Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Областной центр диагностики и консультирования
Конспект урока по математике во 2 классе С(К)ОУ VIII вида
на тему: «Сложение и вычитание в пределах 13»
Разработала и провела:
учитель-дефектолог
Кузнецова Наталия Юрьевна.
2011-2012 уч.год
Цель: формировать вычислительные навыки в пределах 13.
Задачи:
1) образовательная: формирование вычислительных навыков в пределах 13;
2) коррекционно-развивающая: развитие памяти, внимания, мышления, речи, мелкой моторики, познавательной активности;
3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, доброе отношение к окружающей природе, воспитывать навыки правильного поведения на уроке.
Тип урока – урок закрепления.
Этапы урока:
-
Организационный момент. 1-2 мин.
-
Устный счет. 7 мин.
-
Проверка дом. задания. 5-7 мин.
-
Закрепление изученного. 15 мин.
-
Физминутка. 2 мин.
-
Работа с геометрическим материалом. 7 мин.
-
Подведение итога. 3 мин.
-
Домашнее задание. 1-2 мин.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1. | Организационный момент. Сообщение темы урока. — Сегодня на уроке мы закрепим решение примеров и задач в пределах 13. | Учащиеся приветствуют учителя. | Учитель проверяет готовность к уроку. |
2. | Устный счет. — Я предлагаю вам заглянуть в осенний лес и посмотреть, как звери готовятся к зиме. Но сначала немного разомнемся. 1) — Назовите числа от 6 до 10, от 7 до 12, от 11 до 5, от 13 до 8. 2) — Назовите соседей числа 10 (11, 12). 3) -За каким числом стоит число 10? — Какое число стоит перед числом 13? -Какое число идет после 10?
В лес осенний мы попали Суета вокруг стоит Урожай все собирают И готовятся к зиме. — Кого мы повстречали в осеннем лесу? Отгадайте загадку: Словно ёлка, Весь в иголках.
Пальчиковая гимнастика «ЕЖ» Маленький колючий ёж До чего же ты хорош.
— Что любит собирать ёж? — Давайте поможем ежу собрать яблоки. 4) Состав числа 10. 10 это – 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.
— Что ещё любит собирать ёж? — Помогите ежу собрать грибы.
11 это 10 и ? 12 это 10 и ? 13 это 10 и ? |
Учащиеся отвечают на вопросы (фронтальная работа)
Ответы учащихся.
Учащиеся соединяют половинки яблок так, чтобы в сумме получилось 10.
|
Работа с опорой на числовой ряд.
Открываю плакат с изображением осени.
Учитель просит давать полные ответы.
Учащиеся по одному выходят к доске.
Работа у доски. |
3. | Проверка домашнего задания.
— Что делает ёж зимой? — Чем устилает он норку? — Проверим как решили примеры дома и поможем ежу утеплить своё жилище.
— Если решили верно, то получится название последнего осеннего месяца.
— Читаем хором — ноябрь. |
Ответы учащихся.
Учащиеся называют ответы примеров, решенных дома. |
Учитель переворачивает листочки с ответами примеров и собирает слово – ноябрь. |
4. | Закрепление изученного. — Скажите кто ещё из зверей делает запасы на зиму? Отгадайте загадку: Сделал дыру, Вырыл нору, Солнце сияет, А он и не знает. — Крот любит порядок и счёт всему. — Давайте посчитаем его запасы. 1) Работа с аббаком. — Образуйте число 1дес.1ед., 1дес., 1дес.2ед., 2ед., 2 дес., 1дес.3ед. — Что это за число? Назовите. Запишите в тетради. Подчеркните цифру десятков красным, цифру единиц – синим. — Молодцы. Что делает крот в зимнее время?
|
Крот.
Сильные ученики работают у доски, слабые в тетради.
Спит. |
На доске аббак-десятки-единицы. |
5. | — Давайте пройдёмся по осеннему лесу. Физминутка. Если по лесу шагаешь- Смотришь вправо, смотришь влево. Там метнулся быстрый заяц. Здесь клубком свернулся ёж.
|
|
|
| 2) Работа над задачей. — Отгадайте кто ещё хлопочет в осеннем лесу? Загадка: Кто по ёлкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы.
