Урок по математике в 4 классе по теме:
Сложение и вычитание
многозначных чисел.
Закрепление.
Учитель начальных классов
школы-интерната №3 ОАО «РЖД»
Балашова Людмила Николаевна.
Г. Ртищево.
Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление.
Цели урока:
образовательные: — закрепить навыки приемов сложения и вычитания многозначных чисел;
— закрепить умение решать задачи с вопросом в косвенной форме;
— развивать навыки работы с именованными числами;
— закрепить навыки устного счёта;
— отрабатывать умение решать задачи изученных видов;
— расширять кругозор обучающихся;
развивающие:
-
развитие у обучающихся:
— уверенности в себе;
— настойчивости в освоении новых действий;
— умения работать в группах;
— инициативы в создании идей и в их продвижении во время внутригруппового общения;
— коммуникативных навыков;
воспитательные:
-
воспитывать у обучающихся;
— самостоятельность;
— толерантное отношение друг к другу;
— взаимное сотрудничество и уважение;
— интерес к железнодорожным профессиям.
Оборудование: компьютерная презентация по теме урока, презентация с музыкой для физминуток, карточки с числами, газета «Вперёд»,индивидуальные карточки с заданиями, звёзды для рефлексии, железная дорога (игрушка).
Ход урока.
I.Организационный момент
.
(На экране появляется слайд с изображением весёлого паровозика, звучит музыка и тихий стук колёс поезда.)
Исходная мотивация. Релаксация.
— Представьте, что у вас есть надёжное убежище, в котором вы можете оказаться в любой момент. Это наш веселый, добрый паровозик. Мысленно окажитесь там, рассмотрите, что вас окружает. Вы знаете, что вы здесь хозяин, вас никто не обидит. Вы слушаете приятную музыку. Вам хорошо и спокойно в этом вагончике.
Теперь мысленно возвращайтесь в реальность, в класс. Вы чувствуете уверенность в себе, вам хорошо и спокойно, вы готовы работать и учиться, вам ничего не угрожает, вы сильные и счастливые!
II. Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, мы с вами уже многое узнали, познакомились с разными видами задач, научились читать и записывать многозначные числа, сравнивать их, складывать и вычитать.
— На сегодняшнем уроке мы закрепим полученные знания.
III. Актуализация знаний.
1 — Начнем как обычно с устных вычислений.
— Решив правильно примеры, расшифруем данное слово. ( слайд 1)
560+240; 70267-10266; 15820+17001; 1000-140; 155+125; 610-120.
60001 | 32821 | 860 | 280 | 490 | |
п | о | е | з | д | а |
— Какое слово у нас получилось? ( Поезда). ( слайд 2)
— Вся наша жизнь непосредственно связанна с поездами. Вы дети железнодорожников, учитесь в железнодорожной школе-интернате, которая расположена рядом с железной дорогой.
— Ребята, а какой праздник отмечает железная дорога в этом году?
— 175 лет.
— Так в каком году пошли первые поезда?
— Как узнать? 2012-175=1837г. ( слайд 3)
— 30 октября 1837 года состоялось открытие I участка железной дороги Петербург-Царское село.
— Ребята, а в каком это было веке? ( слайд 4)
— 175 лет назад пошел первый поезд, который состоял из восьми вагонов и ехал со скоростью 40 км/час.. А современные скоростные поезда развивают скорость до 200 км/час..
— Во сколько раз скорость поездов увеличилась?
— Но 175 лет назад, в 19 веке и сейчас в 21 веке путешествие начинается с …? (вокзала)
( слайд 5 )
2. Работа со словарными словами.
— Вокзал- словарное слово, какую букву мы запоминаем?
— На вокзале для нашего путешествия мы должны купить билет. Где мы это сделаем?
— КАССА,- Какая орфограмма спряталась в этом слове?
3. Работа над задачей.
— Цена взрослого билета 90 рублей, это в три раза дороже детского.
— Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в два действия.
4. Работа по группам.
— Данил, Аня, Дима, Слава- ответят еще на один вопрос.
— Сколько необходимо денег, чтобы купить билеты на наш класс?
— Какой ответ получился? 510 рублей.
— А если ещё и на меня купить? 600 рублей.
— Ребята подумайте, сколько сдачи мы получим с тысячи рублевой купюры?
