Урок математики в 4 классе
по комплекту «Школа России» авторы: М.И. Моро, М.А.Бантова и др.
Учитель: Платонова О.А.
Тема урока: Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.
Цели:
-
Познакомить с приемом умножения на однозначное число многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
-
Закрепить умение решать задачи.
-
Повторить таблицу единиц времени.
Ход урока
-
Организационный момент.
Проверьте всё ли у вас готово к уроку?
Я хотела бы видеть вас активными, добрыми, мыслящими.
– Что необходимо для того, чтобы наш урок стал полезным и плодотворным для вас? (думать, считать, рассуждать, помогать друг другу и т.д.)
Тогда улыбнемся, друг другу и начнем наш урок.
-
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы повторим таблицу единиц времени, будем решать примеры и задачи и научимся умножать на однозначное число многозначное число, оканчивающееся нулями.
-
Устный счет.
Давайте, выполним следующее задание (задание на интерактивной доске).
-
5 лет = 60 мес.
-
10 мин = 600 сек.
-
6 ч = 360 мин.
-
4 в. = 400 лет.
-
2 г. 6 мес. = 29 мес.
Задача: В первую неделю декабря на фабрике изготовили 120 ёлочных игрушек, а во вторую неделю в 5 раз больше. Сколько игрушек изготовили во вторую неделю?
Сколько игрушек изготовили за эти две недели?
Как вы думаете, почему количество игрушек возрастает?
Арифметический диктант.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
1. 320 уменьшить в 8 раз. (40)
2. Найдите произведение чисел 250 и 0. (0)
3. Произведение чисел 900 и 9?(8100)
4. Первый множитель 800, второй множитель 3. Найдите произведение.(2400)
5. Найдите частное чисел 720 и 9.(80)
6. Делимое 450, делитель 5. Найдите частное.(90)
7. Найдите разность чисел 500 и 8.(492)
8. Уменьшаемое 940, вычитаемое 50. Чему равна разность? (890)
9. 70 увеличить в 8 раз.(560)
У.- А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на доске, назовите тему урока.
На доске: 40-У, 0-М, 8100-Н, 2400-О, 80-Ж, 90-Е, 492-Н, 890-И, 560-Е (УМНОЖЕНИЕ).
Сегодня на уроке мы научимся умножать многозначные числа на однозначные, когда в записи первого множителя есть нуль.
4. Объяснение нового материала.
1. Подготовительная работа.
Ученики решают на доске и в тетрадях примеры с развернутой записью:
-
500 х 6 = 5 сот. х 6 = 30 сот.= 3000
-
8000 х 9 = 8 тыс. х 9 = 72 тыс. = 72000
По ходу решения даются пояснения: 500 — это 5сот, 5сот. умножим на 6, получим 30сот. — это 3000.
2. Прием письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.
— Надо умножить 7400 на 8. Объясните, как это можно сделать. (Умножить 74 сот. на 8 , получится 592 сот.- это 59 200).
Запись: 7400 х 8 = 74 сот.х 8 = 59 200
— Решение таких примеров тоже можно записывать столбиками: если в первом множителе на конце записаны нули, то второй множитель подписывается не под единицами, а под первой цифрой справа, отличной от нуля так, чтобы нули остались справа. (Записывает учитель):
Запись:
— Умножим 74 сот. на 8. Объясняем кратко: четырежды восемь — 32; 2 пишем, 3 запоминаем; семью восемь — 56 да 3, это 59, пишем 59; и приписываем справа еще два нуля. Читаю ответ: 59 200.
Решение примеров на доске: 380*4; 410*8; 4700*9; 20700*9;
У: Мы с вами хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
5.Самостоятельная работа.
Вычисли, записывая решение столбиком.
420 · 8 = 3360
4700 · 5 = 23500
30700 · 9 = 276300
390 · 3 = 1170
6800 · 6 = 40800
20080 · 7 = 140560 (Проверка, ответы на доске)
6. Работа над пройденным материалом
Дети решают в тетрадях примеры по новой теме разного уровня сложности. Каждый ребенок получает свою карточку в зависимости от способностей. Учитель наблюдает за работой, при необходимости помогает.
1 уровень сложности.
Запиши в столбик и реши.
800 x 6
120 x 7
220 x 6
1250 x 5
Реши задачу.
У Коли было 110 марок, а у Саши в 4 раза больше.
Сколько марок было у Саши?
2 уровень сложности.
Запиши в столбик и реши.
1240 x 6
9 x 7200
410340 x 2
6 x 80700
(500-340) x 4
Решить задачу № 375
9.Подведение итогов.
Чему научились на уроке?
Научились решать примеры, запись которых оканчивается нулями. Повторяли соотношение между единицами времени, решали задачи.