация. Повторение формул. Тема и цель урока.

  1. Деловая игра.

Получение бланков заказов. Выполнение работы. Презентации работ.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

Класс предварительно разбит на 4 группы по 5-6 человек в группе. Каждая группа представляет строительную фирму.

Вступительное слово учителя.

Мы сегодня проводим урок в виде деловой игры. Давайте напомним, что такое деловая игра?

Кадр презентации.

Деловая игра – это процесс, в котором на основе итогового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни.

Чему будет посвящена игра вы мне скажете, просмотрев видеоролик.

Кадр видеоролика.(Реклама ремонта)

Итак, чему будет посвящена наша деловая игра? Ремонту.

Ребята, а у вас дома у кого-нибудь идет ремонт?

Побывав на данной игре вы, можете помочь своим родителям в расчетах сметы на покупку строительных работ и выполнению этих работ.

Итак, каждая группа — это строительная фирма №1, №2, №3, №4.Вы получаете бланки заказов от семьи, которая хочет дома провести ремонт. Ваша задача просчитать, сколько денег должна заплатить семья за ремонт и работу какого- либо объекта.

Для выполнения работ нам необходимо повторить некоторые формулы.

Кадр презентации.

Формулы периметра и площади прямоугольника и квадрата.

Определение процента числа.

А теперь приступаем к работе. В ходе игры вы должны максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения поставленной задачи. В конце работы вы должны предоставить презентацию ваших расчетов.

Деловая игра.

Фирма №1.

Бланк заказа.

Семье необходимо отремонтировать комнату прямоугольной формы, размеры 5*3*2,5м.

На рисунке указана модель комнаты. Необходимо просчитать, сколько денег потребуется заплатить за обои для комнаты, клей, за работу по наклейке обоев. Рулон обоев имеет размеры 5о см * 10 м.. В комнате имеется дверь размерами 1м*2м и окно размерами 1,5 м* 1,5 м. Цены указаны в прайс-листе.

Фирма №2.

Бланк заказов.

Семье необходимо отремонтировать кухню. Кухня имеет пол прямоугольной формы размеры 4*2 м. Требуется покрасить пол на 2 слоя краски . Расход краски 150 г на 1 м кв. Наклеить потолочную плитку размером 50*50 см. В обрезки плитки уходит 10% площади. Нужно просчитать, сколько семья заплатит за ремонт кухни, включая работу и клей для наклеивания плитки. Цены в прайс- листе.

Фирма №3.

Семье необходимо облицевать кафельной плиткой стены ванной комнаты. Размеры 2*2*2,5 м. Ванной комнате имеется дверь, размеры которой 80*2 м. Кафель имеет форму прямоугольника размерами20*30см. Отходы кафеля при работе составляют 15%. Нужно просчитать, сколько семья заплатит за кафель, клей 2 пакета и выполненную работу. Цены в прайс-листе.

Фирма №4.

Семье необходимо постелить паркет в прихожей комнате. Размеры прихожки 3*1,5 м и приклеить плинтус. Паркет имеет форму прямоугольника размером 30*40см. В отходы уходит 8% от площади прихожей комнаты. Плинтус длиной 2,5 м. Клей 1 пакет. Нужно просчитать, сколько семье потребуется денег для покупки паркета, плинтусов, клея и выполненную работу.

Презентация работ. Показываем результаты через документ-камеру.

Итог урока. Чему вы сегодня научились? Теперь вы можете своим родителям, бабушкам, дедушкам помочь в расчете, сколько, например, обоев нужно на комнату купить, как просчитать количество денег на ремонт и т. д.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Просчитайте, сколько рулонов обоев нужно купить для ремонта вашей комнаты. Расчеты сверьте со своими родителями.

Прайс-лист цен строительных материалов

Наименование товара Цена (рубл) Количество

Потолочная плитка 60 руб. 1 шт

Размер 50*50 см

Краска половая 130 руб 1 кг

Обои 150 руб 1 рулон

Паркетная плитка

Размер 30*40 см 110 руб 1 шт

Кафель

Размер 20*30 см 40 руб 1 шт

Плинтус

Длина 2,5 м 100 руб 1 шт

Клей обойный 200 руб 1 пачка

Клей для потолочной 300 руб 1 пакет

плитки

Клей для кафеля 250 руб 1 пакет

Клей для плинтуса 150 руб 1 пачка

Прейскурант цен на стоимость услуг (за 1 м квадратный)

Покраска пола — 30 руб

Укладка кафеля — 120 руб

Наклеивание обоев—50 руб

Наклеивание потолочной плитки – 40 руб

Приклеивание плинтуса—50 рубл шт

Укладка паркета—120 руб

Фирма №1

Площади стен: 1)

2)

3)

4)

Всего метров кВ:

Площадь двери:

Площадь окна:

Всего метров кв.:

Отходы:

Площадь 1 рулона обоев:

Количество рулонов:

Цена за обои:

Работа:

Клей цена:

Всего:

Фирма №2

Площадь пола:

Расход краски на 1 слой:

Расход краски на 2 слой:

Всего краски:

Количество банок краски:

Цена за краску:

Работа за покраску:

Площадь потолка:

Площадь плитки:

Отходы:

Всего площадь с отходами:

Размер плитки:

Количество плитки: цена за плитку:

Клей для наклеивания плитки цена:

Работа

Всего:

Фирма №3

Площадь стен:

1)

2)

3)

4)

Всего площадь стен:

Площадь двери:

Всего площадь стен без двери:

Отходы:

Площадь стен с отходами:

Площадь кафеля:

Количество штук:

Цена за весь кафель:

Работа:

Клей для кафеля:

Всего:

Фирма №4

Площадь пола:

Площадь 1 паркетины:

Отходы:

Количество штук:

Цена за паркет:

Цена за работу:

Периметр пола:

Количество штук плинтусов:

Цена за плинтуса:

Цена за наклейку плинтуса:

Всего:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here