Учитель: Мигунова Н.П.
Предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: «Решение задач»
Единица содержания: способы и методы решения текстовых задач
Цель:
обучающий аспект:
— повторить
способы нахождения величин больше заданных на сколько-то единиц или во сколько-то раз;
арифметические и алгебраические способы решения задач;
метод уравнивания, метод частей;
— уметь различать и применять разные способы (арифметический и алгебраический) и разные методы (частей и уравнивания) для решения ключевых и комбинированных задач.
развивающий аспект:
— развивать грамотную математическую речь (введение в активную лексику выражений: «метод уравнивания», «метод частей», «анализ условия», способы решения»)
— развивать логическое мышление при определении зависимостей между данными и искомыми величинами в задаче, при составлении графической схемы по условию задачи;
— развивать абстрактное мышление при составлении и решении уравнений.
— развивать умение анализировать условие, сравнивать и строить аналогии при выборе метода решения в зависимости от условия задачи
— понимать необходимость учиться решать задачи
— понимать значение математики для развития мышления.
воспитывающий аспект:
— воспитывать у учащихся культуру интеллектуального математического труда во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества,
— воспитывать добросовестность, организованность, максимальную работоспособность на уроке.
Тип урока: урок комплексного применения знаний
Этапы урока:
— подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;
— применение знаний;
— подведение итогов урока и рефлексия;
— информация о домашнем задании.
Граница знания — незнания
Не знают | |
Методы решения задач: метод частей и метод уравнивания; Умеют применять эти методы при решении ключевых задач;
| Как осуществить поиск решения задачи Алгебраический способ решения задач (составлением уравнения) вызывает у некоторых учащихся затруднения. |
Необходимое оборудование: компьютер, интерактивная доска, документ-камера, доска для маркеров, маркеры, меловая доска
Необходимый учебный комплект: учебник «Математика-5» авторы Виленкин Н.Я. и др.
Раздаточный материал: тексты задач; технологическая карта урока
Ресурсы урока: слайды, созданные в программе Smart Board»
Ход урока:
Время | |||
Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний Метод: словесный (в форме диалога) — по источнику передачи и восприятия информации Форма работы: фронтальная | 2 мин.
| ||
Деятельность учителя Постановка вопросов: Что мы делали на прошлом уроке? Как мы это делали?
Какими способами мы решали задачи? Чем отличаются эти способы? Учитель на доске записывает: Способы решения
арифметический алгебраический
Методы решения
метод частей метод уравнивания
| Деятельность учащихся
Ответ: Решали задачи Ответ: Мы использовали метод уравнивания и метод частей. Ответ: арифметическим и алгебраическим Ответ: при арифметическом способе мы решаем задачу по действиям, а при алгебраическом составляем уравнение. | ||
Задача: актуализация опорных знаний и умений Метод: репродуктивный, наглядный — по источнику передачи и восприятия информации Форма работы: индивидуально — фронтальная | 4 мин.
| ||
Деятельность учителя Вычислите устно. Задания заранее кратко записаны на доске:
А) одно число х, а второе в 5 раз больше. Чему равно второе число? Б) Одно число а , а другое на 34 больше. Чему равно другое число?
Вопросы:
Учитель записывает на доске: Если дано меньшее число и «Больше на…» — плюс, «Больше в …» — умножение
| Деятельность учащихся Учащиеся записывают ответы на блокнотиках и показывают учителю
Костюм – 4500 руб
Б) а+34
Ответы:
| ||
Задача: обеспечение мотивации Метод: частично поисковый (самостоятельная формулировка проблемы) Форма работы: фронтальная | 6 мин.
| ||
Деятельность учителя 1.Сейчас я вам прочту отрывок из книги Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» Определите, какая проблема поставлена в этом отрывке? Читает первую часть отрывка из книги (См. приложение) 2. А у вас всегда получается решить задачу? 3. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
4.Задание: Помогите Вите решить задачу
5.Давайте посмотрим, удалось ли Вите решить задачу Учитель читает вторую часть отрывка и показывает иллюстрации на слайде
6.Вопросы:
| Деятельность учащихся
Дети слушают и определяют проблему: Витя не умеет решать задачи.