— Как белочка готовится к зиме? — Что она запасает? — Куда она всё прячет? — Составьте задачу по краткому условию. ( В одну кладовку белочка спрятала 10 орехов, а в другую на 2 ореха больше. Сколько орехов спрятала белка во вторую кладовку?) — Запишем условие задачи. — Повторите вопрос задачи. — Запишем решение. — Мы ответили на вопрос задачи? — Запишем ответ. — Как же белочка находит запасы? — У белочки очень хорошая зрительная память. Она помнит куда прячет запасы.
Зрительная и дыхательная гимнастика. а) гимнастика для глаз: влево-вправо вверх-вниз по кругу глазами. Закрыли ладошкой глаза(глаза открыты). Смотрим темноту. Зажмурили сильно, сильно, сильно и открыли. б) дыхательная: Вдох носом, выдох через рот. Вдох – 1, 2, 3 носом, выдох длинный через рот. в) Ладошка на уровне рта. Вдохнуть воздух носом глубоко. Задержать дыхание. И сильно ртом выдохнуть. (это четырехфазное дыхание) — Часто поздней осенью — в ноябре выпадает первый снег.
3) Решение примеров. Работа с учебником. — Продолжим считать запасы белки. Решим примеры. Откройте учебник на странице…. — Вспомним названия чисел при сложении (вычитании).
Самостоятельная работа.
Физминутка: Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок всё тише, тише Деревцо всё выше, выше. |
Белка.
Учащиеся составляют условие задачи по краткой записи.
Учащиеся проговаривают хором.
Учащиеся по одному выходят к доске и решают примеры. | Учитель вывешивает картинку с белкой.
Использует таблицу – схему к задаче.
На ладошке ватка-снежинка. При выдохе учащиеся сдувают её с ладошки.
Учащиеся, работающие у доски проговаривают названия компонентов сложения и вычитания. Работа по карточкам. Учитель использует индивидуальный и дифференцированный подход.
|
6. | Работа с геометрическим материалом. — Кто из зверей не делает запасы? — Кто спрятался здесь в листве среди травы уши больше головы?
Пальчиковая гимнастика «ЗАЙЦЫ» — Кто там скачет на лужайке? Это длинноухий зайка.
— Зайчиха покормила их и убежала, чтобы не привлечь волка или лису. — Как называют осенних зайчат, которые появляются в ноябре? (листопадничками) — Что отличает зайцев от других зверей? (длинные уши) — Длина ушей у первого зайца – 4 см, а у второго – 6 см. — Начертим отрезки. — Какой отрезок длиннее? — Какой короче? — Чем питаются зайцы в осеннее время ? (травой) А в зимнее? (корой молодых побегов) Работа по карточкам. — Измерьте длину побегов и начертите отрезки в тетради. — Какой длины первый отрезок? — Какой длины второй отрезок? — Какой длиннее? (короче?)
|
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся отвечают полными ответами.
Учащиеся самостоятельно работают в тетради. |
Учитель вывешивает картинку зайцев.
Учитель помогает слабым учащимся.
|
7. | Подведение итога урока. — Наше путешествие по осеннему лесу закончилось. — На уроке хорошо работали… |
|
|
8. | Домашнее задание. С. …, № …. |
|
|
Карточка № 1.
13 – 3 =
12 – 2 =
10 + 3 =
12 – 10 =
11 – 1 =
10 +2 =
Карточка № 2.
10 + 3 =
12 – 10 =
11 – 1 =
10 + 2 =
Карточка № 3.
13 – 3 =
10 + 3 =
Использованная литература:
1. Учим играя 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике/ авт.-сост. Лазуренко Л.В. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.- М., «Просвещение», 1978
3. Эк В.В.. Математика. Учебник для 2 класса С(К)ОУ VIII вида. –– М., «Просвещение», 2004.