Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,

Областной центр диагностики и консультирования

Конспект урока по математике во 2 классе С(К)ОУ VIII вида

на тему: «Сложение и вычитание в пределах 13»

Разработала и провела:

учитель-дефектолог

Кузнецова Наталия Юрьевна.

2011-2012 уч.год

Цель: формировать вычислительные навыки в пределах 13.

Задачи:

1) образовательная: формирование вычислительных навыков в пределах 13;

2) коррекционно-развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, познавательной активности;

3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, доброе отношение к окружающей природе, воспитывать навыки правильного поведения на уроке.

Тип урока – урок закрепления.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. 1-2 мин.

  2. Устный счет. 7 мин.

  3. Проверка дом. задания. 5-7 мин.

  4. Закрепление изученного. 15 мин.

  5. Физминутка. 2 мин.

  6. Работа с геометрическим материалом. 7 мин.

  7. Подведение итога. 3 мин.

  8. Домашнее задание. 1-2 мин.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечание

1.

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

— Сегодня на уроке мы закрепим решение примеров и задач в пределах 13.

Учащиеся приветствуют учителя.

Учитель проверяет готовность к уроку.

2.

Устный счет.

— Я предлагаю вам заглянуть в осенний лес и посмотреть, как звери готовятся к зиме. Но сначала немного разомнемся.

1) — Назовите числа от 6 до 10, от 7 до 12, от 11 до 5, от 13 до 8.

2) — Назовите соседей числа 10 (11, 12).

3) -За каким числом стоит число 10?

— Какое число стоит перед числом 13?

-Какое число идет после 10?

В лес осенний мы попали

Суета вокруг стоит

Урожай все собирают

И готовятся к зиме.

— Кого мы повстречали в осеннем лесу?

Отгадайте загадку:

Словно ёлка,

Весь в иголках.

Пальчиковая гимнастика «ЕЖ»

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош.

— Что любит собирать ёж?

— Давайте поможем ежу собрать яблоки.

4) Состав числа 10.

10 это – 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.

— Что ещё любит собирать ёж?

— Помогите ежу собрать грибы.

11 это 10 и ? 12 это 10 и ? 13 это 10 и ?

Учащиеся отвечают на вопросы

(фронтальная работа)

Ответы учащихся.

Учащиеся соединяют половинки яблок так, чтобы в сумме получилось 10.

Работа с опорой на числовой ряд.

Открываю плакат с изображением осени.

Учитель просит давать полные ответы.

Учащиеся по одному выходят к доске.

Работа у доски.

3.

Проверка домашнего задания.

— Что делает ёж зимой?

— Чем устилает он норку?

— Проверим как решили примеры дома и поможем ежу утеплить своё жилище.

— Если решили верно, то получится название последнего осеннего месяца.

— Читаем хором — ноябрь.

Ответы учащихся.

Учащиеся называют ответы примеров, решенных дома.

Учитель переворачивает листочки с ответами примеров и собирает слово – ноябрь.

4.

Закрепление изученного.

— Скажите кто ещё из зверей делает запасы на зиму? Отгадайте загадку:

Сделал дыру,

Вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.

— Крот любит порядок и счёт всему.

— Давайте посчитаем его запасы.

1) Работа с аббаком.

— Образуйте число 1дес.1ед., 1дес., 1дес.2ед., 2ед., 2 дес., 1дес.3ед.

— Что это за число? Назовите. Запишите в тетради. Подчеркните цифру десятков красным, цифру единиц – синим.

— Молодцы. Что делает крот в зимнее время?

Крот.

Сильные ученики работают у доски, слабые в тетради.

Спит.

На доске аббак-десятки-единицы.

5.

— Давайте пройдёмся по осеннему лесу.

Физминутка.

Если по лесу шагаешь-

Смотришь вправо, смотришь влево.

Там метнулся быстрый заяц.

Здесь клубком свернулся ёж.

2) Работа над задачей.

