Занятие — практикум в 9 классе, в рамках элективного курса по подготовке к итоговой аттестации по теме:

Решение задач на смеси и сплавы

Цели и задачи урока:

  • Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение задач на смеси и сплавы» в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ;

  • Формирование навыков применения знаний в нестандартной ситуации;

  • Развитие логического мышления и способности самостоятельно решать задачи;

  • Формирование навыков грамотного оформления решений задач ;

  • Повышение интереса к предмету, расширением межпредметных связей.

Ход урока

Задачи, которые мы будем решать, относятся к традиционным задачам математики. Они охватывают большой круг ситуаций: смешение жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах.

Мы рассмотрим задачи на смешение, которые можно решить не только алгебраически, то есть с помощью уравнения, но и арифметическим способом.

Для успешной работы нам понадобится повторить основные понятия этой темы.

I. Фронтальная работа с классом.

1. Что такое процент?

2. Как перевести процент в дробь?

3. Как перевести дробь в проценты?

4. Как найти дробь от числа? А число по значению его дроби?

5. Сформулируйте определение концентрации.

(Концентрация вещества в смеси – это часть, которую составляет масса вещества в смеси от массы смеси) Нахождение части от целого.

В химии вы называли эту величину массовой долей вещества.

Концентрация вещества может быть указана и числом и %.

2. Объясните значение высказываний:

а) Концентрация раствора 3 %;

(В 100 г раствора содержится 3 г вещества).

в) Молоко имеет 1,5 % жирности;

(В100 г молока содержится 1,5 г жира).

с) золотое кольцо имеет 583 пробу?

(В1 г кольца содержит 583 миллиграмма золота).

II. Решение задач

При решении задач данного типа следует учесть

1. Всегда выполняется «закон сохранения объема и массы»: если 2 сплава (раствора) соединяются в 1 «новый» сплав (раствор), то выполнятся равенства:

сохраняется объем;

сохраняется масса.

2. Точно такой же закон сохранения выполняется для отдельных составляющих частей (компонент) сплава (раствора): массы этих частей в «новом» сплаве равны сумме масс каждой из компонент, входящих в 1 и 2 сплавы (растворы)

  1. В сосуд, содержащий 5 литров 12% водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Для решения задачи я попрошу вас заполнить таблицу, которая находится у вас на столе.

Концентрация

Вещества в растворе

Объем воды

Объем раствора

1.

12%

л

5 л

2.

?

л

7 л

л

Решение:

1) 0,6:12=0,05=5% — концентрация получившегося раствора.

Ответ: 5%.

Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.

Заполняем 4-й столбик. Здесь мы указываем объем каждого раствора. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов.

Теперь заполним 2-й столбик. Найдем объем вещества в 1-ом растворе.

2. Смешали некоторое количество 15% раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Концентрация

Масса вещества

Масса раствора

1.

15%

2.

19%

0,19х

3.

?

Решение:

1) — концентрация получившегося раствора

Ответ: 17%.

3. Смешали 4 литра 15% водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25% водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?

Концентрация

Масса вещества

Масса раствора

1.

15%

л

4 л

2.

25%

л

6 л

3.

?

л

10 л

Решение:

1) 2,1: 10=0,21=21% — концентрация получившегося раствора

Ответ: 21%.

4. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Концентрация никеля

Масса никеля

Масса сплава

1.

10%

2.

30%

3.

25%

кг

200 кг

Решение:

5. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.

Концентрация меди

Масса меди

Масса сплава

1.

10%

2.

40%

3.

30%

Решение:

(кг) — масса первого сплава

(кг) — масса третьего сплава

Ответ: 9 кг.

6. Смешав 30% и 60% растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36% раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50% раствора той же кислоты, то получили бы 41% раствор кислоты. Сколько килограммов 30% раствора использовали для получения смеси?

Задача 6

Концентрация кислоты

Масса кислоты

Масса воды

Масса раствора

1.

30%

2.

60%

3.

10 кг

10

4.

36%

Составим первое уравнение системы:

Концентрация кислоты

Масса кислоты

Масса раствора

1.

30%

2.

60%

3.

50%

кг

10 кг

4.

41%

Составим второе уравнение системы:

.

Получили систему:

7. Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?

Задача 7

Концентрация кислоты

Масса кислоты

Масса раствора

1.

30 кг

2.

у

20 кг

3.

68%

кг

(кг)

Составим первое уравнение системы:

Второе уравнение системы :

Получили систему:

(кг) — масса кислоты в 1 сосуде.

Ответ: 18 кг.

Подведем итог урока. Сегодня мы познакомились с алгебраическим и арифметическим способами решения задач на смешение. Научились математически грамотно оформлять решение задач подобного типа, что ни мало важно для успешной сдачи экзамена. Дома еще раз осмыслить способ решения и я думаю, что на уроках алгебры и при подготовке к итоговой аттестации вы успешно примените этот способ.

Домашнее задание:

  • Решить систему уравнений из задачи 6.

  • Найти или составить задачу на смеси и сплавы и решить ее.

  • Подготовиться к самостоятельной работе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here