Конспект урока математики
2 класс
Тема: «Уравнение. Решение уравнений методом подбора»
Цель: Формирование представления об уравнении и способе решения уравнения методом подбора.
Задачи:
1. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
2. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
3. Формировать УУД:
— Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
— Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
—Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
— Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Понимать, что такое «уравнение», «решить уравнение». Знать способ подстановки решения уравнения.
Уметь решать уравнения, читать математические выражения, неравенства, равенства.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
1. Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке. Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
2. Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
3. Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, тетрадь по математике, учебник по математике, раздаточный материал.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
| – Начинаем наш урок математики. Давайте вспомним, какие математические задания и упражнения мы умеем выполнять? – Как вы думаете, в математике существуют только эти выражения, или существуют еще другие, неизвестные нам пока, задания? – Хотели бы вы научиться новому? — А для чего вам нужны новые знания? – Мне очень приятно это слышать. Значит, будем учиться чему-то новому! — Под таким девизом и проведем наш урок. А начнем мы с решения логических задач.
| Отвечают на вопросы учителя. |
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
| Предлагает вниманию учащихся задачи. 1 . Логические задачи 1. Лена живет на третьем этаже, а Витя на шестом. Костя живет между ними. На каком этаже живет Костя? 2. Даша и Маша получили в школе пятёрки: одна – по математике, другая – по чтению. По какому предмету получила пятёрку Даша, если Маша получила эту оценку не по математике?
2.Найди девятый элемент (работа в парах) — Перед вами на партах лежат ответы в картинках. Вы работаете в парах. Вспомните правила работы в парах. Как только ответ будет готов, вы мне это покажете условным знаком «домик». Приступаем к работе. Ответ даем с обоснованием вашего выбора — Молодцы!
| Выполняют задания учителя. |
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| а) На доске задания:
78-40 . 45+20 18+12 . 94-64 62-12 . 36+14 54-30 . 16+16 23-6 . 50-25 35+35 . 49+21 ььььььь — Поставить знаки <;>; =. По одному у доски с объяснением. — На какие две группы можно разделить эти числовые выражения? -А к какой группе можно отнести вот эти математические выражения? (Учитель открывает закрытые на доске уравнения.) 17-х =9 6+х=13 х- 9= 8
-Правильно. А чем они отличаются от обычных равенств?
— А что мы заменяем буквой в математических выражениях?
— Как точнее можно назвать эти равенства?
— Может кто-то знает, как называются эти равенства в математике?
Попробуем сделать вывод. Уравнение – это… (учитель показывает знак “=”), которое содержит … (учитель показывает х)
– Сформулируйте задачи нашего сегодняшнего урока. Что мы должны научиться делать? – А моя учительская задача научить вас правильно работать с уравнениями.
|
Решают выражения у доски с объяснением. Равенства и неравенства.
Равенства.
Содержат букву.
Неизвестное число.
Эту запись можно назвать равенством, содержащим неизвестное число.
Уравнения.
Учащиеся формулируют вывод.
Ответы учеников. |
3. “Открытие” детьми нового знания.
| – Давайте осуществлять поставленные задачи. Внимательно посмотрите на данное уравнение. Что надо сделать, чтобы решить его?
17 – х = 9
– Методом подбора найдите это число. Докажите правильность ответа. – Что же вы сейчас сделали?
– Сравним свой вывод с выводом учебника на странице 80.
– Правильность выполнения уравнения надо доказывать. Для этого выполняется проверка. Сегодня мы комментируем проверку устно, неизвестное число находим методом подбора. | Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.
Это число 8. так как 17-8=9.)
Решили уравнение.)
Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным. Учащиеся читают вывод вслух.
|
4.Физкультминутка.
| Встаньте с места. Руки вниз. Ноги шире, три, четыре. Руки вверх все поднимите – Букву Х изобразите. Покачайтесь влево, вправо. Сколько иксов! Просто браво! Вновь за парты сядем дружно, Нам решать заданья нужно!
| Делают зарядку. |
5. Первичное закрепление.
| – Потренируемся решать уравнения способом подбора. Выполняем №1 на странице 80 учебника. Первый и второй столбики делаем с комментированием.
– Третий и четвертый столбики решаем самостоятельно.
– Проверяем выполнение задания.
| (Учащиеся комментируют решенные уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.)
Учащиеся комментируют решенные уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.
|
6. Включение в систему знаний и повторений (работа в парах).
| На столах у вас листочки с заданиями. Из предложенных выражений выпишите в столбик только уравнения. Сравните с эталоном на экране. – Докажите, что это уравнения. – Найдите в данном столбике лишнее уравнение, решите его способом подбора. Выбор уравнения обоснуйте. Х + 20 = 60 40 + Х = 60 Х + 30 = 60 Х + 40 = 90
| Учащиеся устно доказывают вариант своего выбора, после комментируют решение уравнения, подтверждая правильность ответа у одноклассников.
|
7. Рефлексия деятельности (итого урока).
| – Какую тему сегодня на уроке мы изучали? – Вспомним, какие задачи мы поставили на уроке? – Выполнили мы эти задачи? – Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте своё настроение. – Что будут делать те ребята, которые испытывали трудности при работе с уравнениями?
Приложение:
60- 30 = 30 Х + 20 = 60 90 – 40 >20 40 + Х = 60 Х + 30 = 60 70+20<100 Х + 40 = 90
| Высказывания учащихся.
|