— Отгадайте кто ещё хлопочет в осеннем лесу? Загадка:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

— Как белочка готовится к зиме?

— Что она запасает?

— Куда она всё прячет?

— Составьте задачу по краткому условию.

( В одну кладовку белочка спрятала 10 орехов, а в другую на 2 ореха больше. Сколько орехов спрятала белка во вторую кладовку?)

— Запишем условие задачи.

— Повторите вопрос задачи.

— Запишем решение.

— Мы ответили на вопрос задачи?

— Запишем ответ.

— Как же белочка находит запасы?

— У белочки очень хорошая зрительная память. Она помнит куда прячет запасы.

Зрительная и дыхательная гимнастика.

а) гимнастика для глаз:

влево-вправо

вверх-вниз

по кругу глазами.

Закрыли ладошкой глаза(глаза открыты).

Смотрим темноту.

Зажмурили сильно, сильно, сильно и открыли.

б) дыхательная:

Вдох носом, выдох через рот.

Вдох – 1, 2, 3 носом, выдох длинный через рот.

в) Ладошка на уровне рта.

Вдохнуть воздух носом глубоко.

Задержать дыхание.

И сильно ртом выдохнуть. (это четырехфазное дыхание)

— Часто поздней осенью — в ноябре выпадает первый снег.

3) Решение примеров. Работа с учебником.

— Продолжим считать запасы белки. Решим примеры. Откройте учебник на странице….

— Вспомним названия чисел при сложении (вычитании).

  • Молодцы.

Самостоятельная работа.

  • Решите примеры и запишите правильный ответ.

Физминутка:

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Белка.

Учащиеся составляют условие задачи по краткой записи.

Учащиеся проговаривают хором.

Учащиеся по одному выходят к доске и решают примеры.

Учитель вывешивает картинку с белкой.

Использует таблицу – схему к задаче.

На ладошке ватка-снежинка. При выдохе учащиеся сдувают её с ладошки.

Учащиеся, работающие у доски проговаривают названия компонентов сложения и вычитания.

Работа по карточкам.

Учитель использует индивидуальный и дифференцированный подход.

6.

Работа с геометрическим материалом.

— Кто из зверей не делает запасы?

— Кто спрятался здесь в листве среди травы уши больше головы?

Пальчиковая гимнастика «ЗАЙЦЫ»

— Кто там скачет на лужайке?

Это длинноухий зайка.

— Зайчиха покормила их и убежала, чтобы не привлечь волка или лису.

— Как называют осенних зайчат, которые появляются в ноябре? (листопадничками)

— Что отличает зайцев от других зверей? (длинные уши)

— Длина ушей у первого зайца – 4 см, а у второго – 6 см.

— Начертим отрезки.

— Какой отрезок длиннее?

— Какой короче?

— Чем питаются зайцы в осеннее время ? (травой) А в зимнее? (корой молодых побегов)

Работа по карточкам.

— Измерьте длину побегов и начертите отрезки в тетради.

— Какой длины первый отрезок?

— Какой длины второй отрезок?

— Какой длиннее? (короче?)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся отвечают полными ответами.

Учащиеся самостоятельно работают в тетради.

Учитель вывешивает картинку зайцев.

Учитель помогает слабым учащимся.

7.

Подведение итога урока.

— Наше путешествие по осеннему лесу закончилось.

— На уроке хорошо работали…

8.

Домашнее задание. С. …, № ….

Карточка № 1.

13 – 3 =

12 – 2 =

10 + 3 =

12 – 10 =

11 – 1 =

10 +2 =

Карточка № 2.

10 + 3 =

12 – 10 =

11 – 1 =

10 + 2 =

Карточка № 3.

13 – 3 =

10 + 3 =

Использованная литература:

1. Учим играя 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике/ авт.-сост. Лазуренко Л.В. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.- М., «Просвещение», 1978

3. Эк В.В.. Математика. Учебник для 2 класса С(К)ОУ VIII вида. –– М., «Просвещение», 2004.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here