Занятие — практикум в 9 классе, в рамках элективного курса по подготовке к итоговой аттестации по теме:
Решение задач на смеси и сплавы
Цели и задачи урока:
-
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Решение задач на смеси и сплавы» в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ;
-
Формирование навыков применения знаний в нестандартной ситуации;
-
Развитие логического мышления и способности самостоятельно решать задачи;
-
Формирование навыков грамотного оформления решений задач ;
-
Повышение интереса к предмету, расширением межпредметных связей.
Ход урока
Задачи, которые мы будем решать, относятся к традиционным задачам математики. Они охватывают большой круг ситуаций: смешение жидкостей с различным содержанием соли, кислот разной концентрации, сплавление металлов с различным содержанием некоторого металла. Когда-то они имели исключительно практическое значение. В настоящее время эти задачи часто встречаются в тестах на выпускных экзаменах в 9 и 11 классах.
Мы рассмотрим задачи на смешение, которые можно решить не только алгебраически, то есть с помощью уравнения, но и арифметическим способом.
Для успешной работы нам понадобится повторить основные понятия этой темы.
I. Фронтальная работа с классом.
1. Что такое процент?
2. Как перевести процент в дробь?
3. Как перевести дробь в проценты?
4. Как найти дробь от числа? А число по значению его дроби?
5. Сформулируйте определение концентрации.
(Концентрация вещества в смеси – это часть, которую составляет масса вещества в смеси от массы смеси) Нахождение части от целого.
В химии вы называли эту величину массовой долей вещества.
Концентрация вещества может быть указана и числом и %.
2. Объясните значение высказываний:
а) Концентрация раствора 3 %;
(В 100 г раствора содержится 3 г вещества).
в) Молоко имеет 1,5 % жирности;
(В100 г молока содержится 1,5 г жира).
с) золотое кольцо имеет 583 пробу?
(В1 г кольца содержит 583 миллиграмма золота).
II. Решение задач
При решении задач данного типа следует учесть
1. Всегда выполняется «закон сохранения объема и массы»: если 2 сплава (раствора) соединяются в 1 «новый» сплав (раствор), то выполнятся равенства:
– сохраняется объем;
– сохраняется масса.
2. Точно такой же закон сохранения выполняется для отдельных составляющих частей (компонент) сплава (раствора): массы этих частей в «новом» сплаве равны сумме масс каждой из компонент, входящих в 1 и 2 сплавы (растворы)
-
В сосуд, содержащий 5 литров 12% водного раствора некоторого вещества, добавили 7 литров воды. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Для решения задачи я попрошу вас заполнить таблицу, которая находится у вас на столе.
Концентрация | Вещества в растворе | Объем воды | Объем раствора | |
1. | 12% | л | — | 5 л |
2. | ? | л | 7 л | л |
Решение:
1) 0,6:12=0,05=5% — концентрация получившегося раствора.
Ответ: 5%.
Заполняем 1-й столбик. Здесь мы указываем концентрацию растворов.
Заполняем 4-й столбик. Здесь мы указываем объем каждого раствора. Считаем, что при смешении нет потерь массы, то есть масса смеси равна сумме масс смешиваемых растворов.
Теперь заполним 2-й столбик. Найдем объем вещества в 1-ом растворе.
2. Смешали некоторое количество 15% раствора некоторого вещества с таким же количеством 19% раствора этого вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Концентрация | Масса вещества | Масса раствора | |
1. | 15% |
|
|
2. | 19% | 0,19х |
|
3. | ? |
|
|
Решение:
1) — концентрация получившегося раствора
Ответ: 17%.
3. Смешали 4 литра 15% водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25% водного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
Концентрация | Масса вещества | Масса раствора | |
1. | 15% | л | 4 л |
2. | 25% | л | 6 л |
3. | ? | л | 10 л |
Решение:
1) 2,1: 10=0,21=21% — концентрация получившегося раствора
Ответ: 21%.
4. Имеется два сплава. Первый содержит 10% никеля, второй — 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий 25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?
Концентрация никеля | Масса никеля | Масса сплава | |
1. | 10% |
|
|
2. | 30% |
|
|
3. | 25% | кг | 200 кг |
Решение:
5. Первый сплав содержит 10% меди, второй — 40% меди. Масса второго сплава больше массы первого на 3 кг. Из этих двух сплавов получили третий сплав, содержащий 30% меди. Найдите массу третьего сплава. Ответ дайте в килограммах.
Концентрация меди | Масса меди | Масса сплава | |
1. | 10% |
|
|
2. | 40% |
|
|
3. | 30% |
|
|
Решение:
(кг) — масса первого сплава
(кг) — масса третьего сплава
Ответ: 9 кг.
6. Смешав 30% и 60% растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36% раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50% раствора той же кислоты, то получили бы 41% раствор кислоты. Сколько килограммов 30% раствора использовали для получения смеси?
Задача 6
Концентрация кислоты | Масса кислоты | Масса воды | Масса раствора | |
1. | 30% |
|
|
|
2. | 60% |
|
|
|
3. | — | — | 10 кг | 10 |
4. | 36% |
|
|
|
Составим первое уравнение системы:
Концентрация кислоты | Масса кислоты | Масса раствора | |
1. | 30% |
|
|
2. | 60% |
|
|
3. | 50% | кг | 10 кг |
4. | 41% |
|
|
Составим второе уравнение системы:
.
Получили систему:
7. Имеются два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй — 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
Задача 7
Концентрация кислоты | Масса кислоты | Масса раствора | |
1. |
|
| 30 кг |
2. | у |
| 20 кг |
3. | 68% | кг | (кг) |
Составим первое уравнение системы:
Второе уравнение системы :
Получили систему:
(кг) — масса кислоты в 1 сосуде.
Ответ: 18 кг.
Подведем итог урока. Сегодня мы познакомились с алгебраическим и арифметическим способами решения задач на смешение. Научились математически грамотно оформлять решение задач подобного типа, что ни мало важно для успешной сдачи экзамена. Дома еще раз осмыслить способ решения и я думаю, что на уроках алгебры и при подготовке к итоговой аттестации вы успешно примените этот способ.
Домашнее задание:
-
Решить систему уравнений из задачи 6.
-
Найти или составить задачу на смеси и сплавы и решить ее.
-
Подготовиться к самостоятельной работе.