«Сложение и вычитание смешанных дробей»
класс: 5
УМК
Способствовать развитию умений узнавать, сравнивать смешанные дроби,назвать их свойства; совершенствовать навыки сложения и вычитания смешанных дробей; содействовать развитию наблюдательности, мышления | |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Планируемые | Предметные: научатся – выполнять арифметические действия с дробями; выделять целую часть из неправильной дроби и представлять смешанное число в виде неправильной дроби; получат возможность научиться – применять на практике; Метапредметные: познавательные – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, коммуникативные – умеют слушать собеседника и вести диалог, владеют диалогической формой речи, вступают в речевое общение; регулятивные – организовывают свое рабочее место под руководством учителя; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Организационная структура урока
Обучающие | Деятельность | Деятельность | Универсальные | |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала | Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку. Всем, всем – добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться! | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания | Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место |
II. Актуализация знаний | Устный счет
| Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Продолжите закономерность. На доске: 1, 5, 9, 13, … (17, 21.) | Выполняют задания устного счета
Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. | Личностные: осознают свои возможности в учении; самостоятельно высказывают правила поведения на уроке, соблюдают их. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
|
Фронтальный опрос | — Назовите отличия правильной и неправильной дробей? — Что показывает числитель дроби? — Что показывает знаменатель дроби? — Какую часть часа составляет 15 минут, 30 минут, 45 минут, 60 минут?
| |||
III. Сообщение темы урока |
Сообщение темы урока. Определение целей урока |
Для записи дробных чисел, наряду с правильными и неправильными дробями используют ещё и так называемые смешанные дроби. Ребята, давайте рассмотрим следующую задачу: 10 яблок разделили между 3 братьями. Сколько яблок досталось каждому?
— Что делать с остатком?
— Тогда каждому достанется
части. — Для такого «комбинированного» числа , которое складывается из натурального числа и дроби в математике есть обозначение
Такую запись называют смешанной дробью.
|
Слушают — 3 целых яблока и 1 остаётся.
— Разделить 1 яблоко ёще на 3 части и раздать каждому по одной части. |
Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
IV. Изучение нового материала | Фронтальная работа | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Проводит беседу по иллюстрации. — Какая часть фигуры закрашена?
— 1 += — мы видим равные дроби, это говорит о том, что из неправильной дроби мы выделили целую часть, получили смешанное число. Но верно и обратное действие, т.е
— Это говорит о том, что из смешанного числа мы получили неправильную дробь. — Итак, сегодня вы узнаете: Существует правило перевода смешанного числа в неправильную дробь и обратно. -прочитайте правило на стр.161
Рассмотрим задачу № 574
— Важно помнить! Смешанное число – это сумма натурального числа и дроби. 1)2 ½+3/4=2+1/2+3/4=2+2/4+3/4=2+5/4=2+ +1 ¼=2+1+1/4=3+1/4=3 ¼ (м)-на жакет. 2) 2 ½ + 3 ¼ =2+1/2 +3+1/4=5+2/4+1/4=5+3/4=5 ¾ (м) – всего на костюм. — Вычислять разности в которых одно число или оба являются смешанными дробями труднее.
Рассмотрим задачу №587 (б) 1)17 ½ — 2 ¾ =15 ½ — ¾ =14+1+ ½ — ¾ =14+ 1 ½ — ¾ = 14 + 3/2 — ¾ = 14 + 6/4 – ¾= 14+3/4=14 ¾ (км/ч)-собственная скорость 2) 14 ¾ — 2 ¾ =12 ¾ — ¾ =12 + ¾ — ¾ =12(км/ч)-против течения. | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Решают задачу в рабочей тетради.
Один ученик читает, остальные слушают, анализируют
Один ученик читает задачу, остальные слушают, анализируют, делают краткую запись.
Делают краткую запись | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определяют круг своего незнания; логические – наблюдают и делают самостоятельные простые выводы; осуществляют выбор оснований |
Физкультминутка | Зарядка для глаз | Закрытыми глазами делают упражнения для глаз (вверх, вниз, влево, вправо, зажмуривание), то же самое и с открытыми глазами. | Делают упражнения |
|
Решение задачи в игровой форме | Используем раздел «Игры и головоломки». Решим задачу с помощью игры «Конфеты»
| Один ученик работает около доски, комментируя все свои действия. | ||
Закрепление материала Вопросы и задания | Контрольные вопросы с учебника | — Прочитайте смешанную дробь 5 ¾ и назовите ее целые и дробные части. — На примере дроби 3 7/12 покажите как из неправильной дроби выделяют целую часть. Выполните обратное преобразование. — На примере суммы 3 4/5 + 2 3/5 расскажите, как складывают смешанные дроби. — Объясните как можно вычислить разность 2 1/3-5/6. | Отвечают на вопросы, комментируют | Познавательные: логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают выполнение своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении |
Контроль знаний | Тестовая форма работы | — Выполните тест по вариантам | Используя электронное пособие выполняют тест с самопроверкой | |
Рефлексия | Индивидуальная форма работы | Используем сингапурскую структуру 3-2-1 — Запишите: — 3 термина по теме «Смешанные дроби» — 2 примера на сложение и вычитание — 1 вопрос «Что не поняли» | Выполняют на листочках | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; структурируют знания; проявляют интерес к учебному материалу. Регулятивные: выделяют и осо-знают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы |
Домашнее задание |
| — Упр. на дом 562(б), 566(а), 572(в), 579(ж,з) | Записывают домашнее задание в дневниках |