Урок математики в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века»
Учитель начальных классов – Тарасян М.А.
Тема урока: Скорость движения.
Цели: ввести понятие «скорость движения»
Задачи:
Образовательные:
-создать условия для осмысления детьми понятия «скорость движения»;
— содействовать развитию практических навыков работы с величинами;
— обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные :
— воспитывать самостоятельность;
— воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою Родину.
Развивающие :
— развивать интерес к предмету, логическое мышление, математическую речь;
— расширять кругозор и словарный запас;
— активизировать познавательную деятельность у учащихся .
Оборудование:
-
Проектор.
-
Слайды в компьютере.
-
Карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
-
Орг. Момент
– Здравствуйте, ребята.
Прочитайте девиз нашего урока. «Где есть желание, найдется путь!»
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Путь к чему? (к знаниям)
-Да, сегодня у нас будет много открытий на уроке. А о чем пойдет речь на уроке, вы узнаете позже. Надеюсь на уроке у вас будет прекрасное настроение. Вы будете внимательными, активными и у нас все получится. А я вам буду помогать.
-
Актуализация знаний
1. Прочитайте слова. Что общего между этими понятиями? Распределите слова на группы по признакам.
Час, метр, километр, секунда, дециметр, минута.
-Расположите их в порядке возрастания и озаглавьте группу.
(единицы времени, единицы длины)
2. Прочитайте задачу, обсудите в парах и попробуйте ответить на вопрос.
Дима и Вова соревновались в беге. Они выбежали одновременно из ворот и побежали к берегу озера. Дима пробежал это расстояние за 8 минут, а Вова за 5 минут. Кто бежал быстрее, Дима или Вова? Кто пробегал за 1 минуту большее расстояние?
-
Постановка проблемной ситуации
Саша и Петя соревновались в плавании. Саша проплыл 80 м за 20 с, а Петя 45 м за 15 с. Как узнать, кто плыл быстрее, Саша или Петя? У кого из них скорость движения больше?
— Запись в тетрадях
80:20=4 (м) за 1 с
45:15=3(м)за1с
Ответ: у Саша плыл быстрее
— Плывёт быстрее тот, кто за 1 с проплывает большее расстояние. Говорят, что у него скорость движения больше.
— Узелок на память:
Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.
— С какой новой величиной мы сегодня познакомились?
-Кто попытается сформулировать тему урока. (Скорость движения)
— Какие ещё величины характеризуют процесс движения? /Расстояние, время/
— Ребята, в каких единицах измеряют расстояние? /мм, см, дм, м, км/
— А в каких единицах измеряют время? /секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век/
— Догадайтесь, а какими будут единицы измерения скорости? /м/с, м/мин, км/с, км/мин, км/ч/
— Из каких единиц образуются единицы скорости? /Из единиц длины и единиц времени/.
— А как узнать скорость движения? Вернёмся к нашей задаче.
Узелок на память
— Надо расстояние разделить на время.
— Что вы узнали о величине скорость? (в каких единицах измеряется, как узнать скорость)
IV. Первичное закрепление
— Что общего между объектами? /Все передвигаются по воздуху/
— Соотнесите объект с его скоростью.
Бабочка-1м/с
Вертолет-310км/ч
Самолет-800км/ч
Ракета-12км/с
Гусь-96км/ч
— Кто был первым космонавтом? (Ю. Гагарин)
— В 1961 году гражданин Советского Союза на корабле «Восток» преодолел земное притяжение за 108 минут.
V. Физминутка
VI. Работа над темой
— Молодцы! Мы сегодня много узнали, но, главное, мы научились находить скорость движения. Как вы думаете, сможем ли мы решить задачу без помощи? /Попробуем/
— Самолёт за 4 минуты пролетел 60 км. Его скорость в 5 раз больше скорости вертолета. Чему равна скорость движения вертолета?
1) 60:4=15(км/ч)
2) 15:5=3(км/ч)
Ответ: скорость вертолета 3км/ч
Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 3 действия.
(На сколько скорость самолёта больше скорости вертолёта? На сколько скорость вертолёта меньше скорости самолёта? Во сколько раз скорость самолёта больше скорости вертолёта? Во сколько раз скорость вертолёта меньше скорости самолёта?)
VII. Самостоятельная работа
Разноуровневые задания
Реально оценив свои знания, каждый из вас выберет карточку определенного цвета, на которых предложены задания разные по степени сложности.
-
На голубых карточках – задание с 1 *:
Чему равна скорость движения птицы, если она за 5 часов пролетает 250 км? (250:5=50 (км/ч)
-
На розовых карточках – задание с 2 *.
Автомобиль за 3 часа проехала 270 км, а пассажирский поезд проехал 280 км за 4 ч. У кого из них скорость движения больше?
270:3=90(км/ч)
28064=70(км/ч)
Ответ:
Проверка. Самооценка.
VIII. Итог урока.
— Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли нам сделать на уроке много открытий.
— Вспомним девиз нашего урока.
— С какой величиной мы сегодня познакомились?
— В каких единицах измеряется скорость?
— Как найти скорость?
IX. Рефлексия.
— Довольны ли вы своей работой?
-Оцените свою работу на уроке.
— Ребята, перед вами «Лесенка знаний». На какую ступеньку вы себя поставите по итогам урока?
Ж – Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Ор- Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Кр – Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я очень доволен собой!
Поднимите карточки соответствующего цвета.
-Молодцы! Спасибо за хорошую работу!