Методическая разработка к уроку в 7 классе по теме:
ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ
Учитель математики СОШ № 38
Кокаева С.А.
Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс
ЦЕЛЬ:
пользуясь правилом умножения многочленов, провести исследовательскую работу и вывести формулы (а±в)²=а²±2ав+в²; привитие навыка самостоятельной работы;
развитие творческой активности учащихся воспитание активности;
развитие логического мышления.
Методы обучения: исследовательская работа.
Формы организации урока: фронтальная и коллективная, индивидуальная.
Оборудование: доска, компьютер, проектор, раздаточный материал с условием самостоятельной работы.
-
I. Организационный момент.
-
II. Постановка проблемы: 4=5. Сегодня я сделаю все, чтобы доказать это. Если вы будете внимательны, то сможете это утверждение опровергнуть.
-
III. Устно:
-
Найдите квадраты выражений: 3; с; -4; 3m; 7у; x; 8; 2х; 10х;
(2с; 8; -8; 16; 16; 9; 6; 9m; 9m²; 6m²; 49у²; x²; 14у²; 64; x²; 2х²; 4х; 4х²; 100х²; 10х²; 20х²)
-
Найдите произведение выражений: х и у; 5 и n; 2х и 3; 8 и а; у и 9; 9 и 8у;
-
Чему равно их удвоенное произведение?
Мы умножали одночлены. А как многочлен умножить на многочлен?
-
IV. Работа в тетрадях.
-
Выполните умножение:
а) вместе
-
(а-х)(в-у)=
-
(5х-3)(4-3х)=
б) самостоятельно
-
(в-3)(а-2)=
-
(х+6)(х-5)=
-
= (m+n)(m+n)=m²+mn+mn+n²=
-
= (х+у)(х+у)=х²+ху+ху+у²=
-
= (с-d)(c—d)=c²-cd—cd+d²=
-
= (8-m)(8-m)=64-8m-8m+m²=
Квадрат суммы двух выражений равен сумме квадратов первого и второго выражений, плюс их удвоенное произведение.
(а+в)²=а²+2ав+в²
Квадрат разности двух выражений равен сумме квадратов этих выражений, минус их удвоенное произведение
(а-в) ²=а²-2ав+в²
Это формулы сокращенного умножения.
в) Геометрический смысл формулы квадрата суммы был приведен Эвклидом в «Началах»: «Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти два отрезка».
-
Тренажер
а) выбрать правильный ответ:
1. (с+1)² 1) с² + 11с + 121
2) с² — 22с + 121
3) с² + 22с + 121
2.(7y+6)² 1) 49y² + 42y + 36
2) 49y² + 84y + 36
3) 49y² + 84y + 12
3. ((1/3)x-3y)² 1) (1/9)x² — 2xy + 9y²
2) (1/9)x² — xy + 9y²
3) (1/6)x² + 2xy + 6y²
4.(p — q)² 1) p² — pq + q²
2) p² + 2pq + q²
3) p² — 2pq + q²
б) заполните таблицу
Квадрат первого выражения | Удвоенное произведение | Квадрат второго выражения | итог | |
(a+b) ² | a² | 2ab | b² | a²+2ab+b² |
(m+n) ² |
| 2mn |
|
|
( 8 – a) ² | 64 |
|
|
|
(2x+3) ² |
|
| 9 |
|
(10x—7y)² | 100x² |
|
|
|
-
VI. Закрепление: №799(г,е,и), 803(в,д).
-
VII. Самостоятельная работа:
I-ый уровень:
Заполните пропуски, чтобы равенство оказалось верным.
(а — …)² = …² — 2 … b + b²;
(m — …) ² = m² — 20m + … ²;
(5 + …) ² = … + … + а²;
61² = 3600 + … + 1 =… ;
II-ой уровень:
Представьте в виде многочлена.
(b + 3)² = (3 – 2x)² =
(y — 9) ² = (9 – 8y)² =
(p — q) ² = (7y + 6) ²=
III-ий уровень:
Решите уравнение. (4 — х)² — х (х — 5) = 4
-
VIII. Рассиотрим утверждению 4=5. Это «софизм», формально кажущееся правильным, но по существу ложное умозаключение, основанное на преднамеренно неправильном подборе исходных положений.
Рассмотрим две разности
16 – 36 и 25 – 45
Добавим 81/4, получим
16 – 36 + 81/4 = 25 – 45 + 81/4,
4² — 2 • 4 • 9/2 + (9/2)² = 5² — 2 • 5 • 9/2 + (9/2)²,
(4 – 9/2)² = (5 – 9/2)²,
4 – 9/2 = 5 – 9/2,
4 = 5.
Найди ошибку.
-
IX.Подведение итогов.
-
X. Домашнее задание: п. 32, № 799 (а, б, в, д), 800 (д, е, ж, з), 814 (а, б, в), 830.
Квадрат первого выражения | Удвоенное произведение | Квадрат второго выражения | ИТОГ | |
(а + b)² | a² | 2ab | b² | a² + 2ab + b² |
(m + n)² |
| 2mn |
|
|
(8 — a)² | 64 |
|
|
|
(2x + 3)² |
|
| 9 |
|
(10x – 7y) ² | 100x² |
|
|
|
Заполните пропуски, чтобы равенство оказалось верным.
(а — …)² = …² — 2 … b + b²;
(m — …) ² = m² — 20m + … ²;
(5 + …) ² = … + … + а²;
61² = 3600 + … + 1 =… ;
-
II-ой уровень:
Представьте в виде многочлена.
(b + 3)² = (3 – 2x)² =
(y — 9) ² = (9 – 8y)²=
(p — q) ² = (7y + 6) ² =
-
III-ий уровень:
Решите уравнение. (4 — х)² — х (х — 5) = 4