Тема нашего урока: «Учимся решать задачи»
Один ученик у доски рисует схему и показывает решение, используя метод частей Условие: Мальчик и девочка вместе сорвали 120 орехов. Сколько орехов собрал каждый, если девочка собрала в 2 раза меньше мальчика? Схема: д 120 евочка
мальчик
Решение: это задача на части. Её можно решить арифметическим способом
Ответы:
| ||
Задача: обеспечение принятия цели учебно-познавательной деятельности Форма работы: фронтальная Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки)
| 2 мин.
| ||
Учитель задаёт вопросы:
Заполните схемы в технологической карте урока: способы и методы решения (см. приложение)
|
Учащиеся заполняют технологическую карту урока
| ||
Физминутка Игра «Капитаны» Задача: динамическая пауза, смена вида деятельности, переключение внимания. Метод: репродуктивный, наглядный Форма работы: фронтальная | 2 мин. | ||
Этап применения знаний |
| ||
Метод: поисковый Форма работы: групповая | 3 мин. | ||
Деятельность учителя Задача: прочитать условия задач и разделить эти задачи на две группы в зависимости от методов их решения. В таблице номера задач из первой группы записать в один столбик, а номера задач из второй группы записать в другой столбик. Условия задач
По какому принципу вы разделили задачи? Учитель на интерактивной доске «распределяет» задачи по разным столбикам
| Деятельность учащихся Обсуждая задачи, выполнят задание
Учащиеся отвечают как и по какому принципу они разделили задачи. Одна задача не попала ни в один столбик, так как она комбинированная. В ней содержатся понятия «больше на..» и «больше в…»
| ||
Решить задачи двумя способами: арифметическим и алгебраическим
Кусок полотна в 124 метра надо разрезать на две части так, чтобы длина одной части была на 12 м больше другой. По сколько метров полотна будет в каждой части?
Кусок ткани длиной 48м надо разрезать на две части так, чтобы одна из них была в 3 раза больше другой.
В первой бригаде рабочих в 2 раза меньше, чем во второй, а в третьей на 5 человек больше, чем в первой и второй вместе. Всего в трёх бригадах работают 215 человек. Сколько рабочих в каждой бригаде?
Задача: использование знаний в знакомой и изменённой ситуациях Методы: репродуктивный и поисковый. Форма работы: групповая | 15 мин. | ||
Деятельность учителя Организация работы в группах. Напоминает правила работы в группе
Вопросы:
Если бы Витя Малеев решал задачи также как вы, он бы справился с домашним заданием намного быстрее. | Деятельность учащихся Работают в группах и выполняют задания
Ответы:
| ||
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе | |||
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своей работы по достижению цели урока (мотивации, способов деятельности, эмоционального состояния) Метод: продуктивный Форма работы: фронтальная | 6 мин. | ||
Показатели РРЭ: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности (Ответы на вопросы, самостоятельные выводы, формулировки)
|
| ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Организация рефлексии. Повторение цели урока. Научиться решать задачи. Выделить этапы решения задачи и определить, что нам может помочь при решении задачи
Главное: этапы решения задачи Что поможет при решении задачи? Давайте выделим этапы решения задачи:
Рефлексия по содержанию учебного материала Закончить предложение: При решение задач мы используем разные….. и разные методы…. Знание методов и способов решения задачи…..
Рефлексия собственной деятельности – закончить предложение: сегодня на уроке я …..(занимался, участвовал, научился)
Рефлексия эмоционального состояния – «Погода на уроке»
|
Определение личной комфортности на уроке.
| ||
Этап информации о домашнем задании | 2мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Обеспечение понимания учениками цели и содержания д/з, проверка правильности записи. 1.Решить оставшиеся задачи любым способом 2. Составить памятку для Вити «Как решать задачу»
| Записывают домашнее задание в дневник, просматривают его в соответствии с комментариями учителя. | ||
Показатели РРЭ: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания каждым учеником в соответствии с его уровнем развития. |