— Билеты приобретены, и мы отправляемся в вагон. ( слайд 6 )
— Проводница- наша родительница Батищева Анна Борисовна провожает нас в купе.
— Сколько нам необходимо купе, если в каждом по 4 места.
Нас 17 человек. И меня не забудьте. 18:4=4 ( 2 остаток)
IV. Физическая минутка для глаз. Презентация с музыкой.
— А теперь глазки открыли и следите за нашим волшебным паровозиком.
( слайд 7)
V. Работа над пройденным материалом.
— Мы заняли свои места и отправляемся в путь. Ехать нам не долго, но чтобы время прошло не заметно решите уравнения
.
1. Решение уравнений. ( учебник стр. 69 №8)
На доске Ярослав и Максим
Х+150=100*6 Х-150=10*7
Взаимопроверка
— Найдите в классе карточку, на которой написано число: корень уравнения первого варианта; корень уравнения второго варианта.
— Если мы выстроим числа по возрастанию и перевернем карточки, то получим фамилию братьев, которые изобрели первый паровоз. ( Черепановы)
( слайд 8 )
— Наш поезд остановился около локомотивного депо, которое является центральным предприятием на Ртищевском железнодорожном узле. Оно ровесник участка дороги, оно ровесник города.
— То есть рабочий стаж локомотивного депо отсчитывается с …
2. Самостоятельная работа с проверкой.
— А впрочем… Давайте решим пример, а правильный ответ будет годом основания локомотивного депо.
91497-(28284+61342)=1871 ( слайд 9 )
VI. Физкультминутка. Презентация с музыкой.
( Прогулка по лесополосе)
Лесополоса- специально высаженные деревья вдоль железнодорожного полотна.
VII. Закрепление.
-
Работа над задачей.
— С 1871 года в депо эксплуатировались локомотивы всех видов от паровозов, которые изобрели братья Черепановы до современных электровозов. А последние 10 лет в Ртищевском локомотивном депо проходят испытания новых тепловозов. Очень приятно было открыть одну из последних газет «Вперед» и увидеть там фотографию папы Димы Шмыгина, Александра Евгеньевича Шмыгина, одного из лучших машинистов-испытателей ст. Ртищево. Газета « Вперёд»
— У кого еще родственники работают машинистами или помощниками машинистов?
— Именно про Ваших родителей следующая задача на стр. 70 №21, читает Дима Шмыгин.
Разбор и решение задачи у доски.
2. Разноуровневые задания. Карточки.
( слайд 10 )
3. Решение геометрической задачи.
— На станции Ртищево-2, которая начинается сразу за локомотивным депо, одновременно могут находится сразу 16 составов. Представляете, какая она большая? Её длина 1000 метров, ширина в 5 раз меньше. Найдите площадь станции, самостоятельно.
Проверка. ( слайд 11)
4. Тест.
— Наше воображаемое путешествие подошло к концу. Но нам необходимо вернуться назад в класс. Что нам поможет это сделать, вы узнаете, выполнив тестовое задание. ( слайд 12)
— Записывайте себе в тетрадь только буквы правильных ответов.
Р Ж Д
— Помогут нам вернуться в класс Российские Железные Дороги.
-
Итог урока.
— На новом скоростном тепловозе «Пересвет», Димин папа Александр Шмыгин в одно мгновение вернул нас в класс.
— Я думаю, что Дима и многие ребята гордятся своими родителями.
-А кем во хотите быть, когда вырастите? ( слайд 13)
— Для этого нужно много знать, хорошо учиться. Вот сегодня на уроке вы хорошо потрудились! Но дома вас ждут интересные задания .
1. Домашнее задание.
Учебник стр. 70 № 21,стр. 69 № 19 .( № 17 по желанию) (слайд 14)
2. Развитие умений соотносить цель и результат.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
РЕФЛЕКСИЯ (слайд 15) -Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
-На следующем уроке мы
— Сегодня на уроке мы обобщили знания о многозначных числах. Наш урок подошёл к концу. Вы хорошо потрудились и показали свои знания.
( слайд 16 )
— К нам на урок, по игрушечной железной дороге ,приехал весёлый паровозик да не простой , а золотой с оценками да подарками.
— Выберите цвет звёзды по вашему настроению в конце урока и расположите её на нашей железной дороге.
-Спасибо всем за урок. Молодцы!